Файл: Субъекты предпринимательского права ( Понятие и предмет предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что весьма распространенным является мнение и о наличии третьей группы отношений, включаемой в предмет правового регулирования, - внутрихозяйственных отношений, складывающихся между обособленными подразделениями предприятия. Более того, Т.В. Кашанина полагает, что корпоративные, или внутрифирменные, отношения занимают центральное и доминирующее место в предмете предпринимательского права (отношения по управлению капиталами, находящимися в распоряжении корпорации; отношения по использованию ее материальных ресурсов и другие внутрифирменные отношения). Однако, с нашей точки зрения, данная группа отношений, несомненно, имеющая особенности своей статики и динамики, все же по своему фокусному смыслу и значению является только разновидностью первой группы отношений.

В частности, в настоящее время это механизмы, которые определяют взаимное позиционирование участников предпринимательских отношений с точки зрения наличия в этих отношениях свободы или несвободы, установления условий вхождения в отношения, в том числе определяющих пределы участия в этих отношениях, и т.д. Рыночное позиционирование участников предпринимательских отношений основано на сочетании таких правовых конструкций, как либеральная концепция прав человека (неотъемлемых прав человека), теория разделения властей, теории правового государства, необходимость учета публичных интересов и т.д. Естественно, непосредственно эти механизмы не являются предпринимательско -правовыми, тем не менее, ими определяются принципы взаимодействия, которые в конечном итоге позволяют формировать систему механизмов правового регулирования предпринимательских отношений, обеспечивающих их сохранение и дальнейшее развитие. Именно в рамках этой группы отношений одновременно формируются механизмы, описывающие пределы и государства, и предпринимателя в экономике, а также формируются участники предпринимательских отношений, к которым могут быть отнесены индивид, предприниматель, государство и гражданское общество.

Совокупность таких предпринимательских отношений формирует предмет правового регулирования предпринимательского права, который объединяет следующие группы предпринимательских отношений:

  • отношения, связанные с экономическим воспроизводством, реализуемым в процессе хозяйственной деятельности;
  • отношения, связанные с координацией (регулированием) экономического воспроизводства, реализуемого в процессе хозяйственной деятельности;
  • отношения, связанные с необходимостью обеспечения стабильности и сбалансированности первых двух групп отношений.

Предпринимательское право как система норм в рассматриваемой ситуации предстает как система, описывающая правовой механизм согласования предпринимательских интересов участников предпринимательских отношений, сформированных рыночной системой.

1.3. Предмет правового регулирования предпринимательского права

Определение предмета предпринимательского права является основным вопросом науки предпринимательского права, которая изучает предмет отрасли предпринимательского права, законодательства о предпринимательской деятельности и соответствующего учебного курса.

Кроме того, предмет чего-либо - явление подвижное. Предмет науки, отрасли, законодательства, учебного курса предпринимательское право - стремительно меняются, поскольку стремительно меняется основа правового регулирования - экономика. Необходимо учитывать и особенности российской экономики, которая все еще находится на стадии становления. При этом появляются все новые и новые области предпринимательских отношений, входящие в предмет предпринимательского права. Еще совсем недавно мало кто уделял внимание корпоративным отношениям. Лишь в 90-х гг. прошлого века появились первые работы по корпоративному праву[12]. А сегодня мы уже говорим о включении в предмет предпринимательского права отношений, связанных с саморегулированием, отношений, связанных с осуществлением профессиональной деятельности.

Следует отметить практическую значимость рассматриваемой проблемы[13]. Причем она имеет межотраслевое значение, поскольку четкое понимание того, что такое предпринимательская деятельность и каков предмет предпринимательского права, чрезвычайно важно, например, для уголовного, налогового, административного и других отраслей права.

Отсутствие четкости в понимании предмета предпринимательского права в значительной степени связано с отсутствием надлежащего определения предпринимательской деятельности в российском праве.

Определение предпринимательской деятельности, содержащееся в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, не отвечает необходимым требованиям, позволяющим отграничить предпринимательскую деятельность от иной деятельности.


Гражданский кодекс, будучи кодифицированным актом частного права, не дает и не может дать адекватного определения предпринимательской деятельности, поскольку она не является деятельностью частной ни по целям и задачам, ни по отношениям, возникающим в связи с осуществлением предпринимательской деятельности .

Как уже отмечалось, предпринимательская деятельность есть деятельность экономическая. Экономическая деятельность и экономика не являются исключительно сферой частной деятельности. Взгляд на экономику как на сферу частную есть взгляд не прошлого, а позапрошлого века. Современная экономика, это признается всеми более или менее грамотными экономистами, есть экономика смешанного типа, где публичные интересы, публичные отношения есть составная часть рыночных экономических отношений[14].

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что ни гражданское право, ни гражданское законодательство объективно не могут дать ответ на вопрос о том, что из себя представляет предмет предпринимательского права.

При определении предмета предпринимательского права мы должны определить его содержание. Представляется, что никакого противопоставления в этом случае быть не должно. Право регулирует отношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. Регулируя отношения, мы регулируем деятельность, однако именно деятельность определяет особенности регулируемых отношений, и поэтому так много внимания уделяется в литературе понятию предпринимательской деятельности[15].

В учебной и научной литературе справедливо подчеркивается, что предпринимательские отношения, составляющие предмет предпринимательского права, носят комплексный характер[16]. Одновременно говорится о сложном содержании и структуре предпринимательских отношений. Однако сложность содержания и структуры предпринимательских отношений, составляющих предмет предпринимательского права, не дает оснований отвергать их единство, не дает основания рассматривать их в качестве составных, состоящих из самостоятельных элементов.

Следует отметить, что комплексный характер предпринимательских отношений, признание предпринимательского права комплексной отраслью совсем не исключают самостоятельного характера самой отрасли, на что совершенно верно обращает внимание В.В. Лаптев[17].


Единство предпринимательских отношений подчеркивается многими авторами[18]. Так, И.В. Ершова отмечает, что предпринимательские отношения "взаимосвязаны, выступают в единстве, составляя предмет комплексной интегрированной отрасли предпринимательского права" [19].

Такой же точки зрения придерживается и Ю.С. Харитонова, которая пишет: "Осуществление предпринимательской деятельности, ее регулирование - то общее поле, в рамках которого говорят о едином предмете такой отрасли, как предпринимательское право" .

Таким образом, круг отношений, составляющих предмет предпринимательского права, ограничивается отношениями, возникающими в результате осуществления предпринимательской деятельности, включая отношения, связанные с государственным воздействием на нее, отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности, и внутрихозяйственные, внутрикорпоративные отношения.

Участие государства в регулировании предпринимательской деятельности, воздействие государства на экономику имеют самое существенное влияние на характеристику предмета предпринимательского права. Именно данное обстоятельство позволяет утверждать, что предпринимательское право не является правом частным и таковым быть не может[20].

Существует иная точка зрения по данному вопросу. Так, в учебнике "Коммерческое (предпринимательское) право" под редакцией В.Ф. Попондопуло отмечается, что "независимо от названия учебника и соответствующего курса следует исходить из того, что коммерческое (предпринимательское, хозяйственное, торговое) право - это подотрасль гражданского права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между лицами, осуществляющие предпринимательскую деятельность, либо с их участием, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности (ст. 2 ГК РФ)".

Особо хотелось бы отметить, что, подчеркивая объективный характер участия государства в экономике и предпринимательстве, мы говорим о том, что основной задачей государства в сфере бизнеса является не его вмешательство в рыночные отношения (хотя и это иногда необходимо), а способствование развитию бизнеса, защите, с одной стороны, интересов общества, каждого гражданина в отдельности от недобросовестных предпринимателей, а с другой стороны, предпринимателей от необоснованного нарушения их прав, в т.ч. и со стороны государства, в создании и обеспечении свободы предпринимательской деятельности[21].


Принципиальное положение заключается в том, что единство предмета предпринимательского права является основой для единства законодательства о предпринимательской деятельности и учебного курса предпринимательского права.

Выводы:

Итак, предпринимательское право - самостоятельная комплексная отрасль права, т.е. совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

В результате анализа всего вышеизложенного можно сформулировать определение предпринимательской деятельности следующим образом. Предпринимательская деятельность - это конституционная форма экономической деятельности, представляющая собой самостоятельное, осуществляемое в своем интересе, в условиях риска и повышенной гражданско -правовой ответственности профессиональное рациональное использование собственных и привлеченных способностей и имущества (материальных и/или нематериальных ресурсов) и создание рабочих мест для разработки и/или производства товаров, предназначенных для введения в оборот путем продажи, выполнения работ, оказания услуг и пользования имуществом с целью получения дохода.

Разумеется, в этом определении далеко не все компоненты бесспорны, часть из них еще недостаточно раскрыта. Например, можно детально обсуждать вопрос о том, имеет ли право предприниматель требовать предоставления определенных ресурсов и на каких условиях. Точно так же могут возникнуть сомнения по поводу рациональности использования тех или иных ресурсов. В связи с этим можно отметить, что по поводу ограниченных ресурсов, например энергии, нефти, газа, требование о сбережении, рациональности использования уже приобрело нормативный характер.

Представляется очень важным подчеркнуть другое. В предлагаемом для обсуждения определении подчеркивается социально-экономическая ценность предпринимательской деятельности. Если сравнить это определение с существующим и общепринятым определением, данным в ГК РФ, то можно отметить очень важное, на наш взгляд, отличие, программирующее цели правового регулирования. Оно состоит в том, что если рассматривать предпринимателя как лицо, действующее только с целью извлечения прибыли, то основная задача правового регулирования будет состоять в том, чтобы получить с этой прибыли соответствующие налоги, т.е. часть дохода предпринимателя отнять в установленном законом порядке. Больше никаких обязанностей ни государство, ни общество на себя не берет, поскольку предприниматель действует исключительно с целью обогащения. Собственно, именно таким образом и строится правовое регулирование предпринимательской деятельности в нашей стране на данном этапе.