Файл: Теории возникновения права и государства (Исторические предпосылки возникновения права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Для понимания современного государства и права необходимо знать их становление, какие основные этапы прошли они в своем развитии, какие именно причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания. Вопрос о возникновении права и государства волнует уже не одно поколение ученых, политиков, юристов, историков, этнографов. Многообразие взглядов на формирование права и государства обусловлено тем, что государство является чрезвычайно сложным и исторически изменяющимся явлением, а право, как юридическое , явление неразрывно связано с государством, соответственно, те причины, которые являются основными для возникновения государства, являются основными и в возникновении права. В истории к рассмотрению тех или иных, аспектов происхождения, государства и права обращались такие ученые как: Ф Аквинский, Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович, К. Маркс и Ф.Энгельс, Л.И. Петражицкий и т д.

Евгений Дюринг и Людвиг Гумплович утверждали, что причиной происхождения государства был военно-политический фактор – насилие, чтобы управлять завоеванными народами и территориями. Также большой вклад в историю внесли К. Маркс и Ф. Энгельс. По их мнению, государство возникло по классовой теории, т. е. государство возникло в силу экономических причин, а право, возникло по марксистской теории, т е право является возведенной в закон волей господствующего класса, его орудием, которые они применяли для подавления угнетенного класса.

Предметом исследования является анализ происхождения теорий государства и права, а также определение причин и основ возникновения государства.

Объектом исследования данной работы являются теории происхождения государства и права.

Целью курсовой работы является проанализировать общие характеристики основных теорий происхождения государства и права, изучение их основ. Каждую теорию мы рассмотрим подробно с изучением ее основных концепций, представителей и проблем.

Для осуществления поставленной, цели, необходимо рассмотреть следующие задачи:

  1. Определение понятий, функций и признаков государства;
  2. Изучение основных понятий, функций и признаков права;
  3. Анализ исторических предпосылок возникновения государства
  4. Характеристика основных теорий происхождения государства;
  5. Рассмотрение исторических предпосылок возникновения права;
  6. Характеристика основных теорий происхождения права.


Глава 1. Государства и право: понятие, функции и признаки

1.1 Понятие, функции и признаки государства

Слово, «государство» в русском, языке происходит от древнерусского "государь" (так называли князя-правителя в древней. Руси), которое, в свою очередь, связано. со словом «господарь». [1]Определений слова «государство» немыслимое количество, политические, деятели не могут сойтись на одном едином мнении. П.А. Баранов утверждал, что государство является политико-территориальной, суверенной организацией публичной власти, располагающей специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функции и способное делать свои веления обязательными для населения всей страны[2]. Ключевыми направлениями работы государства, в которых проявляются и рассматриваются его сущность и назначение являются функции. Правительство, исполняя требуемые для общества функции, гарантируется его единство и целостность, управляет важными социальными процессами.

Представители государственно-правовых явлений отделяют следующие виды функций страны.

По длительности воздействия: постоянные функции - это функции присущи стране абсолютно на всех стадиях его жизни. Временные функции – функции ограниченные во времени, это обусловлено спецификой задач государства на отдельных исторических этапах.

Согласно социальной значимости: Главные функции, исполняются абсолютно, всеми органами страны во взаимодействии, одинаково присущи каждому звену государства. Неосновные функции характерны только единичным государственным органам.

По сфере общегосударственной, работы: Внутренние функции.

Главные направления работы страны по управлению внутренней жизнью общества. Правительство влияет на главные сферы и процессы общественной жизни по разным направлениям. В зависимости от тех или иных сфер воздействия государства на жизнь общества и от содержания направлений самой деятельности, в системе основных внутренних функций современного государства выделяются следующие.

  1. Экономическая - формирование и координация государством стратегических направлений развития экономики государства в оптимальном режиме: осуществление налоговой политики, выделение кредитов, использование экономических санкций, стимулов в развитии отраслей экономики и др.
  2. Политическая - реализация политической власти: сохранение общественно-политического первенства господствующего в экономике класса или социальной группы; обеспечение, политической стабильности; установление отношений с компетентными партиями; общественными институтами, выработка, программных целей и задач формирования общества; регулирование национальных, религиозных отношений.
  3. Правовая функция - формирование законных общепризнанных мерок и принятие законов; урегулирование социальных взаимоотношений и действия людей.
  4. Социальная – предоставление людям работы, возможности бесплатного лечения, осуществление социальной, защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных; страхование жизни, здоровья, собственности.
  5. Образовательная функция – оказание людям возможности получить образование.
  6. Культурно-воспитательная функция – формирование обстоятельств с целью удовлетворения цивилизованных запросов общества; развитие значительной духовности, гражданственности.[3]

Рассмотрим внешние функции. Обоюдно выгодная совместная работы с иными странами, формирование и развитие равных дипломатичных, финансовых, общественно-политических, цивилизованных взаимоотношений, защита собственных государственных интересов. Участие в решении глобальных проблем - объединение стараний многих стран по поддержанию устойчивой обстановки в мире. Одной из таких проблем является экологическая проблема.

  1. Обеспечение национальной безопасности - совершенствование вооруженных сил, увеличение их боеспособности и боеподготовки; защита государственных границ; организация гражданской обороны; военное обучение запаса вооруженных сил; внешняя разведка и контрразведка.
  2. Осуществление охраны людей, находящихся за пределами государства – предоставление страной стабильной помощи собственным жителям.
  3. Формы осуществления функций государства - однородная работа организаций страны, с помощью которой реализуются его функции. Формы делятся на правовые и организационные.[4] Разберем правовые формы государства.

Правотворческая форма. Создание и принятие юридических норм, издание нормативных правовых, актов.

Право исполнительная форма. Принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.)

Правоохранительная форма. Контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, применение принудительных мер к их нарушителям. Теперь рассмотрим организационную форму государства.

Организационно-регламентирующая форма. Нынешняя работа государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, системой выборов и т.д.

Организационно-хозяйственная, форма. Оперативно-техническая хозяйственная работа, объединяя с бухучетом, статистикой, обеспечением и т. д.

Организационно-идеологическая форма. Ежедневная идеологическая деятельность, связанная с истолкованием заново изданных нормативных правовых актов и формированием социального представления.[5]

За всю историю существования человеческого общества были созданы тысячи разнообразных государств, у каждого государства были свои отличительные черты, которые показывали разницу между тем или иным государством. Эти черты называют признаками данного государства. Сегодня в отечественной концепции государств и права принято выделять следующие признаки государства.


Государственная территория, – это часть земной поверхности, оказавшаяся под суверенитетом данной страны[6]. Понятие территории государства включает в себя:

Наземное пространство, ограниченное государственной границей, полезные ископаемые, континентальный шельф, т. е. часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши;

Водное пространство (реки, моря и другие внутренние воды, которые есть в пределах границы страны);

Воздушное пространство (воздушный столб, граница которого пролегает на максимальной высоте сверхзвукового самолета)

Экстерриториальная зона (посольства, консульства) и имущество (автомобили с особыми дипломатическими номерами или движущиеся под флагом страны, военные сооружения и т д.)[7].

Наличие публичной (государственной власти). Власть страны – это высшая сила. Только она может устанавливать общеобязательные нормы, принимать законы для всего общества.

Суверенитет государственной власти. Государственная независимость — это важнейшее неотъем­лемое свойство государства, выражающее верховенство, полноту, неповторимость и целостность государственной власти данной страны.

Внутренний суверенитет - верховенство власти по отношению ко всем физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы.

Внешний суверенитет - независимость государственной власти, признание данного государства международным сообществом, осуществлением самостоятельной внешней политики, невмешательство других государств во внутренние и внешние дела данного государства.[8]

Монополия на легитимное население. Только государство обладает законным правом принуждать людей исполнять принятые государством решения. Рассмотрим специальный аппарат управления обществом.

Государственный аппарат (механизм) – концепция муниципальных организаций и органов, при помощи которых исполняется государственная власть и государственное управление. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, которые необходимые для содержания государственного аппарата, финансового обеспечения деятельности государственных учреждений, решения управленческих задач в экономической и социальной сферах общественной жизни.

Дополнительные признаки государства: Государственная символика (флаг, герб, гимн), позволяющая гражданам выделять свое государство, отличать его от других на визуальном, эмоциональном уровне. Материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др.[9]


В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

1.2 Понятие, функции и признаки права

Что такое право? Пытаясь понять и ответить на этот вопрос, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно никак не ограничивается одним каким-либо значением.[10]

Право - это совокупность правил поведения, устанавливаемых государством, поддерживаемых принудительной силой государства, направленные на регулирование общественных отношений.[11]
Значение права, его роль в жизни общества во многом формируется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения. Так что же такое функции права? Так ли они важны в государстве?

Функции права выступают как важнейшие каналы его воздействия на окружающую действительность, государственную и общественную жизнедеятельность. С помощью функций права формируется значимость и важность определенной системы права, ее роль и значимость в существовании страны.[12]

Необходимо отметить, что наиболее важная задача права заключается в том, чтобы обеспечить правопорядок в обществе, стране и иных субъектах. Выделяют две группы функций права: общесоциальные и собственно-правовые функции. Рассмотрим более подробно каждую группу.

Что же себя представляют общесоциальные функции? Это те самые функции, которые отражают значимость права для общества в целом.

Коммуникативная функция – это функция, содействующая формированию взаимодействия людей. Право, являясь информационной концепцией, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами.[13]

Воспитательная функция – это воспитание правового сознания людей, осознавая необходимость соблюдения норм права.[14]

Идеологическая функция – это оказание права воздействия на формирование у человека взглядов, идей выражающих его отношение к определенным социальным образованиям.