Файл: Теории возникновения права и государства (Исторические предпосылки возникновения права).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государства и право: понятие, функции и признаки
1.1 Понятие, функции и признаки государства
1.2 Понятие, функции и признаки права
Глава 2. Основные концепции генезиса государства
2.1 Исторические предпосылки возникновения государства
2.2 Общая характеристика основных теорий происхождения государства
Глава 3. Основные концепции генезиса права
3.1 Исторические предпосылки возникновения права
3.2 Общая характеристика основных теорий происхождения права
Введение
Для понимания современного государства и права необходимо знать их становление, какие основные этапы прошли они в своем развитии, какие именно причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания. Вопрос о возникновении права и государства волнует уже не одно поколение ученых, политиков, юристов, историков, этнографов. Многообразие взглядов на формирование права и государства обусловлено тем, что государство является чрезвычайно сложным и исторически изменяющимся явлением, а право, как юридическое , явление неразрывно связано с государством, соответственно, те причины, которые являются основными для возникновения государства, являются основными и в возникновении права. В истории к рассмотрению тех или иных, аспектов происхождения, государства и права обращались такие ученые как: Ф Аквинский, Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович, К. Маркс и Ф.Энгельс, Л.И. Петражицкий и т д.
Евгений Дюринг и Людвиг Гумплович утверждали, что причиной происхождения государства был военно-политический фактор – насилие, чтобы управлять завоеванными народами и территориями. Также большой вклад в историю внесли К. Маркс и Ф. Энгельс. По их мнению, государство возникло по классовой теории, т. е. государство возникло в силу экономических причин, а право, возникло по марксистской теории, т е право является возведенной в закон волей господствующего класса, его орудием, которые они применяли для подавления угнетенного класса.
Предметом исследования является анализ происхождения теорий государства и права, а также определение причин и основ возникновения государства.
Объектом исследования данной работы являются теории происхождения государства и права.
Целью курсовой работы является проанализировать общие характеристики основных теорий происхождения государства и права, изучение их основ. Каждую теорию мы рассмотрим подробно с изучением ее основных концепций, представителей и проблем.
Для осуществления поставленной, цели, необходимо рассмотреть следующие задачи:
- Определение понятий, функций и признаков государства;
- Изучение основных понятий, функций и признаков права;
- Анализ исторических предпосылок возникновения государства
- Характеристика основных теорий происхождения государства;
- Рассмотрение исторических предпосылок возникновения права;
- Характеристика основных теорий происхождения права.
Глава 1. Государства и право: понятие, функции и признаки
1.1 Понятие, функции и признаки государства
Слово, «государство» в русском, языке происходит от древнерусского "государь" (так называли князя-правителя в древней. Руси), которое, в свою очередь, связано. со словом «господарь». [1]Определений слова «государство» немыслимое количество, политические, деятели не могут сойтись на одном едином мнении. П.А. Баранов утверждал, что государство является политико-территориальной, суверенной организацией публичной власти, располагающей специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функции и способное делать свои веления обязательными для населения всей страны[2]. Ключевыми направлениями работы государства, в которых проявляются и рассматриваются его сущность и назначение являются функции. Правительство, исполняя требуемые для общества функции, гарантируется его единство и целостность, управляет важными социальными процессами.
Представители государственно-правовых явлений отделяют следующие виды функций страны.
По длительности воздействия: постоянные функции - это функции присущи стране абсолютно на всех стадиях его жизни. Временные функции – функции ограниченные во времени, это обусловлено спецификой задач государства на отдельных исторических этапах.
Согласно социальной значимости: Главные функции, исполняются абсолютно, всеми органами страны во взаимодействии, одинаково присущи каждому звену государства. Неосновные функции характерны только единичным государственным органам.
По сфере общегосударственной, работы: Внутренние функции.
Главные направления работы страны по управлению внутренней жизнью общества. Правительство влияет на главные сферы и процессы общественной жизни по разным направлениям. В зависимости от тех или иных сфер воздействия государства на жизнь общества и от содержания направлений самой деятельности, в системе основных внутренних функций современного государства выделяются следующие.
- Экономическая - формирование и координация государством стратегических направлений развития экономики государства в оптимальном режиме: осуществление налоговой политики, выделение кредитов, использование экономических санкций, стимулов в развитии отраслей экономики и др.
- Политическая - реализация политической власти: сохранение общественно-политического первенства господствующего в экономике класса или социальной группы; обеспечение, политической стабильности; установление отношений с компетентными партиями; общественными институтами, выработка, программных целей и задач формирования общества; регулирование национальных, религиозных отношений.
- Правовая функция - формирование законных общепризнанных мерок и принятие законов; урегулирование социальных взаимоотношений и действия людей.
- Социальная – предоставление людям работы, возможности бесплатного лечения, осуществление социальной, защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных; страхование жизни, здоровья, собственности.
- Образовательная функция – оказание людям возможности получить образование.
- Культурно-воспитательная функция – формирование обстоятельств с целью удовлетворения цивилизованных запросов общества; развитие значительной духовности, гражданственности.[3]
Рассмотрим внешние функции. Обоюдно выгодная совместная работы с иными странами, формирование и развитие равных дипломатичных, финансовых, общественно-политических, цивилизованных взаимоотношений, защита собственных государственных интересов. Участие в решении глобальных проблем - объединение стараний многих стран по поддержанию устойчивой обстановки в мире. Одной из таких проблем является экологическая проблема.
- Обеспечение национальной безопасности - совершенствование вооруженных сил, увеличение их боеспособности и боеподготовки; защита государственных границ; организация гражданской обороны; военное обучение запаса вооруженных сил; внешняя разведка и контрразведка.
- Осуществление охраны людей, находящихся за пределами государства – предоставление страной стабильной помощи собственным жителям.
- Формы осуществления функций государства - однородная работа организаций страны, с помощью которой реализуются его функции. Формы делятся на правовые и организационные.[4] Разберем правовые формы государства.
Правотворческая форма. Создание и принятие юридических норм, издание нормативных правовых, актов.
Право исполнительная форма. Принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.)
Правоохранительная форма. Контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, применение принудительных мер к их нарушителям. Теперь рассмотрим организационную форму государства.
Организационно-регламентирующая форма. Нынешняя работа государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, системой выборов и т.д.
Организационно-хозяйственная, форма. Оперативно-техническая хозяйственная работа, объединяя с бухучетом, статистикой, обеспечением и т. д.
Организационно-идеологическая форма. Ежедневная идеологическая деятельность, связанная с истолкованием заново изданных нормативных правовых актов и формированием социального представления.[5]
За всю историю существования человеческого общества были созданы тысячи разнообразных государств, у каждого государства были свои отличительные черты, которые показывали разницу между тем или иным государством. Эти черты называют признаками данного государства. Сегодня в отечественной концепции государств и права принято выделять следующие признаки государства.
Государственная территория, – это часть земной поверхности, оказавшаяся под суверенитетом данной страны[6]. Понятие территории государства включает в себя:
Наземное пространство, ограниченное государственной границей, полезные ископаемые, континентальный шельф, т. е. часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши;
Водное пространство (реки, моря и другие внутренние воды, которые есть в пределах границы страны);
Воздушное пространство (воздушный столб, граница которого пролегает на максимальной высоте сверхзвукового самолета)
Экстерриториальная зона (посольства, консульства) и имущество (автомобили с особыми дипломатическими номерами или движущиеся под флагом страны, военные сооружения и т д.)[7].
Наличие публичной (государственной власти). Власть страны – это высшая сила. Только она может устанавливать общеобязательные нормы, принимать законы для всего общества.
Суверенитет государственной власти. Государственная независимость — это важнейшее неотъемлемое свойство государства, выражающее верховенство, полноту, неповторимость и целостность государственной власти данной страны.
Внутренний суверенитет - верховенство власти по отношению ко всем физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы.
Внешний суверенитет - независимость государственной власти, признание данного государства международным сообществом, осуществлением самостоятельной внешней политики, невмешательство других государств во внутренние и внешние дела данного государства.[8]
Монополия на легитимное население. Только государство обладает законным правом принуждать людей исполнять принятые государством решения. Рассмотрим специальный аппарат управления обществом.
Государственный аппарат (механизм) – концепция муниципальных организаций и органов, при помощи которых исполняется государственная власть и государственное управление. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, которые необходимые для содержания государственного аппарата, финансового обеспечения деятельности государственных учреждений, решения управленческих задач в экономической и социальной сферах общественной жизни.
Дополнительные признаки государства: Государственная символика (флаг, герб, гимн), позволяющая гражданам выделять свое государство, отличать его от других на визуальном, эмоциональном уровне. Материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др.[9]
В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.
1.2 Понятие, функции и признаки права
Что такое право? Пытаясь понять и ответить на этот вопрос, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно никак не ограничивается одним каким-либо значением.[10]
Право - это совокупность правил поведения, устанавливаемых государством, поддерживаемых принудительной силой государства, направленные на регулирование общественных отношений.[11]
Значение права, его роль в жизни общества во многом формируется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения. Так что же такое функции права? Так ли они важны в государстве?
Функции права выступают как важнейшие каналы его воздействия на окружающую действительность, государственную и общественную жизнедеятельность. С помощью функций права формируется значимость и важность определенной системы права, ее роль и значимость в существовании страны.[12]
Необходимо отметить, что наиболее важная задача права заключается в том, чтобы обеспечить правопорядок в обществе, стране и иных субъектах. Выделяют две группы функций права: общесоциальные и собственно-правовые функции. Рассмотрим более подробно каждую группу.
Что же себя представляют общесоциальные функции? Это те самые функции, которые отражают значимость права для общества в целом.
Коммуникативная функция – это функция, содействующая формированию взаимодействия людей. Право, являясь информационной концепцией, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами.[13]
Воспитательная функция – это воспитание правового сознания людей, осознавая необходимость соблюдения норм права.[14]
Идеологическая функция – это оказание права воздействия на формирование у человека взглядов, идей выражающих его отношение к определенным социальным образованиям.