Файл: Важность создания ситуации успеха при проектировании индивидуальной образовательной траектории в начальной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 8
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важность создания ситуации успеха при проектировании индивидуальной образовательной траектории в начальной школе
(из опыта работы учителей начальных классов).
Овчарова Надежда Васильевна
Сергеева Елена Марковна
МБОУ СОШ № 40
Индивидуальная траектория развития младшего школьника - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика.
Мы, два преподавателя, работающих в одной параллели уже много лет, в процессе обучения младших школьников, выстраиваем индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, по которой осуществляется его психолого-педагогическое сопровождение.
Траектория развития младшего школьника отслеживается нами на трех этапах:
I этап – начальный (подготовка к школе и 1 класс)
II этап – основной (2-3 классы)
III этап – заключительный (4 класс)
Цель сопровождения – отслеживать и повышать следующие уровни личностного развития ребенка на каждом этапе обучения:
- уровня учебных достижений по дисциплинам учебного плана;
- уровня развития общеучебных интеллектуальных умений и навыков;
- уровня развития психических процессов;
- уровня учебной мотивации;
- уровня воспитанности.
За долгие годы педагогической деятельности мы применяли различные методики для повышения мотивации к обучению младших школьников. После наблюдения и исследования результатов, нами был сделан вывод, что одним из самых результативных приемов психилого-педагогического сопровождения является создание ситуации успеха.
Ситуация успеха – это разновидность ситуаций, преднамеренно создаваемых учителем, направленная на всех детей, но в первую очередь на тех, кому этот успех дается с трудом – неуверенных в себе, скромных и застенчивых, имеющих комплекс неполноценности, без больших способностей.
В своей преподавательской практике для создания результативной ситуации успеха мы придерживаемся следующих принципов:
-
Индивидуально-личностный подход к каждому ребенку в условиях групповых занятий. -
Проведение внеклассных мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности обучающихся -
Вовлечение семьи в единый образовательно-воспитательный процесс. -
Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на уроке.
В зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся мною используются следующие приемы создания ситуации успеха:
а) Эмоциональные поглаживания.
б) Снятие страха.
в) Авансирование.
г) Скрытая инструкция.
д) Внутренний цензор.
Также необходимо диагностировать возможные причины неуспеваемости, личной дезадаптации, снижения интереса к учебе. Такая диагностика позволяет нам осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку.
Для успешного образовательно-воспитательного процесса мы определяем личностные особенности и способности каждого своего ученика и в обязательном порядке подбираем методы и приемы работы с учетом этих особенностей. Прикладываем максимальные усилия для включения и сотрудничества всех взрослых, окружающих ребенка в процессе обучения и воспитания (учителя, школьного психолога, родителей). Только тогда учебно-воспитательный процесс может быть эффективным.
«Чем целенаправленнее будет обновляться методика обучения, способствующая выявлению и развитию глубинных потенций детей, тем она станет гуманнее, оптимистичнее и радостнее». Амонашвили Ш.А.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М. Просвещение, 1983 - 208 с.
2.Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ. - Автореферат дисс…докт. пед. наук. СПб, 1999. – 53с. .
3.Матюхина Н.В. Мотивация учения младших школьников. – М.,1984 – 112 с.