Файл: Рассмотрение особенностей назначения пенсии по случаю потери кормильца в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрение особенностей назначения пенсии по случаю потери кормильца в Российской Федерации

Содержание

Введение………………………………………………………………….........3

1 История, понятие и сущность страховой пенсии по случаю потери кормильца…………………………….……………………………………………5

1.1 История развития законодательства о пенсиях по случаю потери кормильца в России……………………………………………………………….5

1.2 Понятие и значение страховой пенсии по случаю потери кормильца……………………………………………………………………...…11

1.3 Основания назначения пенсии по случаю потери кормильца………...................................................................................................15

2 Размер и порядок начисления страховой пенсии по случаю потери кормильца………………………………………………………….............….….24

2.1 Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца……………...24

2.2 Условия и порядок начисления страховой пенсии по случаю потери кормильца………………………………………………………………………...35

Заключение……………………………………………………….……. .…...41

Список используемых источников………………………………………....45

Введение

Актуальность темы. Пенсионное обеспечение в России являеся важнейшей социально экономической проблемой, которая касается жизненно важных интересов престарелых, инвалидов и семей потерявших кормильца. С начаом развития рыночных отношений в России, модернизация произошла и в пенсионной системе Российской Федерации.

С 1 января 2015 года в России был введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров страховых пенсий. Размер, назначение, условия и порядок начисления страховых пенсий регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" [3].

Страховая пенсия рассчитывается исходя из количества баллов, сформированных за трудовую жизнь гражданина, и их стоимости. Для различных категорий получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца будут применяться разные формулы. При этом, закон закрепляет хотя и широкий, но исчерпывающий круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, по отношению к которым умерший работник-кормилец исполнял обязанности по их содержанию.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» - один из немногих нормативных актов, детально определяющих круг членов семьи. Статистика последних лет показывает, что россияне, возраст которых превышает 65 лет, составляют 13% от общей численности населения. В свою очередь, пенсионеров, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, в России более 3 млн. В основном это дети, потерявшие одного из родителей, круглые сироты и дети умершей одинокой матери. При этом, особенностью правового статуса лиц, имеющих право на пенсию по потере кормильца является факт определенной степени родства или свойства с кормильцем.


В работе рассмотрена страховая пенсия по случаю потери кормильца. Потеря кормильца для членов его семьи и лиц, находящихся на его иждивении, оборачивается не только болью потери близкого человека, но и потерей одного из основных источников доходов. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Именно поэтому государство должно включать данных лиц в программу пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца. От того, насколько слаженно функционирует в государстве данная система, зависит уровень благосостояния многих граждан. Пенсии по случаю потери кормильца характеризуют проявление заботы государства о конкретном человеке, попавшем в трудное положение. Всё это и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования:  общественные отношения, связанные с назначением страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Предмет исследования: страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Целью работы является изучение правового регулирования страховых пенсий по случаю потери кормильца.

Задачами работы являются:

  • раскрыть определение термина страховая пенсии по случаю потери кормильца;

  • выделить основные условия предоставления страховой пенсии по случаю потери кормильца и категории граждан, имеющих право на данный вид пенсии;

  • предложить меры по оптимизации мер социально поддержки семей, потерявших кормильца.

Методы исследования работы составляют аналитический, сравнительный, статистический и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников (32 источника).

1. История, понятие и сущность страховой пенсии по случаю потери кормильца

1.1 История развития законодательства о пенсиях по случаю потери кормильца в России

Понятие как пенсионное обеспечение, в том смысле как мы его привыкли понимать, то есть общедоступное, появилось относительно недавно — в послереволюционный период. При этом формирование данной формы материального обеспечения началось задолго до этого. Первые зачатки пенсионного обеспечения появились еще в период феодальных отношений. Уже в это время появляется первый нормативный акт, в котором упоминается о пенсиях. Этим нормативным актом является Судебник 1589 года, где указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение обратно приданого и пенсии — «две гривны в год». Из этого можно сделать вывод, что Судебник 1589 года впервые закрепил на законодательном уровне пенсии по потере кормильца. В последующие года Россию охватили смуты. Борьба за власть не позволяло новоизбранным царям заниматься реформированием всех сфер жизни населения, в том числе и социальной сферы.



Лишь спустя пол века в 1649 году Земский собор принимает новый свод законов — Соборное уложение, в котором содержится уже значительно большее количество статей, касающихся пенсионного обеспечения. Соборным уложением было введено новое понятие — прожиток. Оно означало следующее: дворяне, находящиеся или находившиеся на службе в царской армии, имели право на прожиток в случае их отставки или увечья, причиненного службе в размере их полного оклада. В случае же смерти дворянина, его семья (вдова и дети) имели право получать прожиток в виде части поместья. Размер такого прожитка зависел непосредственно от срока службы дворянина, его заслуг.

В последующем изменения в сфере пенсионного обеспечения произошли при великом реформаторе Петре I. Петр Великий, как его называли современники, придя к власти, принялся реформировать многие сферы жизни Российского государства. В частности он не обошел и такой институт как пенсионное обеспечение. В Морском уставе 1720 года были введены нормы, закрепляющие право «служилых людей морских чинов» на социальное обеспечение, в том числе и пенсионное. В отличии от Соборного уложения 1649 года, Петр в Морском уставе ввел новую норму, при которой морские чины, получившие увечья, но способные к несению службы, определялись в гарнизоны для продолжения службы или отправлялись на штатскую службу. Морские чины, получившие увечья, несовместимые с дальнейшим несением службы, отправлялись отставку. При этом им оказывалась помощь в госпиталях, где они и содержались до их смерти или, если они отказывались от содержания, выплачивалась пенсия в размере годового жалования и выдавался паспорт. Так же Морской устав различал виды пенсионных выплат вдовам и детям «убитых на баталии» и «убитых или умерших в службе». В отношении убитых в бою («убитых в баталии») Морской устав содержал следующую норму: «Вдовам и детям убитых на баталии, дано будет из полученной добычи то ж, что надлежало тем убитым», то есть семье убитого полагалась выплата в том размере, в котором она полагалась погибшему. В отношении же «убитых или умерших в службе» предусматривалась выплата жалования: «Вдовам и детям убитых или умерших в службе: давано будет жалованья их по сему: жене 8 доля. Детям каждой персоне 12 доля». Так же в отличии от старого законодательства Морской устав предусматривал пенсионное обеспечение и иностранным офицерам, состоящим на службе в российском флоте.


В дальнейшем, при Елизавете Петровне, было утверждено положение, в котором были закреплены аналогичные Морскому уставу нормы (в том числе и пенсионного обеспечения), но предусмотренные для чинов сухопутных войск. Стоит заметить, что нормы, закрепляющие право пенсионного обеспечения в Соборном уложении, Морском уставе и в Положении предусматривались лишь для лиц, состоящих на службе в армии и их семей, соответственно остальные были лишены такого права, что лишь усиливало дифференциацию слоев населения и недовольство гражданских чиновников. Пришедшая к власти Екатерина II прекрасно понимала это. И уже в 1765 г. она распространила сферу действия норм и на гражданских чиновников, которым назначались выплаты из государственной казны за выслугу лет.

Разрозненность и нечеткость норм пенсионного обеспечения привело к необходимости создания единого нормативного акта, содержащего в себе все нормы, регулирующие пенсионное обеспечение. Разработка такого акта началась в 1820 году. По указанию Александра I был собран Специальный комитет (Особый комитет), который состоял из министров различных ведомств — военного, морского, финансового и т. д. Разработка данного акта длилась семь лет, и только 6 декабря 1827 года Николаем I был принят «Устав о пенсиях и единовременных пособиях». Это стало наиболее значимое событие в области развития законодательства о пенсиях произошло 6 декабря 1827 г. Именно тогда император Николай I утвердил Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим и подписал указ Правительствующему Сенату к преведению его в действие с 1 января 1828 г.

Принятый в 1827 г. Устав о пенсиях и единовременных пособиях повысил гарантии материального обеспечения лиц, находившихся на государственной службе. Пенсии стали основным видом социального обеспечения отставных служащих и их семей.

Понятие «пенсия» в исследуемый период должно определяться и как вознаграждение государства за службу, и как право на получение этого вознаграждения, так как только в таком понимании возможно полное раскрытие сущности данной социальной выплаты в историческом аспекте.

На основе анализа норм Устава о пенсиях и единовременных пособиях обосновывается вывод о существовании следующих видов пенсий:

– пенсии за выслугу лет;

– пенсии по инвалидности (в случае получения увечья);

– пенсии по случаю потери кормильца.

Именно исследованию вопроса развития законодательства о пенсиях по случаю потери кормильца уделим особое внимание.


Члены семьи умершего чиновника имели право на пенсию по потере кормильца в случае, если он:

1) умер на службе по приобретению беспорочной выслугой права на пенсию;

2) пребывал в отставке и получал пенсию либо не получал, но имел на нее право. Таким образом, право на пенсию членов семьи, а также ее размер напрямую зависели от права на пенсию самого служащего.

Основанием для пенсионного обеспечения являлась не только фактическая смерть служащего, но и факт его безвестного отсутствия, подтвержденный в установленном порядке. Согласно ст. 189 Устава министрам, главноуправляющим отдельными частями и обер-прокурору Святейшего Синода было предоставлено право «назначать семействам без вести пропавших чиновников пособия в размере пенсий, какая следовала бы им в случае смерти сих чиновников, впредь до отыскания пропавших чиновников, или признания их жен вдовами».

Данная норма воспринята современным законодательством. В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. Пенсионные права членов семьи в некоторых случаях (самоубийства, нахождения под следствием) могли быть ограничены.

Размеры пенсий определялись в зависимости от размера пенсий, которая полагалась умершему кормильцу. При этом в соответствии со ст. 101 Устава члены семьи умершего чиновника, не дослужившего до 25 или 30-летнего срока не более шести месяцев, получали пенсию, определенную за полную выслугу соответствующих сроков. При определении размера пенсий учитывалось число лиц, оставшихся после смерти чиновника, и их права на получение пенсии.

Отличительной особенностью пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца была выплата пенсии нераздельно матери с детьми, т.е. всему оставшемуся на ее попечении семейству. В случае желания матери получать пенсию отдельно ей выплачивалась половина определенной всему семейству пенсии (ст. 109 Устава). При этом до 1874 г. понятию «нераздельная пенсия» придавалось иное значение. Нераздельная пенсия выплачивалась вдове и по выбытии детей из числа пенсионеров, а после смерти вдовы – в том же размере детям, сохраняющим в день смерти матери право на пенсию, но с разделением такой пенсии между ними на равные части. В 1874 г. условия выдачи нераздельных пенсий были ограничены, а с 1897 г. назначение нераздельных пенсий было запрещено. Однако на практике пенсии назначались раздельно матери и детям уже в период 1884–1887 гг., о чем свидетельствуют архивные документы.