Файл: Идея свободного воспитания Л. Н. Толстого и ее реализация в практике работы Яснополянской школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Идея свободного воспитания Л.Н.Толстого и ее реализация в практике работы Яснополянской школы.
Согласно мнению Л. Н. Толстого, основным методом обучения в яснополянской школе является опыт живого, не скованного и не искаженного любого рода схемами, моделями, системами общения двух людей - учителя и ученика. Главными критериями обучения при этом должны являться не усвоенные предметные знания, а охота к учебе, возбуждение интереса к ней. Как писал Л. Н. Толстой, ошибка большинства педагогических теорий заключается в том, что они своей целью ставили развитие, а не «гармонию развития». Усвоение предметных знаний, считал Л. Н. Толстой, должно быть органично вписано в учебно-воспитательный процесс.
В своих педагогических статьях Л. Н. Толстой уделяет большое внимание обоснованию принципа свободы в воспитательно-образовательном процессе. Свободное воспитание в его понимании во многом обусловлено политическими и философскими взглядами. Уже на раннем этапе становления своих педагогических взглядов Л. Н. Толстой указывал на то, что необходимо изучать главный «критериум педагогики - свободу». При такой постановке вопроса, во-первых, Л. Н. Толстой рассматривал вопрос о свободе с точки зрения организации народного образования в стране. Он считал, что царское правительство не должно лишать крестьян права свободно устраивать свои школы и самим выбирать учителей и предметы, а также высказывался против какого-либо принуждения человеческой личности. Касаясь понимания свободы в деле организации школ, Толстой писал, что нельзя государственным путем принудительно насаждать систему школ в стране, напротив, надо дать народу возможность свободно осознать и проявить свою волю в деле образования и строить школы так, как этого хочет народ. Он глубоко верил в творческие способности народа.
Свободное воспитание Л. Н. Толстой понимал в 60-х годах XIX века как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, изначально присущих детям, процесс обогащения их сознанием при осторожной помощи педагога, который не имеет права «принудительно» влиять на формирование взглядов детей.
Новый «критериум свободы» выражал в педагогике и новый тип общения учителя и ученика. Если один учитель видит свою задачу только в том, чтобы научить детей правописанию и синтаксису и т. д., то, по мнению Л. Н. Толстого, вскоре школа, общество, семья будут пожинать печальные плоды пренебрежения нравственной идей обучения. Поэтому педагога, прежде всего, интересует личность человека, его нравственный облик и место на земле, «в человечестве и вселенной», формирование всей личности ребенка, а не отдельных его черт ума и характера.
Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности учебно – воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Единственным критерием учебного процесса и педагогики вообще Л.Н. Толстой объявлял свободу, единственным методом – опыт. Л.Н. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Л.Н. Толстым была использована Яснополянская школа – своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа стала «опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы».
Исходя из принципа свободы в педагогике, Л.Н. Толстой по – новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. В.М. Артемов, описывая Л.Н. Толстого, говорит, что помещая в центр идей «свободного» и «естественного» воспитания личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов:
-
Принцип сознательности и активности обучения; -
Принцип связи обучения с жизнью; -
Принцип доступности обучения; -
Принцип прочности усвоения знаний; -
Принцип природосообразности.
Организация учебного процесса в Яснополянской школе проходит по этим принципам. Большое место он отводит принципу сознательности и активности.
Л. Н. Толстой уделял большое внимание душевной обстановке на уроке. Дети в Яснополянской школе видели перед собой не обычного учителя, а своего лучшего друга, помощника во всех радостях и бедах, которого, оказывается, вообще не стоит бояться. Добиваясь максимального учета жизненного опыта, знаний, умений и навыков своих учеников, Л. Н. Толстому удавалось создать у детей чувство радости от малейшего шага вперед, уверенности в преодолении трудностей.
Его часто спрашивали, как найти границу свободы, допускаемой в школе. Лев Николаевич отвечал: «Граница этой свободы определяется учителем, его знанием, его способностью руководить школой; свобода эта не может быть предписываема, мера этой свободы есть только результат большего или меньшего знания и таланта учителя».
Он считал, что в школе, на уроках, со специальными приемами обучения и дисциплиной возможна реализация свободного воспитания. Главное не создавать «принудительного духа учебного учреждения», а стремиться к тому, чтобы школа стала источником радости, узнавания нового, приобщения к миру.Толстой был убежден, что свобода ученика, по существу, является результатом педагогических усилий, при которых создаются условия к проявлению детского творчества и способностей.
2. Взгляды Л.Н.Толстого на народную школу, ее задачи и методы обучения
В своих многочисленных статьях этого времени по вопросам народного образования, о содержании и методах учебно-воспитательной работы школы Л. Н. Толстой сформулировал оригинальное учение о воспитании и обучении детей.
Горячий протестант и страстный обличитель, как назвал его В. И. Ленин, подверг разрушительной критике постановку воспитания и образования в России и в Западной Европе, современные ему школы, утверждая, что они осуществляют насилие над детьми, прививают им идеологию господствующих классов.
Свои представления о том, кто имеет право и должен создавать школы для народа и как в них следует воспитывать и учить детей, Толстой изложил еще в своих первых статьях, опубликованных в 1859—1862 годах в журнале «Ясная Поляна». Статьи вызвали огромный интерес и оживленную полемику оригинальной постановкой вопросов и особенно предложением о способах их решения.
Л. Н. Толстой отверг широко бытующий тогда предрассудок, будто бы народ по своей темноте и невежеству не понимает важности образования, и потому его следует принуждать учиться в даруемых царской властью и образованным обществом школах. Как и Н. Г. Чернышевский, Толстой считал, что нежелание крестьян отдавать своих детей в школы объясняется антинародной направленностью политики царизма в области народного образования.
Л. Н. Толстой убежденно заявил, что народ, находящийся по воле господствующих классов в тягчайших условиях, тем не менее стремится к образованию и что такое его стремление, особенно заметное в 60-е годы, составляет естественную и вечную народную потребность. Доказывая это, Толстой обращался и к своему опыту по организации сельских школ в Крапивенском уезде: население уезда быстро преодолело недоверие к новому начинанию и охотно помогало в открытии школ, которые быстро наполнились крестьянскими детьми.
Наряду с введением демократических, свободных от насилия над народом способов организации народного образования, необходим коренной пересмотр теоретических основ педагогики, а также методов воспитания и обучения, применяемых в школах.
Посетив в 1860 году Англию, Бельгию, Германию, Францию и Швейцарию, Толстой приходит к выводу о том, что, как в России, так и в Западной Европе народное образование не отвечает потребностям и запросам народа, а содержание и методы обучения находятся в полном несоответствии со стремлениями и интересами детей. Он писал, что «лучшая берлинская народная школа с портретом Песталоцци» и расположенная недалеко от Ясной Поляны русская сельская школа «совершенно одинаковы и равны»: обе они вызывают негодование по поводу деспотизма учителей, которые «согласны в
отрицании права свободы человека на том основании, что этому человеку только 10 или 12 лет».
Школы и работающие в них учителя враждебно относятся к детским потребностям и интересам, пользуются насильственными методами, постоянно используют наказания, унижают и третируют детей, превращая учебно-воспитательный процесс в надругательство над детьми.
На основе этих рассуждений Толстой сформулировал такое правило: «Критериум педагогики — свобода», что послужило основанием к обвинению его в подражании Руссо и пропаганде идей «свободного воспитания».
С огромной болью, полный сострадания к народу и его детям, Л. Н. Толстой признается в основных мотивах, заставляющих его заниматься педагогической деятельностью: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе».
3. Учебные книги Л.Н.Толстого для народной школы
В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими должны быть книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать материал из жизни родины, легко запоминающийся и производящий на детей сильное впечатление.
В соответствии со своими дидактическими взглядами и требованиями к учебной книге Толстой составил «Азбуку», изданную в 1872 году. Она была дважды переработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под заглавием «Новая азбука». Им были составлены также четыре «Русские книги для чтения». Как «Азбука», так и книги для чтения выдержали каждая свыше 30 изданий, разошлись в миллионах экземпляров и были наряду с «Родным словом» Ушинского самыми распространенными учебными книгами в земских начальных школах.
Характерными чертами составленных Толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три-четыре строки.
Важно отметить постоянные педагогические искания Толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и составителя учебных книг.
4. Школьные реформы во второй половине XIX века.
1860-е и последующие годы — яркая страница в истории педагогики в России. В этот период общественного подъема к педагогической теории и деятельности обращается много выдающихся людей: Н. И. Пирогов (герой Крымской войны, знаменитый хирург, общественный деятель, педагог), К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др.
Главное внимание общества в это время было привлечено к народной школе, которой в империи, можно сказать, и не было. Приходские училища, которые обязаны были содержать сами крестьяне и помещики, развивались очень слабо. Деревенских жителей по-прежнему учили грамоте дьячки, богомолки и подобные люди.
Народные училища подчинялись разным ведомствам:
• Министерству государственных имуществ;
• Министерству двора;
• Министерству внутренних дел;
• Святому синоду (больше половины всех училищ);
• Министерству народного просвещения (на него приходилось около 20% училищ);
• другим.
Отмена крепостного права вызвала необходимость открытия школ для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей. Стала очевидной несправедливость сословной политики в области образования, ограничений в области женского образования. Выявилась неполноценность среднего образования, основанного на классицизме.
Соответственно остро осознавалась необходимость развития отечественной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, новых методиках обучения. Подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ — все это были насущные проблемы середины XIX в.
Появились новые школьные уставы. Согласно Положению о начальных народных училищах 1864 г. народные училища могли открываться различными правительственными ведомствами, обществами, частными лицами, которые сами и решали вопрос о платности или бесплатности их. Цель народных училищ — «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». Народные училища были в ведении (т.е. под контролем) уездных и губернских училищных советов. Уставом гимназий и прогимназий 1864 г. учреждались два типа гимназий: классические и реальные. Реальные гимназии не давали права поступления в университеты. Прогимназии — начальная ступень гимназии. Гимназии и прогимназии были объявлены всесословными, платными, но при этом между начальной и средней школой не существовало никакой преемственности. О какой же общедоступности тогда может идти речь? Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения 1860 г. устанавливало два типа бессословных женских училищ: