Файл: Идея свободного воспитания Л. Н. Толстого и ее реализация в практике работы Яснополянской школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• 1 разряд — 6 лет обучения;

• 2 разряд — 3 года обучения.

Их цель — «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства».Открывать их могли частные лица и общества.

5. Создание внесословной начальной и средней школы (1864)

Срок обучения в училищах не был ограничен, как не был ограничен и возраст обучающихся. Содержание обучения было крайне скудным - Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, церковное пение. Особо подчеркивалось, что обучение ведется на русском языке. Начальные народные училища были внесословными учебными заведениями, в них допускалось совместное обучение мальчиков и девочек, а обучение было бесплатным. Все светские начальные народные училища передавались в ведение Министерства народного просвещения, духовные - в ведение Святейшего синода, высшего органа по делам русской православной церкви. Особое место в «Положении» отводилось вопросу о личности учителя.

Право преподавания в училищах получали как лица духовного звания, так и светские лица. Однако если духовные лица имели право преподавания, не подтверждая свою компетентность и благонадежность никакими документами, то светские лица, согласно §16 «Положения», должны были получить разрешение на преподавание от уездного училищного совета по предоставлении удостоверения в добропорядочности и благонадежности. Уездные и губернские училищные советы, согласно этому «Положению», становились органами руководства и контроля за деятельностью училищ на местах. В состав училищного совета входили представитель Министерства народного просвещения, представитель Министерства внутренних дел, представитель духовенства, представители уездного земства, представитель городского самоуправления. Возглавлял училищный совет председатель, выбиравшийся из числа членов совета. Председателем губернского училищного совета мог быть только архиерей.

6.Развитие начальной школы на основе "Положения" 1864 г. Ее типы, содержание и методы учебно- воспитательной работы.

В целом реформа начального образования согласно Положению 1864 г., означавшему ее бессословный характер, давала право открывать начальные школы органам местного самоуправления (земствам), допускала к преподаванию женщин, учреждала коллегиальные органы управления школой.

В том же году издается "Положение о земских учреждениях", по которому земства могли открывать начальные школы и содержать их в хозяйственном отношении. За первые десять лет своего существования земства создали значительную сеть начальных сельских школ. В некоторых земствах организовывалась подготовка народных учителей в земских учительских школах, проводились курсы и съезды учителей, устраивались пришкольные библиотеки. Однако права земств были ограничены и сводились преимущественно к решению финансово-хозяйственных вопросов, земства не имели права вмешиваться в учебно-воспитательный процесс и деятельность школ. Земские школы относились к числу министерских школ и официально именовались "начальными народными училищами в губерниях, на которые распространяется действие Положения о земских учреждениях". Среди населения они пользовались большей популярностью, чем другие начальные школы. Именно земские школы сыграли большую роль в распространении образования среди крестьян. Земства благодаря хорошей оплате труда могли приглашать на работу учителей со специальным педагогическим образованием. При появлении возможности в земских школах расширялся круг изучаемых детьми предметов, чаще всего за счет включения реальных знаний. Земство заботилось о развитии в школах прикладных знаний. Для этого при некоторых школах организовывались ремесленные классы, разводились питомники, практиковалось земледелие, организовывались низшие сельскохозяйственные школы и практические фермы. Учителя, расширявшие официально действующую программу, стремились к всестороннему образованию своих учеников, а также к использованию новых, более эффективных методов преподавания. Земские школы могли по праву считаться учебными заведениями, предлагающими высокий уровень начального образования. Начальные школы теперь были следующих типов: Воскресные; Церковноприходские; Земские; Частные; Государственные.


7. Основатель земской школы Н.А.Корф

Николай Александрович Корф (1834—1883) принадлежит к числу вид­ных русских деятелей в области народного образования второй половины XIX в. Он родился в 1834 г. в дворянской семье в г. Харькове, воспитание и образование получил в Александровском лицее. Корф был убежден в том, что условия материальной жизни общества зависят главным образом от состояния культуры вообще, от состояния народного образования, в частности. Поэтому верил, что главный путь к лучшей жизни всего обще­ства заключается в развитии просвещения, в распространении полезных знаний среди широких народных масс.

Корф понимал, что трехгодичная начальная школа с одним учителем может дать лишь ограниченные общеобразовательные знания. Конечно, лучше было бы иметь школу с более широкой программой, рассчитанной примерно на лет обучения. Но бедность крестьянского населения, на которое ложилась главная тяжесть содержания школ, не позволяла ему сделать этого.

Стремясь открыть как можно больше новых земских школ, Корф про­являл большую заботу о снабжении их, да и всех других школ уезда, учеб­никами, учебными и наглядными пособиями. По его инициативе была, например, организована мастерская по изготовлению наглядных посо­бий.

Корфа отличало стремление к живому, конкретному руководству и помощи в работе учителя. Дважды в год — осенью и весной — он объез­жал все школы, бывал на уроках учителей, тщательно их анализировал и помогал учителям советами. А также сам проводил уроки, знакомя таким образом учителей с новыми и разнообразными методами и приемами обучения и воспитания. Приезжая в село, Корф приглашал в школу роди­телей учащихся, привлекая таким образом их внимание к работе учителя, сближая его с родителями. Поэтому его ждали как желанного наставника.

С прихо­дом Корфа стали строиться светлые, просторные школы, рассчитанные на определенное количество учеников, оснащенные всем необходимым для обучения. Ведь физическое здоровье детей, по словам Корфа, это одно из условий «того, чтобы состоялась толковая школа в селе». Им были спро­ектированы помещения школы, школьная мебель. Школьные здания стали строиться специально и по особому проекту.

В каждой школе были комнаты для младших и старших школьников, соединенные стеклянной дверью, места для посетителей. Из мебели: учи­тельский стол, книжный шкаф, столы и скамьи для учащихся. При школе имелась квартира для учителя. Занятия в школе длились 6 часов с 2-часовым перерывом на обед. Совершенно преобразилась и внутренняя жизнь школы, ее стали от­личать организованность и продуманность. Так выглядело расписание ежедневных учебных занятий в начальном училище для двух классов, порученных одному учителю:СЛАЙД



На неделе в каждом отделении количество часов на определенные занятия распределялось таким образом: Звуковая метода — по 18 часов. Игра в буквы — по 6 часов. Сочинение слов — по 6 часов. Диктовка — по 5 часов. Чтение — по 12 часов. Скоропись — по 6 часов. Чистописание — по 6 часов.

На уроках использовались наглядные пособия, которые делала специ­ально организованная мастерская, и книги: Ушинского «Родное слово» и Корфа «Наш друг».

За большие заслуги в развитии народной школы Корф был избран почетным членом Петербургского педагогического общества, а также по­четным членом Московского университета и Московского комитета гра­мотности. А Петербургский комитет грамотности присудил ему золотую медаль.

8. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность Н.Ф.Бунакова.

Николай Федорович Бунаков (1837—1904) — один из видных представителей демократического направления в отечественной педагогике второй половины XIX в. Он отдал много сил борьбе за развитие и совершенствование народной школы, отличался сильным и независимым природным умом, редкой работоспособностью, энергией и последовательностью в педагогической деятельности. Широко развернувшееся в 1860-е гг. общественно-педагогическое движение захватило и Бунакова, он познакомился с трудами К. Д. Ушинского и включился в работу среди учителей, выступая перед ними. Большое значение для Бунакова имели непосредственные встречи с Ушинским. Под влиянием бесед с ним Бунаков решил, что только учительство — истинное его дело, которому он может отдаться всей душой и весь без остатка.

Открытие собственной народной школы было заветной мечтой Бунакова. В 1884 г. на сэкономленные средства он приобрел небольшое имение в селе Петино, в 20 верстах от Воронежа. Там он и построил здание для школы. Своей практической работой в народной школе Бунаков доказал, что крестьянство глубоко заинтересовано в получении знаний, что оно смотрит на учение как на нужное и полезное для жизни дело и стремится к нему. Он верил, что в народе кроются настоящие таланты, нужно только умело будить и развивать их, а это может быть достигнуто при помощи широкого общего образования. Важнейшую, решающую роль в деле просвещения народных масс Бунаков отводил школе как главному звену в системе всех просветительских мероприятий.

Бунаков неоднократно подчеркивал, что важнейшим условием успешной работы народной школы является сочувственное и заботливое отношение к ней со стороны местного населения. В основу работы Петинской школы был положен принцип гласности и отчетности перед населением. С мнением тех, кто говорил, что школа не должна отчитываться перед крестьянским обществом, если оно не принимает участия в ее содержании, Бунаков не соглашался. Хотя крестьяне и не участвуют в расходах на содержание школы, но они посылают в нее своих детей и потому имеют законное основание потребовать отчета от школы.


Наряду с отчетностью, значительно способствовавшей укреплению в местном обществе доверия к школе и школьному делу, Бунаков проводил среди крестьян постоянную разъяснительную работу. Беседуя с местными жителями, он стремился убедить их в том, что школьное обучение необходимо для всех крестьянских детей.

Бунаков не ограничивался пропагандой школьного дела, он оказывал нуждающимся детям постоянную материальную помощь. Об этом рассказывали и бывшие ученики Николая Федоровича, которых он обеспечивал обувью и одеждой, чтобы они могли ходить в школу. В свободное от занятий время он посещал дома учащихся, знакомился с их бытовыми условиями.

Школа, по Н. Ф. Бунакову, должна удовлетворять интересы и потребности народных масс. Исходя из этого, он определил содержание обучения и воспитания детей в Петинской народной школе, считая ее главной задачей подготовку детей не для экзамена, а для жизни.

Бунаков не разделял мнения о необходимости резкой грани между воспитанием дворян и других «барствующих» классов, с одной стороны, и воспитанием детей народа — с другой. По его мнению, совершенно несправедливо выделять барскую школу, придавая ей общеобразовательный характер. Народная школа не должна ограничивать содержание обучения тем, что необходимо только для исправного исполнения черной работы без всяких рассуждений, не поднимая в учениках человеческого достоинства, не возбуждая в их умах никаких вопросов, никакого критического отношения к окружающей жизни.

9. Изменения, внесенные в народную школу "Положением" 1874 г

Положение 1874 г. в корне изменило управление начальной народной школой, практически поставив ее в непосредственное подчинение местным органам Министерства народного просвещения – дирекциям народных училищ. Училищные советы были сохранены, но с иными функциями: круг их обязанностей ограничивался вопросами хозяйственными и административными. Если Положение 1864 г. предоставляло уездным училищным советам права «наблюдения за преподаванием во всех начальных народных училищах» и «разрешения на открытие новых... училищ», то в Положении 1874 г. уже ничего не говорилось об этих правах. Уездным училищным советам предоставлялось лишь право «упразднения училищ, признанных вредными».

Влияние общественных элементов в училищных советах существенно сокращалось и, напротив, в них усиливался чиновничий элемент. Выборность председателей уездных училищных советов, предусмотренная положением 1864 г., отменялась. Председателем уездного училищного совета назначался уездный предводитель дворянства, заместителем его – инспектор народных училищ. Председателем губернского училищного совета – соответственно губернский предводитель дворянства. Замещал его директор народных училищ. Этим подчеркивалась ведущая роль в училищных советах чиновников министерства и представителей дворянского сословия. Никто, кроме директора и инспектора народных училищ, даже предводитель дворянства, не имел права делать в школе распоряжения по учебной части. «Общее наблюдение за ходом и направлением первоначального обучения в губернии» поручалось губернатору «как представителю высшей в губернии административной власти». «Свои по означенному предмету замечания и соображения» губернатор мог сообщать Министерству народного просвещения.


Положение 1874 г. распространялось, как и законодательные акции 1869 г., только на земские губернии, чем еще раз подчеркивалась антиземская направленность правительственного курса в отношении народной школы. В каждую губернию назначалось по два инспектора с содержанием от казны, с 1876 г. – по четыре. Политическая ситуация требовала усиления полицейского надзора за школой, и ради этого правительство готово было идти на увеличение материальных затрат. Эти затраты резко (в десятки раз) возросли после преодоления самодержавием второго кризиса власти (1879–1881 гг.). С начала 1880-х гг. правительство делает ставку не на «образцовые» министерские училища и не на инспектуру, как раньше, а на церковноприходские школы. Самодержавие щедро и регулярно субсидирует эти школы, усматривая в них основную охранительную силу, способную противостоять земской народной школе.

10. Типы народных школ - церковно-приходские, земские школы и двуклассные народные училища.

Зе́мская шко́ла (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось. С конца 1900-х годов земства перешли к построению школьных сетей, рассчитанных на достижение всеобщего обучения в течение 5—15 лет.

Двухклассные народные училища с четырёх- и пятилетним курсом обучения. К этому типу принадлежали двухклассные училища Министерства народного просвещения («министерские» училища), двухклассные церковно-приходские училища, двухклассные училища по Уставу 1828 года, начальные городские училища.

Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — начальные школы в Российской империи при церковных приходах, находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего правительствующего синода. В одноклассных ЦПШ изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история.

11. Подготовка учителей начальных школ.Учительские семинарии и институты