Файл: Практическое задание к теме 2 Управление торговотехнологическим процессом розничной торговой организации (предприятия).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание к теме 2
«Управление торгово-технологическим процессом
розничной торговой организации (предприятия)»
Письменная контрольная работа выполняется в формате Microsoft Word, объем работы не должен превышать 5-7 страниц формата А-4. Работа состоит из 1 теоретического вопроса и практического задания.
-
Основные условия договора купли-продажи. Особенности заключения в розничной торговле. -
Практическое задание: Ситуационная задача.
Описание ситуации.
Розничный магазин «Кристалл», являющийся торговой организацией, специализируется на продаже конечны
м потребителям широкого и глубокого ассортимента посуды керамической, стеклянной, пластмассовой и др.
-
Назовите и охарактеризуйте факторы, определяющие спрос на посуду. Какие методы изучения реализованного и неудовлетворенного спроса на посуду могут использоваться в магазине? -
Назовите критерии выбора поставщиков посуды и выделите основные этапы закупочной работы предприятия. -
Разработайте раздел договора «Условия поставки» с потенциальным поставщиком посуды. -
Какие элементы мерчендайзинга могут применяться при организации розничной продажи посуды? Охарактеризуйте их.
Решение
Теоретический вопрос
Договор розничной купли-продажи - один из активно используемых правовых инструментов, упорядочивающий сделки между сторонами в розничной торговле.
Современная розничная торговля развивается ускоренными темпами. Заявляют о себе мультиформатные розничные сети, доля и объемы интернет-торговли продолжают увеличиваться. Это дает толчок к более активному совершенствованию современного законодательства РФ в развитии действенного механизма для реализации его норм в сфере торговли. Предприниматель, работающий в сфере торговли, должен разбираться в юридических аспектах отношений между продавцом и покупателем. В противном случае можно столкнуться с необоснованными претензиями, жалобами и даже судебными исками.
Договор розничной купли-продажи призван, прежде всего, защищать интересы покупателя, как более уязвимой стороны, не имеющей отношения к осуществлению коммерческой деятельности. Основные способы защиты предоставляются покупателю в случае приобретения им некачественных товаров. Характерной чертой правил торговли является их обязательный характер, предполагающий, что торговая организация обязана продать товар каждому, кто к ней обратился. А покупатель обязан, в свою очередь, оплатить цену товара. Предлагаемый товар должен быть предназначен для бытовых нужд и не связан с профессиональной или коммерческой деятельностью. Покупателем может выступать как рядовой гражданин, так и юрлицо, покупающее что-либо (канцтовары, цветы для сотрудников и т.п.) в потребительских целях. Договор отличает то, что: Продавец реализует товары через розничную сеть. Дальнейшее использование покупателем товара в коммерческих целях запрещено. Гражданско-правовое понятие договора и его сторон Договор розничной купли-продажи является сделкой (ст. 445 ГК РФ): возмездной, иными словами, стороны получают встречное материальное удовлетворение; взаимной - наличие у сторон взаимных обязанностей; консенсуальной. Взаимный характер сделки содержит нюанс. Продавцом по договору розничной купли-продажи может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. Покупатель - любой субъект гражданского права.
Чаще всего покупатель - физлицо, приобретающее товары для повседневных бытовых целей. Поэтому данные правоотношения дополнительно регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите), а также специальными правовыми актами, которые регулируют торговлю отдельными видами товаров. Субъектами договора розничной купли-продажи могут быть дети в возрасте от 14 до 18 лет, они имеют право совершать покупки в пределах суммы их заработка, стипендии и иных доходов (ст. 26 ГК РФ). Дети от 6 до 14 лет могут совершать мелко-бытовые сделки на небольшие суммы. Например, купить сок в магазине, тетрадку, ручку. Договор розничной купли-продажи это - публичный договор. Продавец обязан продать товар любому, кто за ним обратится. Нельзя отдавать предпочтение одному покупателю перед другим. Цена на товар должна быть единой, кроме случаев, когда отдельным категориям граждан предусмотрены льготы (пенсионеры, ветераны). Информацию о цене должен содержать ценник.
Существенные условия договора розничной купли-продажи При достижении сторонами соглашения по всем существенным условиям договора, он признается заключенным. К ним относятся (ст. 455 ГК РФ): наименование и количество товара; цена товара; срок оплаты товара (при покупке в кредит). Предмет договора розничной купли-продажи – товары. Продаваться могут как реальные, так и будущие вещи. ГК не препятствует продаже будущих вещей, например, еще не выпущенных книг, компьютерных игр и т.п. Вещи должны обладать оборотоспособностью, свободно переходить от одного лица к другому. Соответственно они должны быть качественными и безопасными для потребителей. Некоторые виды товаров могут продаваться только на основании лицензии (разрешения), например, ядовитые вещества, алкоголь. Цена и оплата товара по договору розничной купли-продажи является вторым существенным условием для заключения договора (ст. 500 ГК РФ). Возможна предварительная оплата товара или оплата в кредит.
В случаях, предусмотренных законом, цены устанавливаются или регулируются государством, например цены на драгметаллы, полезные ископаемые, алкогольную, табачную продукцию и т. д. Неоплата товара считается отказом в исполнении договора. Форма и срок договора розничной купли-продажи
СодсоДоговор может заключаться тремя способами: устно; письменно; путем согласованных (конклюдентных) действий. Чаще всего подобные договоры совершаются устно. Момент заключения договора розничной купли-продажи - выдача кассового чека или другого отчетного документа. Когда для реализации товара используется автомат, моментом будет считаться совершение конклюдентных действий покупателем, необходимых для получения товара (ст. ст. 493, 498 ГК РФ).
Если товар продаётся по образцам, договор исполняется после его заключения. Простая письменная форма потребуется для оформления продажи товаров в кредит (ст. 161 ГК РФ). Правильно составленный письменный договор купли-продажи — гарантия безопасности интересов как продавца, так и покупателя. Чтобы правильно составить договор и учесть все нюансы, советуем обратиться к специалистам сервиса Главбух Ассистент. Они помогут разобраться в основных бухгалтерских и юридических вопросах, возникающих у предпринимателя. Помимо чека, для составления письменного договора предоставляются другие необходимые документы, например, поручение-обязательство. Кассовый чек подтверждает: Факт заключения договора Цену Наименование товара Отсутствие чека не основание для отказа в защите прав потребителя.
Содержание договора розничной купли-продажи
Обязанности продавца и покупателя - это важные пункты договора. Продавец обязан: Передать товар со всеми документами, согласованном количестве и установленного качества. Товар должен быть свободен от прав третьих лиц. Предоставить достоверную информацию о товаре, его полезных свойствах, безопасности и качестве. В обязанность продавцу вменяется обмен товара в 14 дневный срок на аналогичный (ст. 502 ГК РФ) при условии, что тот не был в употреблении и не потерял потребительских свойств и качественных характеристик. Покупатель обязан принять и оплатить товар. До заключения договора он имеет право осмотреть товар, потребовать от продавца проверки его функционирования. Если качество товара не соответствует заявленному или у него выявлены недостатки, то согласно ст. 503 ГК РФ покупатель может: заменить его на товар надлежащего качества; потребовать соразмерного уменьшения цены; потребовать у продавца устранить недостатки за его счет; возместить за счет продавца расходы, в случае самостоятельного устранения недостатков
Виды договора розничной купли-продажи
Рассмотрим подвиды договора розничной купли-продажи, регулирующие разнообразные проявления некоммерческих нужд потребителей с сопутствующими дополнительными услугами продавцов: Договор найма-продажи (ст. 501 ГК РФ) предусматривает вариант, когда покупатель находится в статусе нанимателя (арендатора) товара до момента его оплаты. В этом случае покупатель не может отчуждать товар или распоряжаться им иным образом, пока не совершит оплату. Продажа с использованием автоматов (ст. 498 ГК РФ) или вендинг. С помощью вендинга продают не только шоколадки и газировку, но и цветы, предметы гигиены, зонты и прочее. К такому виду продаж относится все, что связано с автоматизированными системами самообслуживания, где нет продавца, а товар вручает автомат. Договор продажи через автомат считается заключенным не с момента выдачи чека, а с момента совершения покупателем действий, указанных в инструкции. Инструкцию обязан разместить продавец. Владельцем автомата и продавцом в данном случае могут быть разные лица. Если товар не предоставлен покупателю, то ответственность возлагается на продавца, а не владельца автомата. Продажа товара с условием о его доставки покупателю (ст. 499 ГК РФ). На продавца возлагается обязанность в установленный срок доставить покупателю товар. Место доставки определяет покупатель. Срок выполнения закрепляется договором, либо соответствующими правилами продажи. Если покупатель отсутствует – товар можно вручить другому лицу, при наличии у него документа, подтверждающего покупку. Продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок (ст. 496 ГК РФ). Суть такого договора в том, что момент его заключения и исполнения обязанности продавца отдать товар не совпадают. Покупатель должен в оговоренный срок явиться за товаром. Отказом от исполнения договора считается неявка покупателя или неисполнение установленных сделкой действий. Если, например, покупатель не явился в срок за товаром, то продавец может принять его на хранение, но уже за вознаграждение. Продажа товаров по образцам и дистанционный способ продажи товара (ст. 497 ГК РФ). Договор регулируется этой статьей, если покупка осуществлена после ознакомления с образцом товара в демонстрационном зале, каталоге, буклете, проспекте и иных информационных источниках. Дополнительно правоотношение регулируется Правилами продажи товаров по образцам за № 612, согласно ним, покупатель знакомится с
товаром самостоятельно или с продавцом, а затем выбирает и приобретает понравившийся товар по образцам. Договор в этом случае оформляют с помощью чеков и квитанций на доставку (сборку, установку). Продавец при продаже по образцам должен проинформировать покупателя о: наименовании товара, фирме-производителе и условиях гарантийного ремонта; технических характеристиках и основных свойствах товара; правилах его эффективного использования и хранения; цене; Учитывая особенности заключения договора розничной купли-продажи, законом установлен ряд дополнительных гарантий по охране прав потребителей. Например, торговые организации обязаны переводить информацию об импортных товарах с иностранных языков, иначе их продажа будет запрещена (Правила за № 1575 в ред. от 16.04.2001).
Практическое задание
Спрос - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Изучение спроса - сбор, обработка и анализ информации, необходимой для принятия обоснованных решений по организации производства, закупки и реализации товаров.
Виды потребительского спроса и его классификация
Виды спроса:
Негативный или отрицательный - отражает спрос на товары и услуги, не являющиеся первой жизненной потребностью человека, или же когда потребители активно «не любят» товар и готовы заплатить, чтобы избежать его потребление (услуги районного стоматолога).
Скрытый (есть спрос, но нет товара) - потребитель неудовлетворен качеством или ценой. Это разновидность неплатежеспособного спроса;
Нулевой (отсутствующий) - есть товар, а спроса нет
Полноценный - на товары народного потребления частого пользования
Чрезмерный - спрос превышает предложение
Падающий - спрос на товары, которыми насыщен рынок;
Растущий спрос - популярность товаров растет
Колеблющийся (нерегулярный) - спрос по сезонам года или по периодам времени
Нерациональный (иррациональный)- спрос на товары, которые противоречат этическим нормам или вредны для здоровья.
Классификация спроса:
1. По формам образования
Потенциальный (когда товар еще не вышел на рынок)
Формирующийся (в момент вывода товара на рынок)
Сложившийся
Сезонный
Рекреационный
Отложенный (спрос в условиях ожидания понижения цен)
Панический или ажиотажный
2. По тенденциям
Растущий (темпы роста превышают единицу)
Стабильный
Сокращающийся
3. По намерениям покупателей
Жесткий или безальтернативный
Мягкий, альтернативный
Спонтанный, импульсный
4. По степени удовлетворенности
Реализованный, удовлетворенный
Нереализованный, неудовлетворенный
Условно-удовлетворенный
5. По региональному охвату
Глобальный
Городской
Сельский
Региональный
Стационарный (спрос местных жителей)
Мобильный, миграционный (спрос за пределами проживания)
6. По социально-демографическим типам потребления
Спрос доходных групп
Спрос половозрастных групп.
Изучение спроса в магазине осуществляется на основе:
учета реализации товаров - для определения ассортиментной структуры и объема спроса;
выявления неудовлетворенного спроса - для определения товаров, пользующихся спросом покупателей, но временно отсутствующих в продаже;
проведения мероприятий, способствующих определению неудовлетворенного и формирующегося спроса - выставки-дегустации новых товаров, выставки-продажи, организация анкетных и устных опросов населения;
анализа товарных запасов - для выявления тенденций в развитии спроса на товары, наличия их в торговой сети, определения товаров по степени спроса - неходовых, малоходовых и пользующихся повышенным спросом населения;
регистрации замечаний и предложений покупателей по качеству, оформлению, ассортименту и расфасовке товаров, учета их и предъявления требований промышленности.
Изучения спроса является неотъемлемой часть торгового процесса и поэтому, чтобы наладить бесперебойную торговлю в содействии со спросом населения, торговые работники должны организовать не только повседневное снабжение магазина товарами, но и обеспечить и поступление на будущий период в нужном ассортименте и в нужных количествах.
Работники магазинов, особенно продавцы, постоянно общаясь с покупателями, имеют возможность ежедневно учитывать спрос населения. Поэтому каждый продавец магазина «Кристалл» принимает непосредственное и активное участие в изучении покупательского спроса.
При изучении покупательского спроса различают спрос реализованный, неудовлетворенный и формирующийся:
Неудовлетворенный спрос называется спрос, предъявляемый покупателями на товары, которые на данный момент отсутствуют в продаже; учет неудовлетворенного спроса и меры, принимаемые работниками торговли для пополнения магазина отсутствующими товарами, имеют важное значение для улучшения обслуживания покупателей; изучается с помощью системы индивидуальных заказов населения на отсутствующие товары. В магазине «Кристалл» также ведется наблюдение неудовлетворенного спроса и поэтому, если какой-либо товар отсутствует в продаже, по каким-либо причинам. То покупатель может оставить свои координаты и заведующий отделом сообщит ему, о поступлении отсутствующего товара в продажу, по телефону. Замечания и пожелания покупателей по, упаковке и качеству продаваемых товаров продавцы записывают в свои блокноты, и докладывать о них заведующему отделом магазина в конце рабочего дня. Заведующий отделом ежедневно группирует записи по видам товаров и содержанию замечаний, анализирует и сопоставляет их с предыдущими записями, определяет их типичность и актуальность.