Файл: Выпускной квалификационной работы Судебное разбирательство основная стадия уголовного процесса представляет актуальность в связи с тем, что судебное разбирательство является центральной и главной стадией уголовного процесса, на которой решается вопрос об.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
более позднее заявление отводов, приводит к необходимости заново повторить проведенную часть судебного разби­рательства.

Помимо разъяснения прав названным участникам процесс председательствующий должен разъяснить права и ответственность вызванным в судебное заседание эксперту и специалисту. Эксперт предупреждается также об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Эксперту и специ­алисту должны быть разъяснены все их права, о чем они дают расписку, которая приобщается к протоколу судебного заседания.

- вносит на разрешение суда ходатайства, поступившие от участни­ков уголовного судопроизводства; Лицо, заявившее ходатайство, должно его обосновать, указав, для установления каких именно обстоятельств необходимы дополнительные доказательства. Суд, выслушав мнение остальных участников судебного разбирательства, должен обсудить каждое ходатайство и удовлетворяет его либо выносит определение или постановление об отказе в удовлетворении ходатайства. Лицо, которому судом отказано в удовлетворении ходатайства, вправе заявить его вновь в ходе дальнейшего судебного разбирательства, т.е. суд не может отказать в удовлетворении ходатайства на том основании, что оно уже заявлялось и было отклонено, ни когда это имело место на предыдущих стадиях, ни когда ходатайство было рассмотрено в подготовительной части судебного разбирательства. Суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве свидетеля или специалиста, явившегося в суд по иници­ативе сторон.

Об отказе в удовлетворении ходатайства выносится мотивированное определение (постановление). Оно может быть изложено в отдельном документе или заносится в протокол судебного засе­ления.

В подготовительной части судебного разбирательства могут быть заявлены помимо ходатайств о привлечении доказательств и другие ходатайства. Например, об отложении и приостановлении судебного разбирательства, прекращении производства по делу, о допуске в процесс новых участников, вызове переводчика, о проведении закрытого судебного заседания, избрании или изменении меры пресечения подсудимому и др. В отличие от ходатайств о привлечении доказательств, которые рассматриваются обычно после разъяснения прав участникам процесса, все остальные ходатайства могут быть заявлены в любой момент подготовительной части судебного разбирательства, когда возникает такая необходимость. Каждое ходатайство должно быть обсуждено и разрешено немедленно после его заявления. Суд не вправе отложить разрешение ходатайства.


- вносит на разрешение суда вопрос о возможности рассмотрения уголовного дела в отсутствие кого-либо из участников уголовного судопроизводства. При неявке кого-либо из вызванных в судебное заседание лиц суд после рассмотрения ходатайств должен выяснить мнение участников процесса о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся и вынести определение (постанов­ление) об отложении разбирательства дела из-за неявки вызван­ных в судебное заседание лиц или о его продолжении, которое заносится в протокол судебного заседания. Одновременно может быть решен вопрос о вызове или приводе не явившегося участника.

Придя в результате процедурных действий, совершенных в подготовительной части, к выводу о том, что дело готово к дальнейшему рассмотрению, суд приступает к судебному следствию.

2.2. Судебное следствие

Судебное следствие — важнейшая часть судебного разбирательства, в которой суд в условиях устности, гласности, непосредственности, состязательности равноправных сторон, а также наи­более полного осуществления других принципов уголовного процесса и общих условий судебного разбирательства исследует собранные по делу доказательства в целях установления всех фактических обстоя­тельств дела, виновности подсудимого и справедливого разрешения дела. По отношению к судебному следствию все материалы уголов­ного дела носят предварительный характер. Они в обязательном порядке подлежат новому, судебному исследованию и только после этого могут быть положены в обоснование итогового решения по уголовному делу. Судебное следствие не связано версией обвинительного заключения, по ходатайству сторон оно может принять и совершенно иное направ­ление28.

В силу специфики судебной деятельности следствие в суде отли­чается от деятельности органов расследования по собиранию доказа­тельств еще и набором законных средств. Здесь исключается произ­водство обыска, выемки, эксгумации трупа; существенную специфику приобретают очная ставка, следственный эксперимент и предъявле­ние для опознания, допросы же представляют собой не диалог между допрашивающим и допрашиваемым «в тиши кабинета», а публичный расспрос обвиняемого, свидетелей и потерпевшего: вначале сторона­ми и лишь затем — судом.

Судебное следствие начинается с изложения государственным об­винителем предъявленного подсудимому обвинения

29. Это — нововведение. В ранее действовавшем УПК РСФСР не содержалось конкретного указания на то, кто дол­жен формулировать инкриминируемое подсудимому деяние в самом начале судебного разбирательства, а лишь содержалось общее поло­жение, согласно которому «судебное следствие начинается оглашени­ем обвинительного заключения». По сложившейся на практике традиции обвинительное заключение оглашалось председа­тельствующим в судебном заседании. Однако Конституционный Суд Российской Федерации, предпринявший в 1998—2000 гг. ряд важней­ших шагов по восстановлению состязательного смысла правосудия, в одном из своих решений указал, что «...ролью суда в уголовном про­цессе предопределяется, что председательствующий судья, управомоченный руководить судебным заседанием, вправе устанавливать по­рядок оглашения в суде обвинительного заключения, а участвующий в деле прокурор не может отказаться от оглашения обвинительного заключения в судебном заседании»30. Содержащееся в действующем УПК РФ решение данного процедурного вопроса, безусловно, гораздо больше отвечает роли суда, роли председательствующего в судебном заседании, принципу состязательности и функции прокурора в уго­ловном процессе. Согласно вышеизложенным соображениям, судеб­ное следствие по делам частного обвинения начинается также с вы­ступления обвинителя, но только не государственного, а частного, который излагает не обвинительное заключение, а свое заявление.

После изложения государственным обвинителем обвинения, предъявленного подсудимому, или же заявления, изложенного част­ным обвинителем, председательствующий в качестве своего первого процессуального действия опрашивает подсудимого, понятно ли ему обвинение и желает ли он или его защитник выразить свое отноше­ние к предъявленному обвинению. Защищающаяся сторона вправе воздержаться в данный момент от такого выражения мнения, что не лишает ее права и возможности высказать свое отношение к предъ­явленному обвинению на последующих этапах судебного разбира­тельства.

Следующий процедурный этап судебного следствия подчинен за­даче определения наиболее эффективной последовательности исследова­ния доказательств31. Эта последовательность базиру­ется на принципе состязательности уголовного процесса: первой представляет доказательства сторона обвинения, затем — сторона за­щиты; очередность же исследования представленных доказательств определяется каждой из сторон исходя из тактики, избранной той и другой в судебном разбирательстве. Если в уголовном деле участвует несколько подсудимых, очередность представления ими доказательств определяется «хозяином процесса», то есть судом. Признание подсу­димым своей виновности влечет за собой, как правило, установление такого порядка судебного следствия, при котором оно начинается с допроса подсудимого, способного своими показаниями заложить до­казательственные основы ведущей версии, требующей проверки в ходе последующего разбирательства (см. Приложение №3). Если же подсудимый свою вину отрицает, судебное следствие обычно начинается с исследования улик, а с тем чтобы выслушать показания подсудимого с учетом их законного влияния. Определив последовательность исследования доказательств, суд приступает к допросу подсудимого
32. Подсудимый имеет право давать показа­ния в любой момент судебного следствия. Дача показаний на суде - право, а не обязанность подсудимого Он не должен ни доказывать свою невиновность, ни сообщать об обстоя­тельствах преступления, если он признает свою вину. Согласно Конституции РФ33 подсудимый не обязан свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников. Отказ давать показания не может рассматриваться как признание вины. Дача показаний подсудимым не ограничивается его первоначальным допросом, поскольку закон предоставляет подсудимому возможность давать показания с разрешения председательствую­щего в любой момент судебного следствия и, кроме того, подсуди­мые, как правило, дают также показания и в связи с исследованием иных доказательств: допросами иных подсудимых, потерпевших и т.д.

При согласии подсудимого дать показания первыми его допрашивают защитник и участники судебного разбирательства со стороны защиты, затем госу­дарственный обвинитель и участники судебного разбирательства со стороны обвинения. Председательствующий отклоняет наводящие во­просы и вопросы, не имеющие отношения к уголовному делу. Под­судимый вправе пользоваться письменными заметками, которые предъявляются суду по его требованию. Суд задает вопросы подсуди­мому после его допроса сторонами.

В силу требований закона об устности и непосредственности в исследовании доказательств судом в приговоре, как на доказательства, может содержаться ссылка только на те показания подсудимого, ко­торые даны в заседании суда первой инстанции34. Однако в целях вы­яснения причин противоречий и установления истины по делу в су­дебном заседании возможно оглашение показаний подсудимого, дан­ным им ранее — как на предварительном следствии, так и в суде, а также воспроизведение звукозаписи предыдущих допросов. Оглаше­ние показаний подсудимого, данных при производстве предваритель­ного расследования и в суде, а также воспроизведение приложенных к протоколу допроса материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки его показаний могут иметь место по хода­тайству сторон в следующих случаях:

- при наличии существенных противоречий между показаниями, данными подсудимым в ходе предварительного расследования и в суде;

- когда уголовное дело на законном основании рассматривается в отсутствие подсудимого.


Не допускаются демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допроса, а также воспроиз­ведение аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки допроса без предва­рительного оглашения показаний, содержащихся в соответствующем протоколе допроса или протоколе судебного заседания.

Закон уделяет значительное внимание до­просу потерпевших и свидетелей в суде. Свидетели допрашиваются порознь и в отсутствие не допрошенных свидетелей. Перед допросом председательствующий устанавлива­ет личность свидетеля, выясняет его отношение к подсудимому и по­терпевшему, разъясняет ему права, обязанности и ответственность, о чем свидетель дает подписку, которая приобщается к протоколу су­дебного заседания. Первой задает вопросы свидетелю та сторона, по ходатайству которой он вызван в судебное заседание. Судья задает вопросы свидетелю после его допроса сторонами. Допрошенные сви­детели могут покинуть зал судебного заседания до окончания судеб­ного следствия с разрешения председательствующего, который при этом учитывает мнение сторон. При необходимости обеспечения безо­пасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности сви­детеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визу­альное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разби­рательства, о чем суд выносит определение или постановление. Потерпевший и свидетель могут пользо­ваться письменными заметками, которые предъявляются суду по его требованию. Потерпевшему и свидетелю разрешается прочтение имеющихся у них документов, относящихся к их показаниям. Эти доку­менты предъявляются суду и по его определению или постановлению могут быть приобщены к материалам уголовного дела.

При допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырна­дцати лет, а по усмотрению суда — и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические не­достатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога. До на­чала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись. Педагог вправе с разрешения председатель­ствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему и свидетелю. Допрос потерпевшего или свиде­теля, не достигшего возраста четырнадцати лет, проводится с обяза­тельным участием его законного представителя.