Файл: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РАЗВИТЫХ СТРАН(Сущность, функции, принципы налогообложения и его роль в государстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Термин «налог» является одним из основных понятий науки о финансах. Природа налога достаточно трудна для понимания, это связано с тем, что налог принадлежит одновременно к трем сферам жизнедеятельности: к экономической, правовой и повседневной.

С точки зрения теории природа налога со стороны экономики заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и народное хозяйство как единое целое. Исходя из этого, экономическая природа налога может быть найдена в сфере производства и распределения.

Считается, что настоящий процесс налогообложения производится государством и зависит от степени развития его демократической стороны. Именно из-за этого исследование природы налога наука о финансах производила в рамках учения о государстве.

По мере прогресса учение о государстве давало доступ к новым возможностям для определения природы налога. Сложности изучения налога, таким образом, крылись в том, что две науки — экономическая и правовая — занимались налогом, при этом каждая из наук не считала налог «своим».

Выделение науки о финансах в самостоятельную позволило ей оправдать необходимость сбора налогов, сформулировать понятие налога, иначе говоря, выяснить природу налога.

Таким образом, можно сделать вывод, что, изучая государство, исследователь может получить наглядную картину о его налоговой системе.

Исходя из этого, определилась цель данного исследования: ознакомление и анализ принципов построения налоговых систем развитых стран.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. рассмотреть сущность, функции, принципы налогообложения и его роль в государстве;
  2. ознакомиться с принципами налоговой системы США;
  3. проанализировать налоговую систему Великобритании;
  4. изучить систему налогообложения Германии;
  5. рассмотреть принципы налогообложения Франции;
  6. подвести итог по исследованию.

Объектом исследования будут выступать системы налогообложения развитых стран, а предметом – принципы построения данных систем.

Сущность, функции, принципы налогообложения и его роль в государстве


Проблема налогов является одной из наиболее интересных и затруднительных в международной практике ведения народного хозяйства, т.к. они являются также основным источником и, следовательно, финансирования общегосударственных программ.

Кроме того, налоги служат еще и одним из главных средств государства для управления рыночной экономикой. Именно поэтому создание функциональной и эффективной системы налогообложения – одна из самых важных задач любой страны.

Известно, что основным элементом налогообложения являются налоги. Налог представляет собой обязательный платеж, который взимается государством с организаций и граждан с целью удовлетворения общественных потребностей. [7, с.114]

Говоря другими словами, налог является сбором, который устанавливается государством сбор, на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Система налогообложения непосредственно связана с существованием государства. Именно оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру.

В настоящее время предусмотрены следующие способы взимания налогов:

1) кадастровый – объект налога дифференцирован на группы по установленному признаку. Перечень таких групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы предусмотрена индивидуальная ставка налога. данный метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером подобного налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по определенной ставке от мощности транспортного средства, вне зависимости от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации

Декларация – это документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога осуществляется после получения дохода и только лицом, которое получает доход . Примером может быть налог на прибыль.

3) у источника

Такой налог вносится лицом, которое выплачивает доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, при этом получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Примером может послужить подоходный налог с физических лиц. Такой налог оплачивается предприятием или организацией, на которой работает гражданин. Иначе говоря, до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Оставшаяся сумма выплачивается служащему.


Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему. [7, с.115]

Налоговая система является совокупностью налогов и обязательных платежей, которые взимаются в государстве, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, исчисления налогов и налогового контроля. [10, с.58]

Налоговая система всегда выступает системой институтов, организаций, занимающихся регулированием налоговых отношений. В подобные инстанции, осуществляющие налоговый контроль или налоговое администрирование, время от времени приходится обращаться каждому налогоплательщику.

В то же время, налоговая система выступает как налоговый механизм, включающий совокупность средств и методов организационно-правового характера, которые направлены на выполнение действий налогового законодательства. С помощью налогового механизма обеспечиваются стабильность и целевая ориентированность функционирования налоговой системы, приводится в действие налоговая политика.

Налоговую систему можно определить и как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, которые были установлены к уплате. [5, с.348]

Системы налогов в разных странах могут отличаться друг от друга по ряду признаков: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям разных уровней власти, налоговой базе и налоговым льготам. Это объясняется тем, что налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием различных экономических, политических и социальных явлений и условий. Несмотря на это, любая налоговая система обязана отвечать общим требованиям.

Налоговые системы принято разделять на два вида:

  1. шедулярная;
  2. глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, который получает налогоплательщик, делится на части, так называемые «шедулы». Каждая из таких частей облагается налогом определенным образом. Для различных шедул могут быть установлены разные ставки, льготы и прочие элементы налога.

В глобальной же налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются равномерно. Подобная система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

В настоящее время глобальная налоговая система часто применяется в государствах Запада.

Налоги как стоимостная категория обладают своими отличительными признаками и функциями, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитием налоговых систем исторически обыли определены три основные его функции - фискальная, стимулирующая и регулирующая.


Основной функцией налога является проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция отображает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Исходя из этого, появляется основная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений. [9, с. 61]

При помощи фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов, а именно: формирование финансовых ресурсов государства, которые аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах. Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейший экономический субъект. [16, с. 76]

Данная функция состоит в изъятии части доходов юридических и физических лиц для содержания государственного аппарата, обороны станы, и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (например, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.).

Следующая функция налога – регулирующая. Без исполнения данной функции, в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.

Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика. Сложно вообразить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, которая не регулируется государством. Другое дело – как именно она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Но каковы бы ни были эти формы и методы, основное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Последняя из основных функций налогов - это стимулирующая функция. При помощи налогов, льгот и санкций государство мотивирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Продвижение технического прогресса при помощи налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. [9, с. 70]

Кроме того, существуют такие функции, как контрольная, распределительная и экономическая.

Контрольная функция отображается в появлении возможности количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается функциональность и полезность налогового механизма, обеспечивается контроль над движением финансовых ресурсов, обнажается необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины. Суть ее состоит в том, чтобы налогоплательщики (организации и граждане) своевременно и в полном объеме уплачивали налоги, которые были предписаны им государством.


Распределительная функция налогов обладает некоторыми свойствами (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), которые характеризуют многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. При помощи налогов в государственном бюджете соединяются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

При помощи налогов государство также перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфрастрyктyры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат, например: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.[16, с. 79]

Экономическая функция налогов проявляется в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, иначе говоря, любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

Все функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, то есть реализация фискальной функции, обеспечивает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, иначе говоря, экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства, позволяет государству получить больше средств.

Это говорит о том, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для осуществления остальных функций налогов. [16, с. 80]

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они соединяются и воспроизводятся одновременно.

В рыночной экономике налоги выполняют настолько важную роль, что можно с уверенностью утверждать: без проверенной, четко действующей налоговой системы, которая отвечает условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Таким образом, государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

  1. регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно отображается в основном в разработке законов, нормативных актов, которые определяют взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К таким документам относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Данное направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
  2. регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, при которых основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. В данном случае речь идет в основном о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в необходимом, выгодном обществу направлении. [17, с.390]