Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях (Правовые аспекты и нормативное регулирование российского бухгалтерского учета).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 3139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовые аспекты и нормативное регулирование российского бухгалтерского учета
1.2. Содержание основных нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета в России
1.3 Сущность международных стандартов финансовой отчетности и их роль
2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия
Введение
В условиях рыночной экономики во всех странах необходимым элементом нормального функционирования экономической и финансовой системы является государственное регулирования отдельных аспектов деятельности экономических субъектов.
Одним из таких направлений является организация бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Причиной этого является необходимость формирования единого механизма отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете отдельных предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в самых различных отраслях экономики, в различных организационно-правовых формах и объемах деятельности.
Формирование единого механизма дает возможность осуществлять контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов со стороны налоговых, финансовых и других контролирующих органов
Вторым аспектом необходимости единой системы правового регулировании я бухгалтерского учета является формирование на его базе единой системы контрольных показателей, отражаемых в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это дает возможность пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетность использовать единые механизмы ее понимания и анализа.
Все вышеизложенное и определяет актуальность изучения темы работы, связанной с характеристикой правового регулирования бухгалтерского учета.
Цель работы - характеристика отдельных уровней нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Задачи работы:
- изучений основных уровней регулирования бухгалтерского учета;
- изучение нормативных документов регулирования бухгалтерского учета на различных уровнях и содержащихся в них положений;
- характеристика международных стандартов финансовой отчетности и их важности для нормативного регулирования бухгалтерского учета в стране;
- исследование влияния изменений в законодательстве на порядок ведения бухгалтерского учета на предприятии.
В качестве методологической основы написания работы выступили соответствующие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты по рассматриваемому вопросу, материалы учебной литературы и периодической печати, а также бухгалтерская (финансовая) отчетности организации.
1. Правовые аспекты и нормативное регулирование российского бухгалтерского учета
1.1. Четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России: понятие и значение
Система правового регулирования бухгалтерского учета в нашей стране построена в соответствии с общим распределением уровней правого регулирования [25, c. 344].
В соответствии с общей практикой общая система нормативного правового регулирования в нашей стране делится на следующие уровни:
1) федеральные кодифицированные законы;
2) федеральные некодифицированные законы;
3) законы и нормативные акты субъектов РФ;
4) нормативные акты местных органов власти;
5) нормативные акты различных министерств и ведомств;
6) локальные документы самих хозяйствующих субъектов [17, c. 34].
На основании определенной группировки этих документов принято говорить о четырехуровневой системе нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, представленной в таблице 1.
Таблица 1
Система нормативно-правового регулирования в РФ в отношении бухгалтерского учета [21, c. 21]
Уровень |
Документы |
Область регулирования |
Примечание |
Первый (законода-тельный) |
Федеральные законы, стандарты федерального уровня |
Содержат основные правила и нормы по вопросам: - определения объектов бухгалтерского учета, признаков, классификации, необходимых условий принятия к учету; способов оценки; - требований к формированию учетной политики организаций; |
Имеют обязательный характер для всех экономических субъектов |
Продолжение таблицы 1
Уровень |
Документы |
Область регулирования |
Примечание |
- плана счетов бухгалтерского учета и порядка его применения; - порядка формирования инфор-мации, отражаемой в бухгалтер-ской (финансовой) отчетности, содержания самих форм отчетности; - возможности и порядка применения упрощенных методов ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности |
|||
Второй (методи-ческий) |
Стандарты, разрабатываемые на уровне отрасли |
Отражают особенности ведения бухгалтерского учета в отдельных отраслях |
Имеют обязательный характер |
Третий (разъяс-нительный) |
Рекомендации и разъяснения по отдельным вопросам бухгалтерского учета |
Их целью является обеспечение соблюдения правил федеральных и отраслевых стандартов, улучшение организации бухгалтерского учета и уменьшение затрат на его ведение |
Не должны противоречить документам первого и второго уровней. Применение имеет добровольный характер |
Четвертый (внутрихо-зяйствен-ный) |
Локальные документы экономического субъекта |
Разрабатываются с целью упорядочения организации бухгалтерского учета и его ведения внутри самой организации |
Не должны противоречить документам более высоких уровней. Разрабатываются самой организацией и применяются только внутри ее. |
Документы каждого из уровней имеют свои особенности принятия и реализации.
1.2. Содержание основных нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета в России
На первом уровне нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета находится совокупность кодексов и федеральных законов, в частности, Конституция РФ, Гражданский, Налоговый и Трудовой Кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», а также ряд федеральных законов, в той или иной степени затрагивающих вопросы организации бухгалтерского учета.
Вопросы общей организации бухгалтерского учета в соответствии с Конституцией РФ входят в состав компетенции Российской Федерации [1, ст. 71].
Гражданский Кодекс РФ включается в состав документов первого уровня в связи с тем, что в нем, несмотря на отсутствие вопросов, непосредственно касающихся организации бухгалтерского учета, содержатся главы, касающиеся порядка создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, их организационно-правовых форм, организации договорных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, что оказывает в дальнейшем влияние на организацию и ведение бухгалтерского учета на них [2].
В Трудовом кодексе РФ также отсутствуют вопросы, непосредственно касающиеся вопросов бухгалтерского учета. Но при этом присутствуют вопросы регулирования трудовых отношений, порядка начисления и выплаты заработной платы и пр., которые отражаются в бухгалтерском учете любой организации [3].
Аналогичная ситуация отмечается и с Налоговым кодексов РФ, который содержит нормы начисления и уплаты налогов и сборов, ответственности за налоговые правонарушения [4]. Соответствующие операции в обязательном порядке находят свое отражение в бухгалтерском учете каждой организации.
В КоАП РФ содержатся нормы, касающиеся ответственности за административные нарушения в области организации бухгалтерского учета, исчисления и уплаты налогов [6].
Уголовный Кодекс содержит нормы привлечения к уголовной ответственности за нарушения в сфере предпринимательской деятельности [5].
Однако основным документом, содержащим вопросы регулирования бухгалтерского учета в России, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, принятый от 06.12.2011 г.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» занимает центральное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, поскольку: определяет юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций, закрепляет обязанность юридических лиц ведения бухгалтерского учета, определяет ответственность за организацию учетной работы. В Законе дано определение бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), обозначены задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и другие) [19, c. 12].
В Законе изложены требования к ведению бухгалтерского учета в предприятиях и организациях (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат, капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств [12, c. 19].
К федеральным законам, в той или иной степени касающихся вопросов организации и ведения бухгалтерского учета, также следует отнести Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях» и др., в которых содержатся вопросы создания, функционирования, реорганизации и ликвидации отдельных категорий юридических лиц, что и находит свое отражение в дальнейшем в организации бухгалтерского учета на данных предприятиях и организациях [25, c. 344].
На втором уровне системы нормативного регулирования бухгалтерского учета находится совокупность Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, которые разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов Российской Федерации [17, c. 35].
К числу основных из них относится Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н. Данный документ конкретизирует Закон «О бухгалтерском учете» и занимает по своей значимости второе место [19, c. 16].
В данном Положении рассматриваются такие моменты, как:
- общий порядок организации бухгалтерского учета, его ведения, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридическими лицами;
- сущность бухгалтерского учета, его задачи;
- обязанности Министерства финансов РФ по вопросам разработки нормативных документов в области бухгалтерского учета,
- полномочия и уровень ответственности руководителя организации по вопросам организации бухгалтерского учета,
- указание на основные элементы бухгалтерского учета, отражение которых является необходимым в учетной политике;
- перечень требований, предъявляемых к организации и ведению бухгалтерского учета;
- указания на обязательный состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, соблюдение правил оценки статей активов и пассивов бухгалтерской отчетности, порядок ее сдачи и представления;
- требования к организации и срокам хранения основных бухгалтерских документов, порядку их изъятия [33].
Важное значение среди документов второго уровня имеет План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Минфином России 31.10.2000 г. № 94н. В практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение [19, c.16]
Построение плана счетов представляет собой совокупность синтетических и аналитических счетов, за счет которых обеспечивается согласованность учетных показателей и показателей отчетности [16, c.31].
Большую группу документов второго уровня представляют Положения по бухгалтерскому учету, целью которых конкретизация положений Закона о бухгалтерском учете в отношении каждого объекта учета [25, c.345].
К настоящему времени разработано и введено в учетную практику 24 Положений по бухгалтерскому учету, касающихся порядка учета основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, доходов, расходов, текущего налога на прибыль, событий после отчетной даты и других аспектов хозяйственной деятельности экономических субъектов [30].
Применение данных ПБУ является обязательным для российских предприятий и организаций.
На третьем уровне нормативно-правового регулирования находятся относятся методические указания, инструкции, рекомендации, разрабатываемые как Минфином РФ, так и отраслевыми министерствами и ведомствами. Их целью является конкретизация основных положений, изложенных в нормативных документах более высоких уровней [20, c.31].
Среди основных документов данного уровня следует назвать:
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49);