Файл: Курсовая работа на тему Исследование особенностей переживания одиночества Исполнитель студентка 4 курса.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, так и просто чувствовать себя таковым. Чаще всего, всё начинается с ощущений. Как говорилось, понятия быть и чувствовать различны. Например, у человека есть родные и близкие, друзья, лучший друг и т.д. Но чувство одиночества не даёт ему покоя. Он не видит в этих людях того, кто уделял бы ему должного внимания, понимал бы его так, как ему нужно. Это не разборчивость с его стороны. Нет. Здесь наблюдается такое явление, как скрытое одиночество или неполноценные отношения с близкими людьми. Друг, вроде, есть, а, вроде, его и нет. Получается, что лучший друг = друг, друг = знакомый, родной человек = лучший друг. Равенства бывают, естественно, разными. Родной человек с лёгкостью может приравниваться и к простому знакомому. Не исключено переход скрытого одиночества в самое обыкновенное. Ибо всё в этом мире взаимосвязано. Чтобы такого не случилось, желательно поговорить со своими близкими о том, что вас беспокоит, и вы вместе постараетесь исправить эту неприятную ситуацию. Чувство одиночества. Как обычно бывает, с чувства всё и начинается. Чувство ненависти может породить ненависть, чувство привязанности - привязанность и т.д. Но нельзя сказать однозначно, что появляется сначала: чувство чего - либо или сам факт. В данном случае чувство одиночества. В зависимости от ситуации оно может породить такое явление как одиночество, а может и вовсе к нему не относиться. И вот почему: к примеру, есть у человека семья, друзья, любящие его люди. Но его это не устраивает. (Напоминает нам скрытое одиночество, верно?) НО поводов у этого человека для сомнений в своих близких нет на самом деле. А он испытывает чувство одиночества. Проглядывается ненасытность. И плюс к этому, не зная и вовсе, что такое одиночество, этот человек начинает сочинять о том, как он несчастен и как его все не любят и т.д. Вот и одна из ступеней обмана. Теперь на этом этапе два пути: 1. Все его близкие от него и правда начинают отворачиваться один за одним, так как они стелятся перед ним, делают всё как лучше для этого "несчастного" человека, а он всё кормит их небылицами про своё одиночество. Надоело им это слушать.
2. А второй путь, собственно, "возвращение крыши", т.е. осознание своей неправоты. А вот случай, когда чувство одиночества вырастает не с проста: в ситуации скрытого одиночества. Просто чувствуется, что здесь что - то не то, что - то в окружении не так, а когда берутся за голову, долго бездействуя, оказывается уже поздно. Друзья отдалились, и близких людей почти не осталось, а новые знакомые не нажиты.
1.4 Причины одиночества
Светский взгляд на одиночество. Здесь одиночество воспевается как источник вдохновения, свободы, радости.
Эту линию развили романтики. Именно с расцветом романтизма появился интерес к одиночеству как социально-психологическому феномену. Романтики в XVIII веке делают одиночество своим программным лозунгом: от байроновского вызова и бунта до пассивного поиска убежища от жестокости окружающего мира. Ведущим мотивом творчества становится рефлексия истоков уединения, противостоящего конформному обществу и помогающего сохранить свою индивидуальность.
Таким образом, полная физическая изоляция человека, перестаёт быть единственным условием возникновения одиночества.
Наиболее глубокое теоретическое осмысление проблемы одиночества начинается с середины девятнадцатого века. В психологическом словаре дается следующее определение одиночества: «Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества обусловленного экспериментальной, географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении»
В XIX веке своеобразно преломленные мотивы протестантского одиночества стали одной из исходных точек развития философской концепции трансцендентализма, ведущую роль здесь играет философ, писатель, натуралист Генри Торо. Он рассматривал принцип уединения как первую ступень на пути к уединению высшему, духовному.
Трансценденталисты первыми стали проводить различия между одиночеством - продуктом «полной отчаяния» городской жизни и уединением - необходимой для самосовершенствования человека концентрация на своих внутренних духовных потенциях. Уединение рассматривается как средство защиты личности, поскольку оно укрепляет человека духовно, способствует личностному и социальному становлению.
Иную концепцию одиночества и уединения выдвинул современник Торо, Сёрен Кьекегор. Его взгляд на судьбу личности уже не так оптимистичен. Одиночество по Кьекегору - «…замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме бога»
Он признавал веру в бога, но нетрадиционную, отвергающую официальную церковь. Главный тезис данной философии сводится к утверждению, что верить в бога абсурдно, вера претит разуму, но сам мир абсурден, поэтому верить надо. «Духовному человеку» по Кьекегору не нужно уединяться для самосовершенствования, ибо в этом нет никакой необходимости. Человек с самого рождения «посторонний» по отношению к обществу и к жизни в целом.
Идеи Кьекегора были восприняты европейским экзистенционализмом, а конкретно философской теорией Эдмунда Гуссерля, чьи работы относятся к концу XIX - началу XX века. В основе их представление о сознании как непрерывном потоке переживаний, совершенно отдельного от всего внешнего, материального мира. Гуссерль считал, что сознание должно быть очищено от всего, что вне его и называл этот процесс редукцией. Весь оставшийся вне субъекта мир Гуссерль считал лишь проекциями сознания субъекта. Таким образом, между субъектом и миром возникала непреодолимая преграда отчуждения и одиночества.
Уже в XX веке один из главных идеологов экзистенционализма Жан Поль Сартр последовал за Гуссерлем, превратив одиночество и абсурдность бытия в главные темы своего творчества. Согласно Сартру человек, стремясь познать себя, выходит за рамки своего «я», но рамки жизни не дают ему такой возможности. Человек теряет надежду и веру, он одинок во враждебном ему мире, его социальные связи, если они есть, поверхностны. Чувство одиночества, в противовес им, глубоко и является основой всего человеческого бытия.
Миюскович Б. в своей статье «Одиночество: междисциплинарный подход» раскрывает и анализирует этот феномен, опираясь на теорию З. Фрейда. Он говорит о том, что темнота ужасает детей, ибо она символизирует одиночество. Дети зачастую боятся идти спать не потому, что боятся заснуть и больше не проснуться, но скорее потому, что их пугает перспектива сохранять сознание и быть при этом одинокими. Следуя Миюсковичу Б., необходимо отменить тот факт, что мы представляем самих себя как солипсисткое сознание, обитающее в одиночестве в темной Вселенной, скитающееся по необходимым и бескрайним просторам пространства (темноты) и времени в абсолютной пустоте, как одну-единственную ощущаемую монаду, беззвучно отражающую от затемненных окон сознания вселенную, где нет ни души, кроме одной-единственной - нашей души. Миюскович Б. утверждает, что скорее всего мы боимся осознания «небытия», сознания нашего индивидуального одиночества, изоляции, не отражающейся в теплых чувствах и «рефлексивном свете» другого сознательного существа. «Потребность общения с другими зарождается на самых ранних стадиях возникновения сознания у индивида». Автор данной статьи приходит к выводу о том, что: «Любое индивидуальное сознание пронизано основополагающим, изначальным чувством возможности уединения и одиночества. И вместе с тем сознание начинает постигать то, что полнота бытия есть лишь разновидность небытия и поэтому она не наделена сущностью; то, что не преходящее, что остается как необходимая среда сознания, которую нельзя уничтожать и избежать, - это его (сознания) собственная совершенная пустота». В своей работе Миюскович Б., вразрез теории Фрейда З., считающего одиночество болезнью, констатирует факт того, что одиночество не является болезнью в медицинском или даже социологическом смысле слова. Он убежден в том, что оно коренится во внутренней природе человека, в самой его психологической конституции.
С сожалением приходится констатировать факт, что многие люди, живущие в мегаполисе, испытывают одиночество. Даже встретив человека, с которым изначально складываются отношения, а в последующем, возможно, заключается брак, со временем люди понимают, что продолжают жить с глубоким чувством непонимания и одиночества. Почему так происходит?
Основой непонимания своего партнера являются разница в воспитании, в предыдущем опыте общения и в нахождении каждого из партнеров в отличных друг от друга реальностях. Одна из причин одиночества – иная реальность партнера. Условно реальности можно разделить на четыре группы: сенсорная, унитарная, социальная и идейная.
Сенсорная реальность. Основными критериями сенсорной реальности являются: любовь, забота, жалость, гуманность, справедливость, вера, доброта и т.п.
Унитарная реальность. Для унитарной реальности основополагающие критерии: правила, принципы и нормы.
Социальная реальность. Логика, выводы, доказательства и практичность доминирующие критерии социальной реальности.
Идейная реальность. В идейной реальности главное – идеи и их реализация, осуществление любых, даже самых смелых фантазий.
Как правило, большинство женщин живет в сенсорной реальности. Мужчинам более естественны унитарная и социальная реальности. Творческие и креативные люди живут в идейной реальности, вот почему так часто их поступки, образ жизни и мышления для многих бывают не понятным. Из этого следует, человек, который живет в социальной реальности, с трудом сможет понять человека, живущего в идейной реальности. И наоборот.
То же самое происходит и в отношениях между мужчиной и женщиной, которые полюбили друг друга, но, живя в разных реальностях, часто не понимают друг друга. Но нельзя утверждать, что человек живет исключительно в одной реальности, в каждом человеке есть критерии и оси всех реальностей, но доминирующими являются критерии какой-то одной.
Научившись понимать реальность другого человека, своего партнера, можно найти «ключик» к его внутреннему миру и его восприятию жизни, и, познав его, через собственное понимание его достичь взаимного понимания с его стороны.
1.5 Переживание одиночества в разных возрастах
Подростковая субкультура сегодняшнего дня включает в себя целый спектр асоциальных проявлений, расценивающихся подростками как норма. Об этом говорят в своих работах Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко, А.С. Белкин, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко. Подобная тенденция указывает на изменение общего мировоззрения в среде подростков, изменение системы норм и ценностей и, как следствие, изменение поведенческих реакций. Фактическим результатом этого является динамика индивидуальных ощущений подростка в сторону неустойчивости и негатива. Одним из наиболее острых переживаний становится ощущение одиночества.
В социальной педагогике имеется описание многих состояний, близких одиночеству, это, в частности, уединение (А.В. Мудрик), социальная отчужденность (О.Б. Долгинова). Однако эти состояния не рассматриваются во взаимосвязи, а также в динамике. Между тем анализ подросткового одиночества позволяет выстроить четкий ряд развития многих сходных состояний, что является базой прогнозирования их социально-педагогических последствий. Детальный анализ многих психолого-педагогических и социально-педагогических проблем позволяет выявить одиночество в качестве базового состояния, на основе которого формируются конфликты, комплексы, напряжение, нарушения коммуникативной сферы.
Социальное одиночество является результатом состояния недостаточной социальной организованности, адаптации, а также следствием разрыва значимых социальных связей, отношений. Психологи выделяют два вида социального одиночества: дезадаптивный, или конфликтный, и одиночество «потери» (смерть близкого человека, развод родителей и т.п.).
Психологическое одиночество – комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», «инакостью», непризнанием, обидой, а также следствие раскола образа Я.
Характеризуя одиночество как психологическое состояние, следует сказать о том, что оно связано, прежде всего, с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отдалённости от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отдалённость от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы их понять и, при необходимости, помочь. По ряду разных причин такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению, но, остро нуждаясь в нём, бывают вовлечены в негативные или даже асоциальные группы. Часто они, наоборот, всячески избегают его, что так же может завести в опасный тупик.
Большинство авторов подчёркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии или даже к суициду.
2. А второй путь, собственно, "возвращение крыши", т.е. осознание своей неправоты. А вот случай, когда чувство одиночества вырастает не с проста: в ситуации скрытого одиночества. Просто чувствуется, что здесь что - то не то, что - то в окружении не так, а когда берутся за голову, долго бездействуя, оказывается уже поздно. Друзья отдалились, и близких людей почти не осталось, а новые знакомые не нажиты.
1.4 Причины одиночества
Светский взгляд на одиночество. Здесь одиночество воспевается как источник вдохновения, свободы, радости.
Эту линию развили романтики. Именно с расцветом романтизма появился интерес к одиночеству как социально-психологическому феномену. Романтики в XVIII веке делают одиночество своим программным лозунгом: от байроновского вызова и бунта до пассивного поиска убежища от жестокости окружающего мира. Ведущим мотивом творчества становится рефлексия истоков уединения, противостоящего конформному обществу и помогающего сохранить свою индивидуальность.
Таким образом, полная физическая изоляция человека, перестаёт быть единственным условием возникновения одиночества.
Наиболее глубокое теоретическое осмысление проблемы одиночества начинается с середины девятнадцатого века. В психологическом словаре дается следующее определение одиночества: «Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества обусловленного экспериментальной, географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении»
В XIX веке своеобразно преломленные мотивы протестантского одиночества стали одной из исходных точек развития философской концепции трансцендентализма, ведущую роль здесь играет философ, писатель, натуралист Генри Торо. Он рассматривал принцип уединения как первую ступень на пути к уединению высшему, духовному.
Трансценденталисты первыми стали проводить различия между одиночеством - продуктом «полной отчаяния» городской жизни и уединением - необходимой для самосовершенствования человека концентрация на своих внутренних духовных потенциях. Уединение рассматривается как средство защиты личности, поскольку оно укрепляет человека духовно, способствует личностному и социальному становлению.
Иную концепцию одиночества и уединения выдвинул современник Торо, Сёрен Кьекегор. Его взгляд на судьбу личности уже не так оптимистичен. Одиночество по Кьекегору - «…замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме бога»
Он признавал веру в бога, но нетрадиционную, отвергающую официальную церковь. Главный тезис данной философии сводится к утверждению, что верить в бога абсурдно, вера претит разуму, но сам мир абсурден, поэтому верить надо. «Духовному человеку» по Кьекегору не нужно уединяться для самосовершенствования, ибо в этом нет никакой необходимости. Человек с самого рождения «посторонний» по отношению к обществу и к жизни в целом.
Идеи Кьекегора были восприняты европейским экзистенционализмом, а конкретно философской теорией Эдмунда Гуссерля, чьи работы относятся к концу XIX - началу XX века. В основе их представление о сознании как непрерывном потоке переживаний, совершенно отдельного от всего внешнего, материального мира. Гуссерль считал, что сознание должно быть очищено от всего, что вне его и называл этот процесс редукцией. Весь оставшийся вне субъекта мир Гуссерль считал лишь проекциями сознания субъекта. Таким образом, между субъектом и миром возникала непреодолимая преграда отчуждения и одиночества.
Уже в XX веке один из главных идеологов экзистенционализма Жан Поль Сартр последовал за Гуссерлем, превратив одиночество и абсурдность бытия в главные темы своего творчества. Согласно Сартру человек, стремясь познать себя, выходит за рамки своего «я», но рамки жизни не дают ему такой возможности. Человек теряет надежду и веру, он одинок во враждебном ему мире, его социальные связи, если они есть, поверхностны. Чувство одиночества, в противовес им, глубоко и является основой всего человеческого бытия.
Миюскович Б. в своей статье «Одиночество: междисциплинарный подход» раскрывает и анализирует этот феномен, опираясь на теорию З. Фрейда. Он говорит о том, что темнота ужасает детей, ибо она символизирует одиночество. Дети зачастую боятся идти спать не потому, что боятся заснуть и больше не проснуться, но скорее потому, что их пугает перспектива сохранять сознание и быть при этом одинокими. Следуя Миюсковичу Б., необходимо отменить тот факт, что мы представляем самих себя как солипсисткое сознание, обитающее в одиночестве в темной Вселенной, скитающееся по необходимым и бескрайним просторам пространства (темноты) и времени в абсолютной пустоте, как одну-единственную ощущаемую монаду, беззвучно отражающую от затемненных окон сознания вселенную, где нет ни души, кроме одной-единственной - нашей души. Миюскович Б. утверждает, что скорее всего мы боимся осознания «небытия», сознания нашего индивидуального одиночества, изоляции, не отражающейся в теплых чувствах и «рефлексивном свете» другого сознательного существа. «Потребность общения с другими зарождается на самых ранних стадиях возникновения сознания у индивида». Автор данной статьи приходит к выводу о том, что: «Любое индивидуальное сознание пронизано основополагающим, изначальным чувством возможности уединения и одиночества. И вместе с тем сознание начинает постигать то, что полнота бытия есть лишь разновидность небытия и поэтому она не наделена сущностью; то, что не преходящее, что остается как необходимая среда сознания, которую нельзя уничтожать и избежать, - это его (сознания) собственная совершенная пустота». В своей работе Миюскович Б., вразрез теории Фрейда З., считающего одиночество болезнью, констатирует факт того, что одиночество не является болезнью в медицинском или даже социологическом смысле слова. Он убежден в том, что оно коренится во внутренней природе человека, в самой его психологической конституции.
С сожалением приходится констатировать факт, что многие люди, живущие в мегаполисе, испытывают одиночество. Даже встретив человека, с которым изначально складываются отношения, а в последующем, возможно, заключается брак, со временем люди понимают, что продолжают жить с глубоким чувством непонимания и одиночества. Почему так происходит?
Основой непонимания своего партнера являются разница в воспитании, в предыдущем опыте общения и в нахождении каждого из партнеров в отличных друг от друга реальностях. Одна из причин одиночества – иная реальность партнера. Условно реальности можно разделить на четыре группы: сенсорная, унитарная, социальная и идейная.
Сенсорная реальность. Основными критериями сенсорной реальности являются: любовь, забота, жалость, гуманность, справедливость, вера, доброта и т.п.
Унитарная реальность. Для унитарной реальности основополагающие критерии: правила, принципы и нормы.
Социальная реальность. Логика, выводы, доказательства и практичность доминирующие критерии социальной реальности.
Идейная реальность. В идейной реальности главное – идеи и их реализация, осуществление любых, даже самых смелых фантазий.
Как правило, большинство женщин живет в сенсорной реальности. Мужчинам более естественны унитарная и социальная реальности. Творческие и креативные люди живут в идейной реальности, вот почему так часто их поступки, образ жизни и мышления для многих бывают не понятным. Из этого следует, человек, который живет в социальной реальности, с трудом сможет понять человека, живущего в идейной реальности. И наоборот.
То же самое происходит и в отношениях между мужчиной и женщиной, которые полюбили друг друга, но, живя в разных реальностях, часто не понимают друг друга. Но нельзя утверждать, что человек живет исключительно в одной реальности, в каждом человеке есть критерии и оси всех реальностей, но доминирующими являются критерии какой-то одной.
Научившись понимать реальность другого человека, своего партнера, можно найти «ключик» к его внутреннему миру и его восприятию жизни, и, познав его, через собственное понимание его достичь взаимного понимания с его стороны.
1.5 Переживание одиночества в разных возрастах
Подростковая субкультура сегодняшнего дня включает в себя целый спектр асоциальных проявлений, расценивающихся подростками как норма. Об этом говорят в своих работах Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко, А.С. Белкин, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко. Подобная тенденция указывает на изменение общего мировоззрения в среде подростков, изменение системы норм и ценностей и, как следствие, изменение поведенческих реакций. Фактическим результатом этого является динамика индивидуальных ощущений подростка в сторону неустойчивости и негатива. Одним из наиболее острых переживаний становится ощущение одиночества.
В социальной педагогике имеется описание многих состояний, близких одиночеству, это, в частности, уединение (А.В. Мудрик), социальная отчужденность (О.Б. Долгинова). Однако эти состояния не рассматриваются во взаимосвязи, а также в динамике. Между тем анализ подросткового одиночества позволяет выстроить четкий ряд развития многих сходных состояний, что является базой прогнозирования их социально-педагогических последствий. Детальный анализ многих психолого-педагогических и социально-педагогических проблем позволяет выявить одиночество в качестве базового состояния, на основе которого формируются конфликты, комплексы, напряжение, нарушения коммуникативной сферы.
Социальное одиночество является результатом состояния недостаточной социальной организованности, адаптации, а также следствием разрыва значимых социальных связей, отношений. Психологи выделяют два вида социального одиночества: дезадаптивный, или конфликтный, и одиночество «потери» (смерть близкого человека, развод родителей и т.п.).
Психологическое одиночество – комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», «инакостью», непризнанием, обидой, а также следствие раскола образа Я.
Характеризуя одиночество как психологическое состояние, следует сказать о том, что оно связано, прежде всего, с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отдалённости от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отдалённость от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы их понять и, при необходимости, помочь. По ряду разных причин такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению, но, остро нуждаясь в нём, бывают вовлечены в негативные или даже асоциальные группы. Часто они, наоборот, всячески избегают его, что так же может завести в опасный тупик.
Большинство авторов подчёркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии или даже к суициду.