Файл: Реферат по дисциплине Социология организаций и организационное поведение Тема Индивидуальное предпринимательство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные режимы налогообложения, которые применяют ИП – УСН, ЕНДВ,

ПСН. Каждый из режимов предполагает свои налоги и отчётность, свои особенности учёта. Оптимальный выбор режима упростит работу ИП, сократит отчётность и налоговую нагрузку, упростит налоговый и бухгалтерский учёт. Наличие у ИП сотрудников при любом из режимов добавляет «зарплатную» отчётность и «зарплатные» налоги (они одинаковые для всех режимов) о которых мы поговорим отдельно. Учётная политика – документ, в котором фиксируется выбранный способ ведения учёта. Существует бухгалтерская и налоговая учетная политика. Поскольку ИП не обязан вести бухучёт, то бухгалтерскую учётную политику составлять не нужно. Налоговая учётная политика ИП вполне может пригодиться.

Дело в том, что налоговое законодательство предусматривает разные варианты учёта некоторых элементов. В учетной политике ИП фиксирует как конкретно он будет вести учёт. Кроме того, можно закрепить в учётной политике применяемые формы документов и бланков.

Учётная политика полезный инструмент в работе ИП. Сдавать её в инспекцию или куда-то ещё не нужно. Документ просто хранится у ИП, однако в случае проверок может быть крайне полезен.

Наличные операции ИП требуют учёта, это осуществляется в рамках кассовой дисциплины. Она предполагает ведение кассы (заполнение кассовой книги), составление кассовых документов по наличным операциям.

Каждый ИП обязан сдавать отчётность. Даже когда нет доходов, нет деятельности или деятельность остановлена все равно отчётность сдавать нужно обязательно. За не сдачу или несвоевременную сдачу отчётности установлены штрафы. Кроме налоговой отчётности по УСН, ЕНВД предприниматель может столкнуться с иной отчётностью, которая одинакова для всех режимов.

Статистическая отчётность не сдаётся в обязательном порядке.

Стат. отчётность представляется только некоторыми ИП, кто включён в выборку Росстата. Эта выборка определяется ежегодно. ИП может в неё никогда и не попасть. О включении в выборку можно узнать непосредственно в своём отделении Росстата, либо на сайте.

Бухгалтерская отчётность отсутствует. ИП могут вести бухучёт и, соответственно, могут составлять бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах и другую бухгалтерскую отчётность.

Декларация по транспортному налогу не составляется ИП. Этот отчёт сдают только организации. ИП, при наличии облагаемых налогом транспортных средств, просто уплачивает налог, а декларацию не сдают.


Отчётность по страховым взносам. ИП должны уплачивать страховые взносы за себя – фиксированные страховые взносы. Здесь же отметим, что никакая отчётность по фиксированным взносам ИП не сдаётся. По взносам отчётность сдаётся только за сотрудников.

Предприниматели, зарегистрированные не с начала года, страховые взносы рассчитывают не в полной сумме, а с учетом дней, прошедших с даты регистрации ИП. Заплатить страховые взносы можно в любое время до конца календарного года, но если делать это поквартально, то в некоторых случаях есть возможность уменьшить за их счет сумму единого налога.

Под системой или режимом налогообложения понимают особый порядок расчета налоговых отчислений. Налоговые режимы отличаются друг от друга следующими элементами налогообложения – объект налогообложения и налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок расчета и уплаты налога. Чаще всего индивидуальные предприниматели выбирают один из специальных налоговых режимов. Эти режимы являются льготными, то есть для работы на них надо соблюдать ограничения и требования, установленные законом. Сейчас таких режимов четыре:

  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

  2. Упрощенная система налогообложения (УСН);

  3. Патентная система налогообложения (ПСН);

  4. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Выбор системы налогообложения – это основа налоговой оптимизации, т.е. легальных действий предпринимателя для снижения налоговой нагрузки. Выбирать налоговую систему ИП может сам, но если он не сможет соответствовать необходимым требованиям или не заявит о своем выборе в определенном порядке, то его деятельность будет вестись в рамках общей (основной) системы налогообложения – ОСН.

1.3 Особенности учета торговли.

Организация бухгалтерского учета – это система построения учетного процесса, который слагается из следующих основных элементов:

  • первичный учет;

  • регистры бухгалтерского учета;

  • документооборот;

  • инвентаризация;

  • отчетность.

Каждая хозяйственная операция должна оформляться первичным документом, только в таком случае она принимается к бухгалтерскому учету. Необходимость ведения аналитического учета обусловлена потребностью получения информации, сгруппированной тем или иным образом, и обобщенных сведений по группам товаров, покупателей, поставщиков и других объектов учета. На определение видов аналитического учета на предприятии торговли влияют следующие факторы:



  • необходимость анализировать объемы продаж и рентабельность по группам товаров, управлять дебиторской и кредиторской задолженностью, планировать и нормировать издержки, искать пути их минимизации, и т.п.;

  • необходимость составления и представления бухгалтерской отчетности, которая должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

  • различные режимы налогообложения для разных объектов учета, при исчислении большинства налогов требуется ведение учета в аналитических разрезах, а использование льготных режимов возможно только при ведении раздельного учета облагаемых и необлагаемых оборотов;

  • необходимость составления и представления статистической отчетности.

Ведение раздельного учета предполагает собой:

  • описание в первичных учетных документах (счетах, актах выполненных работ, накладных, платежных поручениях и т.д.) содержания хозяйственной операции, позволяющее четко отнести такую операцию к определенному виду деятельности;

  • ведение для обобщения первичных учетных документов по каждой операции, связанной с получением прибыли по определенному виду деятельности, отдельных регистров синтетического учета (мемориальных ордеров, бухгалтерских проводок, журналов, книг, ведомостей, оборотносальдовых ведомостей, главной книги и др.);

  • отражение операций, связанных с получением доходов и осуществлением расходов по каждому виду деятельности, по которым установлены разные ставки налога на прибыль, по отдельным субсчетам соответствующих балансовых счетов.

Ведение аналитического учета в рамках системного бухгалтерского учета не всегда обязательно. Это может быть сделано путем присвоения определенных кодов, использования различных классификаторов и других возможностей оперативного учета.

Среди групп товаров обязательно следует выделить тару. Учет товаров, принятых на комиссию, ведется не только по видам, но и по поставщикам, а может вестись и по каждому договору с различными условиями комиссии. Организация должна определить группы товаров, по которым используются различные методы списания. При использовании метода ФИФО необходимым условием является партионный учет, причем в качестве признака партии принимается дата поставки.


Места хранения товаров (склады, различные розничные точки), материально-ответственные лица. Ведение такого учета важно для управленческих целей (информация о наличии товаров по складам), а также для проведения инвентаризации товаров.

Тип производителей товаров: импортные или отечественные.

Такой учет важен для того, чтобы иметь возможность получить отчет о реализации импортных товаров, НДС по импортным товарам, уплаченный таможенным органам, показывается отдельно.

Виды аналитического учета расчетов с покупателями на предприятиях торговли.

1) Аналитический учет расчетов с покупателями ведется по каждому покупателю, при этом собираются следующие сведения:

  • наименование;

  • номер расчетного или иного счета;

  • юридический адрес;

  • наименование, местонахождение, номер корреспондентского счета банка предприятия-дебитора.

2) В целях предоставления бухгалтерской отчетности учет дебиторской задолженности, в том числе покупателей, должен быть организован таким образом, чтобы можно было получить отчеты о сроках погашения задолженности, при этом выделяется:

  • краткосрочная (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) и долгосрочная;

  • просроченная задолженность, в течении длительностью свыше 3 месяцев; из долгосрочной задолженности выделяется задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;

  • дебиторская задолженность, по которой истек срок исковойдавности (3 года). Дебиторской задолженности, обеспеченной векселями; приэтом ведется учет просроченных векселей.

Размер дебиторской задолженности, за поставленные товары не только в продажных ценах, но и по фактической себестоимости. Учет расчетов с поставщиками следует вести по каждому выставленному счету, счету-фактуре, так как в противном случае у предприятия может возникнуть проблема с обоснованием возможности принятия входного НДС к зачету.

Следующий вид аналитики, который следует вести предприятиям торговли – учет прямых и косвенных затрат. Прямыми на предприятии торговли являются затраты, которые можно прямо отнести на соответствующий вид реализуемых товаров. К косвенным затратам относятся затраты, связанные с реализацией нескольких (всех) видов товаров.


В сочетании с учетом затрат в разрезе торговых точек, зон, учет прямых и косвенных затрат даст полезную информацию о рентабельности товаров каждого вида, будет способствовать эффективному ценообразованию.

В случае, когда предприятие занимается не только торговлей товарами, приобретенными в собственность, но и комиссионной торговлей, деление затрат на прямые и косвенные будет иметь значение и для правильного исчисления налога на прибыль.

В целях правильного исчисления налога на прибыль торговые предприятия обязаны обеспечить раздельное ведение учета по видам деятельности, облагаемым налогом на прибыль по разной ставке.

При этом общепроизводственные и общехозяйственные расходы (например, содержание дирекции и охраны предприятия, содержание зданий и их текущий ремонт, командировочные расходы, расходы на оплату труда и т.д.), распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки.

Далее мы рассмотрим основные проблемы учета и налогообложения ИП, с которыми сталкивается почти каждый индивидуальный предприниматель.

1.4. Проблемы учёта и налогообложения ИП.

Как известно, развитие малого бизнеса является не только показателем социальной ответственности и экономической активности населения, но и одной из самых важных составляющих стабильности государства. Основными представителями малого бизнеса в России являются индивидуальные предприниматели, которые сегодня сталкиваются с многочисленными проблемами на пути становления и развития своего дела.
Одной из главных проблем индивидуальных предпринимателей в России считается резкое повышение социальных налогов, а также увеличение фискальной и административной нагрузки.
Нельзя не отметить и тот факт, что некоторые проблемы индивидуальных предпринимателей связаны с вполне обоснованными действиями со стороны государства: ограничения по реализации табачной продукции и пива привели к значительной потере доходов ИП, занимающихся мелкорозничной торговлей, и они были вынуждены закрыть свой бизнес.
Еще одной немаловажной проблемой индивидуальных предпринимателей является завышенная кадастровая оценка земли, влияющая на размер некоторых местных налогов и арендных платежей.
Также несовершенна и система применения патентного метода налогообложения, которая в некоторых городах приводит к введению необоснованно высоких дополнительных коэффициентов