Файл: Программа среднего профессионального образования Преподавание в начальных классах Дисциплина Физическая культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная

организация «Национальный социально-педагогический колледж»

Программа среднего профессионального образования

Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Физическая культура

Практическое задание 1

Выполнил

обучающийся

Преподаватель:

Пермь – 2021
Цель занятия: формирование навыков и умений в сфере социально-биологических основ физической культуры.

Задание 1. Продолжите высказывания, аргументируя свою точку зрения.

1. Слово «культура» означает человеческую деятельность и ее результаты. Слово «культура» произошло от латинского cultura, которое изначально переводилось как «возделывание», а позже приобрело еще несколько значений: воспитание, образование, развитие. Понятие «культура» имеет множество значений и трактуется по-разному в различных областях: философии, истории, политологии, экономике и т.д.

В широком смысле культура: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

В узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Выделяются следующие виды культуры:


Материальная культура – результат производства, все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества, т.е. продукт экономики: предметы и вещи, используемые в повседневной жизни, различные технологии и др.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (знания, идеи, ценности — продукт искусства, науки, религии, морали);

Информационная культура – знания об информационной среде, умение правильно ориентироваться в информационных потоках. Формой информационной культуры является речь.

Физическая культура – развитие физических способностей человека, все что связано с телом человека: комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию и красоте тела.


Жизнь и деятельность человека проистекает по каналам материальной и духовной культуры. Для удовлетворения материальных потребностей, человек готовит и потребляет пищу, строит жилище, дороги, шьет одежду. Для удовлетворения духовных – создает художественные ценности, производит и потребляет искусство, изучает науку. Духовная культура может отражаться и в материальных артефактах – украшениях, памятниках, книгах, картинах.

Можно сказать, что разделение на материальную и духовную культуру имеет условный характер, так как четкую грань между ними сложно провести – чаще всего они воплощаются во взаимодействии.

Культура – важнейший признак любого общества. Именно она определяет среду, в которой происходит воспитание и социализация людей, а значит, формируются их цели, ценности и жизненные принципы, манеры поведения и повседневные привычки. В этом проявляется одна из главных особенностей культуры – воспроизводимость. Вырастая в определённом обществе, человек «впитывает» его культурные особенности, и в будущем транслирует их следующим поколениям.
2. Духовную культуру общества составляют следующие ценности:

Образующие культурную сокровищницу человечества духовные ценности (в том числе и овеществленные в предметах материальной культуры) могут классифицироваться по двум признакам; а) по содержанию и б) по степени распространенности. По содержанию они соответствуют трем основным областям, в которых творчески действует человеческое сознание, — науке, нравственности и искусству.

  1. Научные ценности, т.е. проверенные практикой человеческие знания, наиболее объективны, устойчивы во времени и лишены каких-либо национальных или классовых окрасок. Человеческие знания и достижения, концепции, теории, изобретения, такие, как науки медицина, химия, физика, философия, математика, генетика, биология, кибернетика, психоанализ, социология и так далее.

  2. Нравственные ценности качественно отличаются от научных. Если задача науки – «понять» и объяснить всю окружающую человека действительность, поставив ее себе на службу, то задача морали – усовершенствовать отношение человека к другим людям, к самому себе и к природе. Все это воплощается в нормах, обычаях и законах, направленных на благо человека и составляющих его нравственные ценности. Но, как известно, и законы, и обычаи, с точки зрения других эпох и других народов, могут быть и безнравственными (людоедство, уничтожение в Спарте слабых детей, кое-где стариков и сумасшедших и т.п.). Это говорит о том, что понятие нравственности исторически переменчиво и субъективно. Однако в конечном счете нравственны лишь те виды отношений между людьми, при которых высшей ценностью признается человеческая жизнь. Нравственные ценности тесно связаны с религиозными и генетически восходят к религии, ибо люди издавна «вели себя хорошо» из-за боязни прогневить Бога. Однако с распространением атеизма, при котором, по выражению Достоевского, «все позволено», питавшиеся верой моральные нормы в преобразованном и ослабленном виде диктуются уже не божественной волей, а интересами сохранения общества и человека

  3. Художественные ценности или ценности искусства – это продукты такой области духовной деятельности, где «работают» все психические силы человека, не только разум, но прежде всего чувства, выражаемые в виде таких видов деятельности, как живопись, декоративно-прикладное творчество, архитектура, театр, танец, пение, музыка. Во время создания художественных ценностей человек больше подчиняется вдохновению и интуиции, чем при научном творчестве, но тем не менее, наука и творчества в плане ценностей являются равноценными видами деятельности.


По степени распространенности духовные ценности, при всех других возможных классификациях, могут быть общечеловеческими, национальными, сословно-классовым и, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными.

  1. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что они признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. К ним относятся не в последнюю очередь все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства и прежде всего такие устойчивые нормы нравственности, как любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к природе, дружба, родственные связи, стремление к красоте и т.п. Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, в наше время своеобразно отражаясь в основных правах человека. Именно на них ориентированы такие международные организации, как ООН, ЮНЕСКО, Комитет по Нобелевским премиям и др. Все они выступают не от имени отдельных стран, народов или каких-нибудь социальных групп, а от мирового сообщества в целом, отражая общечеловеческие интересы, законные права и интересы всего человечества.

  2. Национальные ценности занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. В отличие от общечеловеческих национальные ценности более конкретны и материализованы. Одним словом, национальные духовные ценности – это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа. Проблема национальных ценностей тесно связана с достаточно деликатным вопросом о национализме как социопсихологическом явлении, неотъемлемом, хотя порой и чреватом опасностями, в истории человечества. Национализм, подобно религии, объединяет людей самых различных имущественных слоев и политических симпатий, а иногда даже этносов и рас. Вначале он рождается у формирующегося народа как интуитивное чувство принадлежности к большой семье – Родине, но в ходе самоутверждения усилиями духовной элиты поднимается до категории национального самосознания, когда народ, превращаясь в нацию, познает свое происхождение, свою историю, свое своеобразие.

  3. Сословно-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных слоев. Они не имеют большого значения для всех людей, скорей всего они значимы для представителей небольшой социальной группы: дворянства, предпринимателей, среднего класса, аристократии, пролетариата. Тем не менее, эти нормы и правила живут до сих пор и передаются из поколения в поколение, с целью следования им. Приведем пример. Для слоя русского купечества было важным дать честное слово и сдержать его, так как от этого зависела его репутация. Ценности дворянской чести также передавалась длительное время из поколения в поколения, так как считались очень важными.

  4. Семейные ценности – важнейшая группа ценностей, которые закладывают в человеке необходимость и возможность существовать не одному, а условиях своих близких людей, круга родственников. К семейным ценностям следует отнести все положительные фамильные и социально-бытовые традиции. Семья – этот общество в миниатюре, в семье закладывается любовь матери к ребенку и наоборот, преданность членам семьи и другие зачатки здоровых и полноценных отношений в обществе.

  5. Индивидуально-личностные ценности включают в себя предметы и идеи, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей его социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества. Так, многие в юности писали или пишут стихи, которые могут получить общественное признание, но до этого остаются индивидуальной ценностью. В совокупности индивидуально-личностные ценности образуют духовный мир, «душу» каждого человека. По их богатству, качеству и разнообразию определяется общий культурный уровень личности.


3. Физическую культуру общества, являющуюся результатом многовековой деятельности человечества в этой области, составляют такие ее ценности как:

Ценности объективных форм физической культуры:

  1. Материальные ценности (спортивные сооружения, инвентарь для физкультурно-спортивной деятельности, предметы искусства);

  2. Исторические ценности (истории великих спортивных побед, становление видов спорта, деятельность выдающихся людей в области физической культуры);

  3. Ценности – общественные отношения (к спорту, к здоровью, к персоналиям-носителям физической культуры);

  4. Информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ).

Ценности субъективных форм физической культуры:

  1. Физические ценности (физическое развитие, состояние организма в процессе физкультурно-спортивной деятельности),

  2. Духовно-нравственные ценности (наличие высокого духовного идеала; жизненная установка на служение благородным целям: Отечеству, ближним; эстетическое отношение к миру; следование принципам гуманизма, справедливости, чести; стремление к саморазвитию; принятие объективных ценностей физической культуры),

  3. Психические ценности (знания о двигательной активности, функционировании организма человека, способах здоровьесбережения; межличностное общение; личное самоутверждение).

 

3. Тесная  взаимосвязь  наблюдается  между культурой  физической  и культурой духовной (аргументируйте  Ваш  вариант)

Физическая культура связана с приоритетом духовности в процессе формирования телесно-двигательных качеств человека. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мироощущением применительно к его телесной организации.

Взаимосвязь духовного и физического развития личности является основой гармоничного существования человека, поэтому нужно заботиться как о физическом теле, так и о духовном


Первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружающей средой. От нравственного здоровья человека, от нравственного здоровья общества зависит здоровье государства в целом

4. В  ценностях  физической  культуры  воплощена  её  значимость  для человека и общества. Каждый тип культуры, каждая эпоха, нация, этнос,  группа  имеют  свою  специфическую  систему ценностей,  потому что ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, выступают как фиксированные, устойчивые представления о желаемом, как ценностные ориентации.

Ценностные ориентации – это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека», определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида». В этом определении, наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности.

 

5. Функцией физической культуры является  создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в  физическом совершенствовании, двигательной активности, обеспечении физической дееспособности. 

Физическая культура, в тандеме с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека.
6. К общественным ценностям физической культуры относят: