Файл: Практических заданий по дисциплине жанры мультимедиа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЖАНРЫ МУЛЬТИМЕДИА


Группа 21ж113
Студент

Кожинова А.В.

И.О. Фамилия


МОСКВА 2023

Практическое задание №1.


  1. Какие социальные функции телевидения вам известны?

Телевидение – самое массовое СМИ, оно охватывает те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ.

Информационная функция - назначение всех средств массовой информации - удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей.

Культурно-просветитльская функция - любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов. В культурно-просветительских программах очень часто присутствует элемент дидактики, назидательности. Задача авторов - сделать его ненавязчивым, предельно деликатным.

Интегративная функция - СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ.


Социально-педагогическая (управленческая) функция - предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Политика всегда первична, по отношению к пропаганде, которая ее обслуживает. Впрочем, в факте сотрудничества телевидения (или отдельно взятого журналиста) с государством нет ничего аморального: в том случае, если не аморально это государство. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах. Управленческая функция телевидения (как и любого другого СМИ) не обязательно действует в схеме "государство - СМИ - народ". Телевизионным средством массовой информации могут управлять те или иные партийные, финансово-олигархические, региональные и т.п. группировки.

Организаторская функция - организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями. Следует четко отличать ее от функции управленческой, где телевидение служит скорее инструментом.

Образовательная функция - трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование (например, дидактические передачи для изучающих языки, для поступающих в вузы и т.д.).

Рекреативная функция - Рекреация - это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих.

2. Как вы понимаете функцию социального управления СМИ?


В силу наличия в информации наряду с дескриптивными и валюатив-ными сторонами прескриптивных и нормативных массово-информацион­ная деятельность своим результатом имеет управленческое воздействие на систему взглядов и представлений, направленность поведения адреса­та. Ведь благодаря информации у ее «потребителя» создается такая кар­тина мира, которая, будучи структурно развернутым образом действи­тельности (внутренней моделью внешнего мира, включая представления о «желаемом будущем» и путях его достижения), регулирует отношение носителей этой модели с реальной действительностью. Значит, журнали­стика несет и управленческое воздействие: информируя, она руководит «потребителем» информации.



Управление есть такое воздействие, которое приводит к изменению в структуре, состоянии и деятельности объекта, на который направлено воздействие. Управление может осуществляться с заранее поставленной целью. Но даже если цель ясно не формулируется или журналистский акт совершается внешне бесцельно, управляющее воздействие протекает в силу внутренних закономерностей информационной деятельности.

Весь спектр поставленных задач журналистика выполняет на протя­жении длительного времени, и, поскольку при выполнении одной задачи неизбежно возникают другие, процесс управления оказывается беско­нечным спутником движения общества.

Конечно, в своем управляющем воздействии журналистика не оди­нока (действуют и другие силы) и не всесильна. И не только потому, что у журналистов не хватает знаний о нуждах общества или творческих способностей. Многое зависит и от активности самой аудитории. Необходимо учитывать, что по причине существующей возможности каждым человеком или группами людей самостоятельно формировать систему представлений об окружающей действительности, в том числе критиче­ски переосмысливая (а порой и отвергая) поступающую от журналисти­ки информацию (тем более, что СМИ разных ориентации предлагают различные варианты оценок и предложений), это управляющее воздей­ствие не носит жестко обязательного характера (как в случае отноше­ний «человек - машина»). Но если СМИ действуют высокоэффективно (т. е. учитывая действительные потребности и интересы аудитории), притом согласованно и консолидированно, сила их влияния может ока­заться весьма значительной.

Поскольку управляющие возможности журналистики высоки, журна­листу особенно важно осознавать свою личную ответственность за то, как формируется сознание аудитории, по какому пути ведет ее массовая ин­формация, распространяемая в обществе.

Управляющее участие журналистики в общественно-политической жизни может носить как характер воздействия на принятие решений раз­личными социальными институтами, так и характер воздействия на мир сознания и направленность поведения массовой аудитории. Эти два на­правления воздействия определяют принципиальное место журналисти­ки в общественной жизни, ее роль «четвертой власти». Ведь управление и есть осуществление власти.

Огромная и все возрастающая роль журналистики в жизни общества требует все более полной реализации и юридического закрепления пра­ва на информацию (как журналистов, так и аудитории). Отсюда возника­ет требование информационной транспарентности (прозрачности) и гласности деятельности социальных институтов и большей открытости официальных лиц, расширение доступа журналистов к источникам ин­формации (при соблюдении ими, разумеется, юридических и этических норм). Это необходимо для реализации требований информированности общества, являющейся одним из важнейших условий его нормального Функционирования.


В зависимости от того, какую социальную позицию занимает журналистика и интересы каких общественных сил она защищает, влияние ее на социальные процессы, на деятельность социальных институтов и активность масс различно. Это может быть консервативная позиция, нацеленная на решение задач по сохранению status quo, укреплению существующего порядка вещей и поддержанию наличного состояния массового сознания (на основе соответствующей подачи и интерпретации явлений текущей жизни общества). Это может быть реакционная позиция, в соответствии с которой задачей журналистики оказывается стремление способствовать попятному движению общественных структур и массового сознания, к регрессу. Наконец, это может быть прогрессивная позиции журналистики, которая обязывает ее бороться за такие преобразования в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, которые предопределяют движение вперед, способствуя все более сво­бодному проявлению творческих возможностей отдельной личности и человечества в целом, его экономическому, социальному, культурному прогрессу. Притом вариантов прогрессивного развития может предла­гаться различными силами - множество в силу различного видения «же­лаемого будущего», так что журналистам и здесь надо выбирать линию своего информационного воздействия на общество.

На протяжении всей истории человечества массовая информация иг­рала важную роль в обеспечении успеха деятельности тех или иных об­щественно-политических сил. Информационная борьба всегда была и будет спутником всех других форм столкновения общественных сил. Другое дело «информационная война» - стремление к «победе» над «противником». «Информационные войны» постоянно ведутся между различными социальными силами и сейчас, притом часто с применением сомнительных средств. Во времена военных столкновений противостоя­щими силами вводилась военная цензура, запрещалось пользоваться ра­диоприемниками, глушились радиопередачи противника, активизирова­лась контрпропаганда, для воздействия на население враждебной стороны широко использовалась дезинформация.

Дезинформация - это не отсутствие (ноль) информации. Это особый тип информации, сущность которой состоит в том, что в силу неадекват­ности текстов (семантической, синтактической, прагматической) она со­здает в аудитории ложную систему ориентации, формирует неверную картину действительности
, искаженные ценности и цели. Средствами дезинформации выступает как прямая ложь, так и «полуправда», распро­странение слухов (которые, впрочем, не всегда бывают ложными), утаи­вание сведений, неверные акценты в сообщении, неадекватные коммен­тарии, демагогические обещания, популистские заигрывания с аудиторией и т.д. Формируемое таким образом неверное сознание в свою очередь порождает неадекватные стремления и формы поведения, соответствующие целям дезинформатора. Во время второй мировой войны министерство пропаганды фашистской Германии под руководст­вом Геббельса распространяло дезинформацию как на «свою», так и на «чужую» аудиторию. После окончания второй мировой войны наступил? пора «холодной войны», в которой важнейшей составляющей стала «ин­формационная война» - борьба «за умы и сердца» людей с помощью «направленной» информации, в которой применялись также и средства дезинформации.

С распадом СССР и мировой «социалистической системы» информационные отношения внутри стран и между ними (в силу неоднородное позиций различных сил носящие сложный, а порой даже и конфронтационный характер) усложнились и расширились. В едином и взаимозави­симом мире с помощью глобальных коммуникационных систем склады­вается единое мировое информационное пространство, имеющее тенденцию к дальнейшему развертыванию.

Действия разнонаправленных политических сил, неурегулированность международных информационных контактов, неупорядоченность функционирования компьютерных медиасетей типа «Интернета» порож­дают в сфере информационных обменов много проблем, требующих юри­дической регламентации и этической саморегуляции участников инфор­мационной деятельности. Информационные войны разворачиваются и в настоящее время не только на международной арене, но и в информаци­онном пространстве страны, чтобы любыми средствами (часто непозво­лительными с точки зрения права и этики) добиться «победы». Это про­исходит в периоды обострения социальных отношений, в том числе часто в периоды выборов органов власти.

В этой связи возникает вопрос об информационной безопасности применительно к деятельности СМИ. Условие и фактор информацион­ной безопасности - обеспечение действительной информированности «потребителей» массовой информации и охрана ее от влияния дест­руктивного, дезинформирующего воздействия. А такие влияния причи­ной своей имеют и консервативную или даже реакционную позицию СМИ определенных социальных сил, и пренебрежение информацион­ной безопасностью аудитории ради выгоды при распространении «желтой» информации, и незнание истинных потребностей аудитории и т.д. Поэтому так важна осознанность гуманистических ориентиров журналистами и их противостояние тем, кто пренебрежительно относится к истинной информированности аудитории, а тем самым и к ее, информационной безопасности.