Файл: Практических заданий по дисциплине жанры мультимедиа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Популярная среди россиян телеигра "Угадай мелодию" была основана на двух близких психологических мотивах, потребности восстановить целое по части и так называемом "синдроме незакон­ченного действия", который состоит в том, что люди стремятся за­кончить начатое даже тогда, когда это не имеет никаких рацио-нальных оснований. Желание подхватить случайно услышанный музыкально-песенный отрывок и опознать его знакомо многим, и когда в игре звучат первые ноты, миллионы людей инстинктивно напрягаются, чтобы вспомнить и продлить мелодию. Зрелищность (вернее, слушаемость) этой игры не зависит от величины призов, а всецело определяется её психомеханикой.

Следует иметь ввиду, что любая телевизионная игра, влияю­щая на массовое сознание аудитории, в свою очередь также под­вергается возможности модернизации, варьирования, качествен­ной трансформации самой структуры игрового действия. Это про­исходит, благодаря обратной связи - длительному воздействию массовой телеаудитории, которая "отбирает" и параллельно "прив­носит" в саму структуру игрового действия то, что в большей степе­ни соответствует её духовным запросам.

Итак, телевизионные игры в последнее десятилетие XX века стали органичным элементом образа жизни миллионов россиян. Телевизионная индустрия развлечений, используя этот фактор, стремится к закреплению устойчивого интереса своей аудитории к телеиграм. Для этого она использует разнообразные средства внушения. Исследователь Я.Ю. Манусова выделяет четыре основ­ных средства внушения. К ним она относит:

1). Воздействие на зрителей через популярных героев "массо­вой культуры". Психологический механизм "идентификации - про­екции", играющий важную роль в художественном восприятии, по­лучает благодаря предельной "демократизации" героев макси­мальную свободу и начинает действовать с большей эффективно­стью.

2). Воздействие на эмоции, сферу чувств телезрителей. Свою социальную функцию массовая культура в целом и индустрия раз­влечений в частности осуществляют, опираясь на гедонистическую природу развлечений, на доставляемое людям удовольствие, ра­дость. При этом используются разнообразные средства для того, чтобы воздействовать преимущественно на эмоции человека, а не на его разум Механизмы проекции, сублимации, вытеснения лежат в основе индустрии развлечений, её персонажей, её привлекатель­ных имиджей.


3). Стереотипы и имиджи. Психологическое воздействие на ау­диторию с помощью создания иллюзорных стереотипов - один из главных приёмов массовой культуры и индустрии развлечений. Телеигры зачастую демонстрируют такой тип сюжета, как удача, ве­зение, неслыханное возвышение, безоблачное счастье и т. п. Люди действуют порой безотчётно, под влиянием массовых реакций. Включаются механизмы подражания, своеобразной стадности. Это можно наблюдать на примере повального увлечения телевизион­ными лотереями, играми-казино ("Русское лото", "Лотто-Бинго", "Золотой ключ", "1-клуб"), где используется стереотип полного и сиюминутного обогащения, славы, материального комфорта и т п.

4). Образный язык, мода, реклама. Образный язык искусства или фольклора быстрее и эффективнее привлекает естественное внимание телевизионной аудитории. Стремясь получить экономи­ческую выгоду, индустрия развлечений нередко соединяет в еди­ное целое рекламу и игровые тележанры. При таком соединении возникает специфический жанр - рекламные игры, сюжет которых от начала до конца построен на рекламируемом товаре ("Пегого", "Звезды в кадре, или проще простого", "1-клуб" и др.).

Количество и масштабы российских телевизионных игр в 21 веке не уменьшилось. На канале ''НТВ", например, тщательно изучили технологии подготовки американских шоу "Фактор страха". Героями каждого выпуска этого шоу становятся люди, которым предстоит преодолеть свои фобии и предрассудки. Шестеро участников - трое мужчин и три женщины - проходят через различные испытания: прыжки с высоты и погружение на глубину, борьба со скоростью и преодоление соб­ственной брезгливости. Физическая сила в этом шоу не имеет ре­шающего значения. Главный приз - 50 тысяч долларов - получает лишь один. Для непосредственных съемок российской версии этого американского шоу канал "НТВ" выбрал Аргентину. В ближайшие годы НТВ планирует завершить этот крупномасштабный игровой проект.

Другой крупный национальный телеканал "Россия" в марте 2003 г. начал подготовку абсолютно нового проекта - экстремальной игры "Крутой маршрут". Это будет невиданная доселе гонка по всей Рос­сии. В игре - девять этапов (финал каждого этапа в одном из горо­дов российской глубинки) и девять команд по два человека. Фор­мируют команду сами игроки - они должны выбрать того, кому больше доверяют. За время гонки игроки будут лететь, бежать, ехать, идти, плыть, возможно, ползти, но точно преодолевать пре­пятствия. Команда, которая прибудет в очередной этапный город последней, выбывает из игры. Цель каждой команды - найти ларец с сокровищами. Причём, ларец в этой игре используется и в пря­мом, и в фигуральном смысле слова: команда, его нашедшая, в качестве приза получит сто тысяч долларов. Зрителям же доста­нется отличное зрелище с видами, интригами, гонками, ловушками, испытаниями и страстями. Выход этой игры в эфир был запланиро­ван на осень 2003 г.



Практическое задание №2.

«Ксенофобия в России остается «стабильно высокой»

Российские правозащитники обнародовали в Москве очередной доклад о расизме и ксенофобии в России. Однако некоторые из обвиняемых в «склонности к насилию» называют его провокацией.

Уровень ксенофобии в России остается «стабильно высоким», а многие националистические лидеры все чаще переходят от простой пропаганды своих взглядов к насильственным действиям и созданию отрядов штурмовиков - таковы выводы Московского бюро по правам человека.

Суммировав данные разных опросов, Московское бюро по правам человека подсчитало, что ксенофобские лозунги в той или иной степени разделяют больше половины граждан России.

Особенно они не любят чеченцев (14,8% опрошенных), азербайджанцев (5,1%), армян (4,1%) и кавказцев в целом (6%).

Кроме того, 5,1% участников опросов испытывают неприязнь к цыганам и около 2,5% - к евреям.

Слова и дела

В поведении националистических групп и лидеров в последнее время появились новые черты.

«Это попытки - очень частые призывы - создать парамилитарные [военизированные. - М.Г.] формирования, а также, как новинка, - выход на теракты», - объяснил Би-Би-Си автор доклада Семен Чарный.

Терактами националистов правозащитник называет нападение на главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса, а также взрыв поезда Москва-Грозный, в осуществлении которого подозревают членов Русского национального единства.

В призывах и попытках создавать вооруженные отряды правозащитники обвиняют, в частности, Движение против нелегальной иммиграции, некоторые группировки местного масштаба, а также Военно-державный союз. Лидеры последнего, по данным авторов доклада, в феврале заявили о создании «народного ополчения».

Глава Военно-державного союза, отставной генерал Леонид Ивашов подобные обвинения отвергает: «В Военно-державный союз входят серьезные, солидные организации. Никаких призывов к вооружению у нас не было.

Это - глупости тех, кто желает провокаций».

По мнению Семена Чарного, уровень ксенофобии в России выше, чем в постсоветских и других странах.

«Боюсь, что ситуация в России хуже всех [постсоветских стран], потому что, в отличие от других стран, у нас сплелся целый ряд комплексов, которые и привели к появлению ксенофобии», - говорит Чарный.

Воспитание толерантности

Среди причин правозащитник называет распад советского государства, экономический кризис, неконтролируемую миграцию, которая «привела к тому, что во многих городах появились большие общины выходцев из Закавказья и Средней Азии, а государство не приняло никаких мер для их интеграции».


С Семеном Чарным не согласен Михаил Батурин, генеральный директор центра «Этносфера», созданной московскими властями организации, которая занимается межэтническими отношениями. Он уверяет, что, по крайней мере, в Москве эффективно работает программа воспитания толерантности.

По словам Батурина, его центр, например, участвует в проведении специальных курсов на эту тему для чиновников и представителей милиции. В регионах, с которыми сотрудничает «Этносфера», по словам Батурина, власти тоже стараются предотвращать межэтнические трения.

Впрочем, Московское бюро по правам человека не только критикует власти. Правозащитники отмечают, что в первой половине этого года в стране «достигнут перелом в отношении правоохранительных органов к делам о возбуждении национальной ненависти».

Суды, по данным МБПЧ, стали выносить жесткие приговоры: за шесть месяцев в ходе шести процессов о преступлениях на почве национальной ненависти был осужден 21 человек, и они получили сроки от четырех до 19 лет.

Эта статья имеет ряд положительных и отрицательных свойств. К последним можно отнести то, что не ясно написано второе предложение, где словосочетание «обвиняемые в "склонности к насилию"» иносказательно и не сразу понятно, о ком говорит автор.

Кроме того, слова Семена Чарного приведены буквально и вне контекста (часть «Слова и дела», второй абзац), так что их тоже трудно понять. Однако для нас в данном случае важно и интересно то, что статья сбалансирована и основывается на использовании следующих четырех источников информации: •

Доклад Московского бюро по правам человека о расизме и ксенофобии в России. •

Семен Чарный - автор доклада. •

Глава Военно-державного союза, отставной генерал Леонид Ивашов. •

Генеральный директор центра «Этносфера» Михаил Батурин.

Один из источников - письменный. Это отчет правозащитников. Можно предположить, что он был опубликован и на бумаге, и в Интернете. Возможно, автор статьи прочел не сам доклад, а пресс-релиз, посвященный публикации доклада. Во всех случаях этот источник относится к классу документов.

Информацию от остальных трех источников автор получил, проинтервьюировав их, хотя возможно также, что точка зрения Семена Чарного была высказана им во время пресс-конференции по случаю публикации доклада. То есть автор, не удовлетворившись точкой зрения одной из сторон, нашел другую, чтобы представить сбалансированную информацию.

Формально точку зрения правозащитников представляют два источника, хотя доклад и его автор - это очень близкие источники. С противоположной позиции выступает лидер одного из националистических движений. А четвертый источник говорит о позиции властей Москвы.