Файл: Задачи представленной работы, способствующие достижению цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение
Государственной системой, оказывающей социальную защиту населению, является социальное страхование. В социальном страховании нуждающимися гражданами признаются лица, достигшие пенсионного возраста, граждане, не имеющие место работы, лица, признанные инвалидами, а также малоимущие граждане и семьи, которые потеряли кормильца и т.д. В целом можно обобщить все категории как граждан, не имеющих возможностей к самостоятельному материальному обеспечению.

Основной целью социального страхования в стране является сокращение уровня граждан, находящихся за чертой бедности, и обеспечение их финансированием, необходимым для удовлетворения жизненных потребностей, как оплата коммунальных услуг, покупка продуктов и медикаментов и пр.

Выплаты социального страхования в России осуществляются специализированным фондом, имеющим название Фонд социального страхования, финансирование которого происходит за счет средств бюджета и взносов.

Актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что в настоящее время, многие страны имеющие статус экономически развитых применяют систему социального страхования граждан. Социальное страхование является особой формой защиты граждан от социальных рисков, которые присущи странам с рыночным типом хозяйствования. Представленная форма социального страхования выступает как оптимальная и необходимая для населения.

Целью представленной работы является изучение функционирования Фонда социального страхования как субъекта социального обеспечения.

Задачи представленной работы, способствующие достижению цели:

 обозначить причины и обосновать цель образования Фонда социального страхования в РФ;

 представить законодательные основы, опираясь на которые происходит управление Фондом социального страхования РФ;

 изучить составы доходной и расходной частей бюджета Фонда социального страхования РФ;

 рассмотреть порядок, по которому происходит исчисление и уплата страховых взносов в Фонд социального страхования РФ;

 обозначить современные тенденции направлений развития Фонда социального страхования РФ.

Объектом представленной работы является Фонд социального страхования в РФ.

Предметом представленной работы являются нормативно-правовые нормы, регулирующие работу Фонда социального страхования в РФ.


Методологической основой работы послужили общенаучные методы, такие как: дедукция, индукция, анализ, синтез.

Структурная часть работы обозначена введением, двумя главами, последовательно раскрывающими изучаемую тему, заключением и списком использованных источников.

Нормативно-правовой основой для написания работы послужили: Указ Президента РФ «О Фонде социального страхования Российской Федерации», Постановление Правительства РФ «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утверждающее «Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации», Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Теоретической основой послужили учебники следующих авторов: Роик В.Д., Раджабовой Ж.К., Пашковой Г.Г., Никифоровой Н. Н.



1 Общие положения о Фонде социального страхования РФ, как организации социального обеспечения
1.1 Причины и цель образования Фонда социального страхования в РФ
Наивысшим законодательным документом Российской Федерации – Конституцией, закреплено: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» [1, ст. 7]. Защищая права и свободы человека, государство выполняет свою основную обязанность, что служит определением приоритетных направлений развития его социальной политики.

В современном мире приоритетной формой при осуществлении социальной политики является государственное социальное страхование. Социальное страхование относится к системе социальной защиты граждан. Базовой целью социального страхования является финансовое обеспечение граждан, относящихся к категории экономически активного населения, при безработице, частичной или полной утраты работоспособности, в случаях, когда гражданин: заболел, потерял кормильца или достиг пенсионного возраста по старости.

Социальное страхование в России берет свои истоки с далекого 1861 года, когда 6 марта приняли закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах». Товарищество включало в себя работников заводских или фабричных структур, поскольку в то время, обязывали страховать работников только промышленные предприятия. Страховая касса являлась организационной формой товарищества. Поступления в страховую кассу были двух видов:



- отчисления из заработной платы самих работников, которые составляли 2-3%,

- взносы от управления предприятия, составлявшие годовую сумму всех взносов, внесенных рабочими.

Так происходило формирование общего страхового фонда, выплаты из которого осуществлялись на пособия по болезни, на пенсию вдовам, сиротам и инвалидам производства.

Российское социальное страхование в дальнейшем имеет четыре этапа развития, согласно мнению В.Д. Роика. Поэтапное развитие социального страхования представлено в таблице 1 [25, с. 97].

Таблица 1

Поэтапное развитие социального страхования по В.Д. Роику

Этапы Период Процесс

первый этап с 70-х гг. XIX в. до 1917 г. В это время зарождается социальное страхование, которое в основе своей имеет ориентированность на добровольное страхование и «факультативнообязательное», т.е. для определенного круга рабочих

второй этап с 1918 г. до 1933 гг. На этом этапе происходит переход от социального страхования к социальному обеспечению, одинаковому для всех. Происходит провозглашение «бесплатного социального страхования для рабочих». Переход позволил освободить от взносов рабочих и положить начало привлечению средств из бюджета государства. В 1921 году, когда страна перешла в НЭП снова возникла необходимость вернуться к институту страхования

третий этап 1933-1990 гг. В этот период была сформирована советская модель социальной защиты населения, которая позволила объединить в себе не только страхование, но и обеспечение. Профсоюз выполнял функции страхования, а субсидиарность и страховая солидарность стали государственной коллективной помощью. Каждое предприятие обязано было финансировать наибольшую часть выплат, не получая при этом никаких прав, Так страхование перешло из добровольного в обязательный налог.

четвертый этап 1991 г. и по настоящее время В период распада СССР и формировании нового государственного строя произошло и создание совершенно новой системы социального страхования и обеспечения, которая и по настоящее время постоянно обновляется и реформируется.
В период перехода России к рыночным отношениям произошли значительные изменения не только в общественно-политической системе, это затронуло и экономическую и социальную системы. В такой сложный период население страны оказалось очень уязвимым перед возникшими экономическими и социальными рисками. Огромная часть этих рисков была вызвана необеспеченностью в материальном ракурсе, поскольку по всей стране люди в одночасье становились безработными, происходило обнищание разных слоев населения. Именно эти проблемы, возникшие в переходный период, послужили основными причинами образования совершенно новой модели социальной защищенности населения.


25 декабря 1990 года было принято Постановление Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов N 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР», согласно которому 1 января 1991 года был организован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).

В 1993 году Фонд социального страхования стал специализированным финансово-кредитным учреждением, относящимся непосредственно к Правительству РФ.

Характерной особенностью в правовом статусе ФСС является наличие у него бюджета, подчиненного федеральному закону и бюджетному законодательству, а также осуществление им социальной страховой деятельности как финансово-кредитным учреждением.

По мнению Н.Н. Поветкиной: «данная форма организации юридического лица является уникальной, характерной только для государственных внебюджетных фондов и не предусмотрена Гражданским кодексом РФ, что создает ряд противоречий, коллизий и изъятий как в правовом регулировании их деятельности, так и непосредственно в рамках фактической деятельности» [12, с. 39].

Фонд социального страхования специализируется на направлениях, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. – Виды социального страхования, оказываемого ФСС

На 1 января 2022 года страховые взносы работодатель высчитывает от заработной платы своих сотрудников и перечисляет в ФСС ежемесячно до 15 числа на:

 выплаты по больничным листам по болезни или по нахождению в декретном отпуске – 2,9%;

 выплаты, направляемые на лечение или восстановление после полученных травм на производстве – от 0,2% до 8,5%.

На основании Положения о Фонде социального страхования можно выделить основные задачи, которые ФСС призван выполнять (Таблица 2).

Таблица 2

Основные задачи фонда социального страхования [21, с. 66]

В таблице 1 представлены основные задачи Фонда социального страхования РФ, но помимо основных задач, есть и дополнительные, такие как:

 при содействии созданных фондов, происходит обеспечение расходов, связанных с потерей трудоспособности рабочих, не участвующих в трудовом процессе;

 стремление с снижению финансового разрыва между поддержкой оказываемой населению, потерявшему трудоспособность, неработающим населением и работающего населения, относящегося к экономически активному.


Обозначим принципы, которые составляют основу социального страхования:

 при образовании финансовой базы, присущей социальному страхованию, используется страховой механизм. Страховой механизм представляет собой следующую схему: предприятие уплачивает взносы за каждого работника, начиная со дня его принятия на работу, далее эти финансовые средства собираются в общий фонд, в случае наступления определенного страхового случая происходят выплаты из фонда;

 социальное страхование едино для всего трудящегося населения лиц, которое застраховано;

 использование социальной солидарности. Страховая солидарность выражается как перераспределение средств фонда. Взносы уплачиваются всем трудоспособным здоровым населением, выплаты получают те, кто лишился трудоспособности, либо по причине болезни;

 социальное страхование имеет под собой основу в виде государственных гарантий. Государство берет на себя ответственность по формированию средств и нормальной работе всей системы социального страхования;

 в социальном страховании расходование финансовых ресурсов носит строго целевой характер.

Описав принципы и основные задачи фонда социального страхования можно подвести итог, что основной целью фонда является возмещение определенным категориям лиц, потерь в материальном плане на уровне выше, чем в прочих фондах, используемых в своих бюджетах исключительно дотации государства. Уровень страховых выплат обязан и обеспечить воспроизводство рабочей силы, как застрахованного лица, так и членов его семейства.
1.2 Законодательная основа управления Фондом социального страхования РФ
Деятельность ФСС регулируется следующими законодательными актами:

Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Основополагающий указ, согласно которому был образован Фонд социального страхования, также в нем указаны источники формирования финансовых средств;

Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации». Указ был введен для того, чтобы усилить гарантии от государства в социальном страховании;

Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации». Постановление было разработано для определения основных структурных элементов проекта законодательного акта, для введения государственного социального страхования в Российской Федерации;