Файл: Тема Понятие, содержание и разновидности правового статуса человека в рф.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. Понятие, содержание и разновидности правового статуса человека в РФ.

  1. Конституционно-правовой статус личности: понятие, юридическая природа.

  2. Особенности реализации прав и свобод гражданином Российской Федерации.

  3. Особенности реализации прав и свобод иностранным гражданином.

  4. Особенности реализации прав и свобод беженцем и вынужденным переселенцем.

1.Конституционно-правовой статус личности: понятие, юридическая природа.

Конституционный статус личности - это ядро правового статуса личности, определяемое конституционными нормами. Конституционно-правовой статус закрепляется нормами всех отраслей российского права. Дело в том, что основные права, свободы, обязанности людей определяют содержание всех других их юридических прав, обязанностей, должны в них развиваться. Так, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) раскрывается в совокупности прав наемных работников, государственных и муниципальных служащих, лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, и др. Различают также правовой и фактический статус личности в обществе. Фактический статус помимо права задается иными регуляторами (мораль, религия), соображениями целесообразности.

Существуют несколько подходов к определению структуры правового статуса личности, в соответствии с которыми она включает различный набор элементов. Одни ученые включают непосредственно в правовой статус личности гражданство. Другие считают гражданство как определенное политико-юридическое состояние предпосылкой, определяющей правовой статус индивида в полном объеме, без каких-либо изъятий.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации представляет собой комплексный институт конституционного права, включающий следующие элементы:

1) правосубъектность, в которую входят правоспособность и дееспособность;

2) конституционные права, свободы и обязанности личности;

3) гражданство или иную политико-правовую связь лица с государством;

4) конституционные гарантии и ответственность;


5) принципы правового статуса личности.

К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности. Это в прямой форме выражено в ст. 64 - заключительной статье главы 2 Конституции РФ, где отмечается: "Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации".

Конституционно-правовой институт основ правового статуса личности отражает наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

Для характеристики правового статуса личности имеет значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, принципы, на основе которых осуществляется их использование.

Принципы правового статуса - признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются реализация прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей. В Конституции РФ закреплен ряд принципов правового статуса личности:

1. Приоритет прав и свобод личности в отношениях с государством (ст. 2, 18 Конституции РФ): человек, его права и свободы признаются высшей ценностью (ст. 2 Конституции), тем самым интересы личности становятся приоритетными по отношению к классовым, национальным, региональным, государственным и прочим интересам.

2. Презумпция неотъемлемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод.

3. Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса (ст. 19 Конституции РФ).

4. Единство прав и обязанностей. Любому праву всегда должна корреспондировать определенная обязанность. Статья 6 Конституции РФ устанавливает, что каждый гражданин обладает на территории России всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Например, ч. 2 ст. 38 допускает совпадение прав и обязанностей, ст. 42 и ст. 58 корреспондируют право и обязанность в отношении охраны и состояния окружающей среды.

5. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ (ст. 2) устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В

статьях 17, 19 также предусмотрено, что в России гарантируются права и свободы гражданина.

6. Учредительный характер основ правового статуса личности.

Таким образом, правовое положение человека и гражданина - положение человека и гражданина в обществе и государстве, урегулированное нормами права. Конституционное положение (статус) - задаваемое конституционными нормами положение человека и гражданина в обществе и государстве.
2.Особенности реализации прав и свобод гражданином Российской Федерации.

Конституционные права и свободы - это закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения.

Отечественные юристы единодушны в том, что основные права, свободы и обязанности составляют общественно-правовой институт, но они расходятся относительно его содержания. Если большинство считают, что в этот институт следует включать все записанные в конституции права, свободы и обязанности граждан, то некоторые, напротив, полагают, что к нему относятся не все, а лишь те права, свободы и обязанности, которые непосредственно связаны с функционированием государственной власти.

Для реализации в жизнь конституционных прав и свобод существуют гарантии. В качестве гарантии конституционных прав и свобод выступает не только сам результат деятельности органов государственной власти, но и механизм - определенный законом порядок осуществления этой деятельности.

Условно гарантии можно подразделить на объективные и субъективные. К первым относятся те условия и средства осуществления прав и свобод, которые используются в охранительной деятельности общества, государства и его органов. Те же средства, которые применяет человек по собственному усмотрению, относятся ко вторым. Большинство гарантий носят объективный характер.

Также гарантии подразделяются на общие и специальные. Общие служат условием и средствами охраны, обеспечения защиты всех или значительной части прав и свобод (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ), вторые - строго определенных (ч. 2 ст. 30 Конституции РФ).

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом, естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав и обязанностей граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в
ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61 Конституции РФ:

1. Закрепление прав и свобод в Конституции РФ - важное условие реализации конституционных прав и свобод.

2. Государственная защита прав и свобод. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45).

3. Самозащита прав и свобод. Наряду с обязанностью государства обеспечить защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в СМИ, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.).

4. Судебная защита. Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

5. Международная защита. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях РФ.

6. Возмещение вреда. Согласно ст. 53 Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Конституционная гарантия в таких случаях состоит в том, чтобы восстановить нарушенное право и возместить причиненный человеку вред.

7. Неотменяемость прав и свобод. Конституция РФ (ст. 55) закрепляет положение о том, что законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Она гарантирует незыблемость прав и свобод, напоминает органам законодательной власти о том, что отмена, пересмотр или любое снижение уровня гарантий влечет созыв Конституционного Суда РФ.


8. Возраст. Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

9. Запрет применения неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).
3.Особенности реализации прав и свобод иностранным гражданином.

Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Действующее законодательство различает три категории иностранцев:

1) временно пребывающие иностранные граждане. Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы (не свыше 90 суток) либо трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ (оказание услуг) (на срок не более 1 года). В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе увеличить установленный срок временного пребывания иностранного гражданина до ста восьмидесяти суток или сократить;

2) временно проживающие иностранные граждане. Разрешение на временное проживание, т.е. подтверждение права временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, выдается в пределах квоты, утверждаемой Правительством РФ сроком на три года. Правительство РФ ежегодно утверждает квоты, в пределах которых возможен прием иностранцев для временного проживания в субъектах РФ. Правительство, утверждая квоты, учитывает предложения исполнительных органов власти субъектов РФ, демографическую ситуацию в них, возможности по обустройству иностранцев.

Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

- родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

- признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

- имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

- состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;