ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 631
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ученик В. Вернадского Н. Г. Холодный ввел в обиход космической теории понятие антропокосмизм как понятие, противоположное антропоцентризму, этому «первородному греху человеческой мысли». Антропокосмизм сводит человека с пьедестала исключительности, видя в нем одну из органических частей и этапов развития космического целого. Человек неотделим от судеб космической истории, но возникает и обратная зависимость: человек становится одним из мощных факторов дальнейшей эволюции природы и притом фактором, действующим сознательно. Это налагает на него огромную ответственность, так как делает его прямым участником процессов космического значения. В сознательную эволюцию включается и «биологический» процесс человечества, который становится неотъемлемым от социального, и решающую роль в ней играет разум, свобода воли и нравственный идеал.
Эти идеи Н. Холодного поддержали В. Вернадский, Н. Федоров, Н. Умов. Сюда же надо отнести и «космическую философию» К. Циолковского. Она многосторонняя, но что касается плана наших рассуждений, то наиболее интересны его мысли о том, что жизнь в космосе буквально кишит в самых разнообразных формах и на различных ступенях развития, вплоть до бессмертных ее представителей.
Не менее интересна идея неизбежности выхода человечества в космос. И здесь он солидарен с Н. Федоровым, который был убежден в этом. Аргументы «за» у него разнообразные: невозможность достичь полной регуляции лишь в пределах Земли, зависящей от всего космоса, который так же, как и Земля, существенно меняется; вместе с тем в бесконечных пространствах Вселенной должны разместиться и миллиарды воскресших поколений, и им нужно «жизненное пространство». К тому же и возможности самой Земли ограничены, а неизбежный ее конец – научный факт. Все это обязывает нас выйти за пределы Земли не только с экономической, но и с нравственной позиции. Глубоко вдумываясь в историческую судьбу нашей страны, Н. Федоров предвидел, что она первой проникнет в околоземное пространство, и доказательство тому у него весьма оригинально: ширь русской земли способствует образованию подобных характеров, наш простор служит переходом к простору небесного пространства... Мечта? Да. Но об этом говорят и замечательные точные слова К. Циолковского: «Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль». И тот, и другой философ – ученый мечтали о космосе, видя две фундаментальные ограниченности нынешнего человека: ограниченность в пространстве, которое препятствует влиянию человека на все миры Вселенной, и ограниченность во времени – смертность человека, которая препятствует одновременному действию поколений разумных существ на всю Вселенную. Борьба с разъединяющим пространством для наших космистов есть первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем, ибо бессмертие возможно только при одновременной регуляции космических явлений.
Таким образом, русский космизм – научная концепция, явление уникальное. При всем своеобразии подходов его представителей он имеет общие черты: понимание восходящего характера эволюции бытия, роста значительности в ней разума и признание необходимости нового ее этапа – ноосферы. У религиозных космистов высшая цель движения – Царство Божие. Утверждается не только «несовершенство» нынешней природы человека («промежуточность» человека, по В. Соловьеву), но и высокое его достоинство, спасительная и созидательная роль в мироздании.
Вместе с тем субъектом космического действия и в научно-философском, и в религиозно-философском русском космизме признается не отдельный человек, а соборная совокупность сознательных, одинаково чувствующих поколений. Идеальным прообразом такого человечества выступает душа мира, божественная философия.
[1] Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989. – С. 43 – 44.
[2] Там же. – С. 18.
[3] Там же. – С. 27.
[4] Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989. – С. 40.
[5] Киреевский И.В. Критика и эстетика. – М., 1987. – С. 319.
[6] Там же. – С.306.
[7] Там же. – С.321.
[8] Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 1990. – С. .258. 32 Там же. – С.254.
ТЕМА 7. ПРОБЛЕМАТИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
XX век характеризуется плюрализмом философских направлений, школ, течений. Это определяется теми социально-культурными изменения, которые происходят с человеческой цивилизацией в ХХ веке. Важнейшие среди них –мощный взлет науки и техники, I и II Мировые войны, разделение мира на две системы и другие. Это с одной стороны.
С другой, если классическая философия, существовавшая до конца ХIХ века, главным образом сосредотачивала свое внимание на рациональном взгляде на мир, исходя из понимания основной роли человеческого разума, то неклассическая философия XX века, критикуя традиционный рационализм, претендует на новое миропонимание.
Доминирующими проблемами в философии XX века становятся изучение и оценка роли нерациональных форм духовного в человеке (воля, интуиция, инстинкты, бессознательные процессы), ориентация на науку, литературу, искусство, на самого человека.
ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА
Позитивизм – это философское течение, возникшее в 30-х годах ХIХ в. во Франции. Он появился как реакция части философов на тупиковую ситуацию, в которую зашла классическая философия Запада в поисках первопричин бытия, каких-либо субстанциональных начал и сверхчувственных сущностей. Эти поиски позитивисты характеризовали как бесплодную «метафизику» и противопоставили им стремление к построению системы «положительного» знания, то есть знания, основанного не на умозрительных спекуляциях, а на точных, бесспорных «фактах». Взаимоотношения науки и философии стали главным вопросом нового направления. Основной тезис позитивизма состоял в том
, что все подлинное положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.
Программа позитивистов с учетом ее эволюции может быть изложена в следующих пунктах: 1) познание должно быть освобождено от всякой философской (ценностной) интерпретации; 2) вся «традиционная», то есть прежняя философия как «метафизическая» должна быть заменена либо непосредственно специальными науками (наука – сама по себе философия), либо обобщенным и «экономным» обзором системы знаний, либо учением о соотношении между науками, об их языке и т.
д.; 3) в философии не может быть деления на материализм и идеализм, поскольку различие между сознанием и материей достаточно условно.
В истории позитивизма выделяются три этапа. Первый представлен О. Контом,
Г. Спенсером, Д. Миллем, Дж. Льюисом и др.; второй – Э. Махом, Р. Авенариусом, А. Пуанкаре; третий – Дж. Муром, Дж. Райлом, Дж. Остином, Л. Витгенштейном и др.
1. Первая историческая форма позитивизма
Основателем позитивизма считается французский философ О. Конт (1798 – 1857). Позитивистская философия Конта связана с философией Просвещения ХVIII в. Следуя просветителям, Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой можно применить научные методы мышления. Однако позитивизм Конта носит скорее не просветительский, а скептический характер. История взаимоотношений науки и философии показала, как считает Конт, что всякие попытки «приспособить» философскую проблематику к науке обречены на провал. Наука не нуждается в стоящей над ней философии, она должна опираться на саму себя. Однако это не значит, что наука должна «вгрызаться» вглубь предмета. Она должна в принципе ограничиться описанием внешней структуры явлений, отвечать на вопрос, как протекают явления, а не на вопрос, что такое они в своей сущности и почему они происходят так, а не иначе. Во всех изысканиях следует стремиться к замене слова «почему» словом «как». Познавать возможно только подобия сосуществования и последовательности в структуре явления. Но «как» означает некоторым образом и «почему». Описать – значит, отчасти и объяснить, ибо описание структуры явлений позволяет вывести законы, формирующие наблюдаемые отношения между элементами системы. А это, в свою очередь, может послужить вероятному предсказанию будущего течения событий. Отсюда вытекает знаменитая формула Конта: «Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы мочь».
За общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук, можно, по мнению Конта, сохранить название «философия». Однако эта общая наука не должна иметь ничего общего с традиционной философией, так как их методы исследования принципиально отличаются друг от друга. Классическая философия («метафизика») занималась выявлением причин и сущностей исследуемых явлений. Построение «новой позитивной философии» является естественным продолжением той работы, которая совершается в специальных науках. Специальные науки раскрывают более или менее общие закономерности объектов, а исследованием самых общих закономерностей занимается философия, связанная с чисто научными обобщениями лишь рядом переходов. Философия, таким образом, сводится к общим выводам из естественных и общественных наук.
Стремясь уйти от метафизичности, Конт сам впадает в нее, ибо определяет узкий предмет для философии. Он исключает проблемы причинности, рефлексии, которые и составляют суть философии.
Тем не менее безграничная вера Конта в силу научного знания является несомненным достоинством его философии. Чтобы подчеркнуть значение науки для человечества, Конт попытался рассмотреть движение истории. Она, по мнению Конта, имеет три стадии развития, которые есть, по сути, три эпохи разных «состояний» человеческого духа. Первая стадия – «теологическая» (фиктивная) с господствующим религиозным миросозерцанием. Вторая – «метафизическая», то есть спекулятивно-философская, в период которой люди больше обращались к философии. Третья – «позитивная», научная. На этой стадии люди, разочаровавшись в философии, обращаются к науке.
Этот же принцип применяет Конт и при создании новой науки – социологии. Социология представлялась ему наукой, описывающей динамическое изменение идей под влиянием опять-таки идей. Она должна быть построена дедуктивно, так, чтобы изучение частных (индивидуальных) явлений основывалось на предшествующем познании общих (коллективных) процессов.
Согласно учению о трех стадиях Конт полагал, что после образования первоначального элемента общества – семьи – общественное развитие осуществляется по схеме: образование феодальных монархий (теологическая стадия) – подъем средних классов и власть права (метафизическая стадия) – власть философов-позитивистов (позитивная стадия). Каждой из трех стадий политической организации общества соответствует, в свою очередь, своя эпоха гражданской истории – военнозавоевательная, оборонительная и научно-промышленная. На последней стадии возникает «позитивное общество», где действуют «любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель».