ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 616
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Философская религиозная мысль принадлежит к традиционному типу сознания. Возникла она очень давно и продолжает упорную борьбу за существование. Мало того, она оказывает значительное влияние на умы, сердца людей и на другие философские течения. Надо отметить, что каждое из вероисповеданий имеет своих философов. За примером далеко ходить не надо.
Неотомизм как философское направление – это детище официальной католической церкви. С 1879 года, когда учение философа средневековья Фомы Аквинского было объявлено единственно истинным, было положено начало новой волны католической философской мысли.
Что же позволяет, скажем так, столь долго удерживаться неотомизму на «плаву»? Причин здесь несколько. Главное, что характеризует такое положение, – это постоянное существование соответствующих религиозных организаций (церквей, соборов) с их широкой и разнообразной идейной деятельностью. Поворот религиозной философии к новым неортодоксальным проблемам: наряду с проблематикой бога, ставятся и социальные, и этические проблемы человека. Т. е. неотомизм приспосабливается к изменениями в мире. Основные представители религиозной философии: Ж. Маритен, Э. Жильсон, Д. Мерсье, Тейяр де Шарден и другие.
Ведущим представителем неотомизма является Жак Маритен (1882 – 1973 гг.). Критикуя философов Нового времени за то, что они разрушили фундамент средневековой философии (в частности Декарта, Ж. Ж. Руссо), Ж. Маритен полагал, что в рамках неотомизма соединить многие положения экзистенциализма, позитивизма, рационализма.
Основной вопрос для Маритена – как развиваться человечеству в будущем и где спасение от потрясений XX века. Как и во все времена, основной ценностью мировой истории продолжает быть совершенствование человека.
Путь же совершенствования, по Маритену, лежит между плотским капиталистическим индивидуализмом и таким же плотским марксизмом. Это третий путь, и осуществить его поможет диалог между церковью (градом Божьим) и общественным (градом Земным). Спасение же мира в целом состоит во внесении христианских ценностей в современную культуру.
Таким образом, Маритен выработал своего рода модель идеального общества «интегрального гуманизма», в котором будет проявляться солидарность предпринимателей и трудящихся в рамках корпораций.
Подводя краткие итоги рассмотрения немарксистской философии XX века, следует подчеркнуть широкий спектр проблем, которые ставит сегодня перед собой современная философия. Исходя из этого, можно отметить и большое число различных философский течений, направлений, школ, которые решают эти проблемы неоднозначно, часто противореча друг другу. Но именно философская картина мира, представленная в многообразии различных подходов и концепций, отражает многообразие нашей жизни.
[1] Антология мировой философии: В 4 т. – М., 1975. – Т. 3. – С. 609. 34 Там же. – С. 610.
[2] Ницше Ф. Соч.: В 4 т. – М., 1994, Т. 1, С. 48.
[3] Там же, Т. 1, С. 49.
[4] Там же. – Т. 2. – С. 20.
[5] Там же, Т. 4. С. 211.
[6] Камю А. Избранное. – М., 1969 – С. 3.
[7] Камю А. Бунтующий человек. – М., 1986 – С. 57.
[8] Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989, – С. 7.
ЛЕКЦИЯ 2. ОНТОЛОГИЯ И ГНОСЕОЛОГИЯ
БЫТИЕ КАК ИСХОДНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ
Объектом философии является целостный мир (природный и социальный) как условие и предпосылка человеческой жизнедеятельности. Это положение принимается человеком без особых сомнений и рассуждений. Человек в определенном смысле убежден, что мир есть, что он имеется «здесь» и «теперь», он наличествует, и при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохранится как относительно стабильное целое. Мир был, есть и будет. Он есть бытие. Бытие рассматривается как целостность мира. Человек состоит из того, что у него есть, и того, «чего ему не хватает», то есть из несоответствия между потребностями в познании и теми «способностями», которые у него имеются. Человеческая жизнь имеет неотъемлемое свойство – постоянно обращаться к миру в его единстве: существовании природы, существовании человека, с прошлым и будущим. А это и есть обращение мыслью к своему бытию и бытию мира, как преходящему и непреходящему. Мир есть постоянный круговорот превращения бытия в небытие. Реальное, видимое, вещное, движущееся бытие вытекает из невидимого, покоящегося небытия, и, исчерпав себя, опять погружается в него. Небытие выступает как отсутствие вещей и форм, но в нем как бы скрыто все возможное богатство мира, все нерожденное, неставшее, неоформленное. Быть – значит общаться с миром, обращаться к нему, действовать в нем, задумываться о нем.
Сущность философской категории бытия заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера; предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире. Бытие – это то, что существует, т. е. двигается и развивается сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий, поэтому понятие бытия часто отождествляют со смыслом слова «есть».
Таким образом, понятие бытия предполагает, во-первых, широкий спектр различных вещей, существующих в мире, и тем самым существование самого мира; вовторых, бытие, его установление есть начало всякого действия (без установления факта существования вещи никакая деятельность
, связанная с изменением вещи, немыслима).
Многогранность смыслов и значений понятия бытия обусловлена уже тем, что само бытие в его проявлениях бесконечно многообразно от всеобщих проявлений бытия мира и до различных его форм – бытия природы, бытия человека и человечества, бытия общественного и, наконец, бытия духовного.
Бытие природы представляет существование совокупности вещей, процессов и состояний, обусловливающая некую целостность и существующей до, вне и независимо от сознания человека. Природа и ее бытие бесконечны в пространстве и времени. Эта обусловленность присуща и отдельным вещам, состояниям и процессам. Следовательно, бытие природы имеет в своей основе диалектику преходящего бытия отдельных вещей в непреходящем бытии природного мира как целого.
Главной особенностью бытия человека является также его преходящий характер. С одной стороны, тело человека, представляя собой средоточие высокоорганизованной материи, в определенный момент своего развития с неизбежной необходимостью перейдет в небытие (перестанет существовать как живой организм).
В этом состоит тождество бытия человека с бытием другого природного образования. С другой стороны, человек в своем развитии проходит несколько этапов, связанных с переходом к новому качеству. Это в равной степени относится и к его организму как материальной системе, и, что детерминировано первым, к его идеальной, духовной основе (интеллектуальный потенциал, мировоззренческие позиции, уровень социализации).
Бытие социальное, общественное бытие есть бытие объективной общественной реальности, своего рода социальной материи. Данная форма бытия определяется так же, как бытие и материальной деятельности индивидов, социальных групп, классов, как реальный процесс жизнедеятельности людей. Как видно, в приведенных определениях отсутствует позиция и «не зависит от сознания человека». Закономерно, что развитие общественного бытия в значительной мере подвержено влиянию социального сознания в силу определенной активности последнего. Но следует иметь в виду, что общественное сознание – лишь в большей или меньшей степени адекватное отражение общественного бытия, что общественное бытие есть состояние постоянного взаимодействия человека и различных элементов социальной системы в процессе производства материальных и духовных благ. Степень эффективности этих взаимодействий отражает уровень цивилизованности общества.
Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется через посредство языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объективизированного духовного мира и происходит становление человека в полном смысле этого слова – приобщение его к культурному и социальному наследию человеческой цивилизации.
В заключение необходимо подчеркнуть, что все формы бытия тесно взаимосвязаны между собой и взаимопредполагают друг друга.
Человека окружает бесчисленное множество самых разнообразных тел. Здесь и тела неживой природы – от ничтожно малых частиц атома до огромных космических тел, здесь и живые организмы – от простейших до самых сложных. Одни из них рядом с нами, мы живем среди них, постоянно ощущаем их присутствие, другие удалены от нас на необычайно большие расстояния. Одни мы видим невооруженным взглядом, для наблюдения других используются сложнейшие приборы и оборудование. Самые различные качества и свойства, особенности присущи этим телам.
Поражаясь многообразию мира, человек давно уже задумывался над тем, а нет ли у всех окружающих его тел единой основы, сходных признаков?
Общее свойство всех предметов и явлений – быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания и отражаться им – и выражает понятие, или категорию, материи.
Категория материи – предельно широкое понятие: оно охватывает не какой-то предмет или процесс, не какую-то группу предметов и явлений, а всю объективную реальность. Отвлекаясь от данных особенностей, свойств, сторон отдельных предметов, от их конкретных связей, взаимодействия друг с другом, оно выражает общее, главное во всех этих предметах –объективность, то есть независимость их существования от сознания человека. Понятие материи не только дает представление об общих свойствах объективного мира как такового, но является и важнейшей категорией познания.
Материя – одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи, или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.
У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.
У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа. Именно абсолютный дух, идея порождают материю.