Файл: Тема философия древнего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 585

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В истории философии исследователи сознания шли двумя путями. Первый состоял в описании способов, каким вещи даны в сознании. На философском языке это называется описанием феномена сознания. Второй состоял в объяснении, как возможно само сознание, т. е. объяснял сам феномен сознания. В философии античности и Нового времени эти подходы не различались, а потому считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании, то вопрос о его природе исчерпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании, «растягивала» во времени и пространстве акт сознания путём выделения таких его «шагов», как ощущение, восприятие, представление и т. д. В ХХ веке философы дерзнули задать вопрос, как и почему возникает связь человека с миром и одновременно с самим собой? До настоящего времени исчерпывающего ответа на этот вопрос нет.

Существует и ещё одна тайна сознания. Известно, что главным условием возможности появления индивидуального сознания является способность формулировать суждение «Я есть». Для каждого человека слово «Я» понятно, ибо каждый из нас есть Я. Открытие Я происходит в возрасте около трёх лет, причём без участия самосознательного Я, ибо его ещё просто нет. Не случайно никто из нас не может вспомнить и рассказать, как, каким образом в возрасте около трёх лет ему пришла в голову мысль и потребность говорить о себе Я. Ведь до самого акта обнаружения себя в качестве Я человек не был Я, а потому и не было и того, кто взял бы под контроль процедуру «просыпания» Я и запомнил бы её. Сказав о себе Я, человек выделяет себя не только из природы, но из сообщества других людей. Г. Гегель писал, что сознание есть отношение Я к миру, доведённое до противопоставления, о котором Я знает.

Вопрос о Я – центральный в проблеме сознания, обсуждаемый и сегодня в философии и других смежных науках. Существует множество разных ответов: Я – явленность Духа Святого, а потому его природа божественна; Я – продукт эволюции живой материи, связанной с мозгом; Я – результат социализации человека, которая предполагает общение и коммуникацию; Я – непосредственная данность, о природе которой спрашивать бессмысленно и т. д. В каждом из этих толкований Я есть своя частичная правда. Но окончательно вопрос о природе Я не решён.

Наиболее разработана на сегодняшний день диалектико - материалистическая концепция происхождения и сущности сознания. Достоинство данного подхода связано с использованием новейших научных изысканий в области изучения механизма человеческого сознания.


В философии при материалистическом решении её основного вопроса сознание рассматривается в целом как осознанное бытие, как свойство или продукт высокоорганизованной материи, как её сознание, заключающееся в психическом отражении действительности, как субъективный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним; в более узком смысле слова под сознанием имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную общественно развитому человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности.

В отличие от материальных духовные явления возникают и развиваются как нечто производное, вторичное по отношению к материи. Все духовные, идеальные и субъективные явления в философском смысле именуются сознанием. Вопрос об отношении сознания к материи является, как уже говорилось, основным вопросом философии. Научное, диалектико-материалистическое его решение состоит в том, что сознание является свойством высокоорганизованной материи, функцией того особенно сложного «куска материи», который называется мозгом человека. Само по себе сознание не заключает в себе «ни грана» материи, но вне соотношения с материей не может быть раскрыта природа сознания.

Сознание представляет собой высшую форму отражения материи. Поэтому без выяснения соотношения сознания и материи невозможно уяснить сущность сознания. Как будет показано дальше, существуют различные уровни и формы отражения: отражение в неживой природе, отражение в виде раздражимости у растений, психическое отражение у животных и, наконец, специфически человеческий способ отражения – сознание.

ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ

Сознание не представляет собой чего-то мистического, сверхъестественного, не свойственного природе. Сознание родственно присущему всей материи свойству отражения. Возникновение сознания – это возникновение более сложной, более упорядоченной формы отражения, осуществляемого высокоорганизованными материальными системами. Такими системами являются биологические и социальные, поэтому возникновение и развитие сознания, т. е. эволюция форм отражения, связано с двумя этапами в прогрессивном развитии материи от низших форм к высшим:

1) с возникновением и развитием жизни;

2) с возникновением и развитием общества.

Возникновение жизни было грандиозным по значению, масштабам и времени скачком в истории природы. Этот скачок, однако, не заключал в себе ничего чудесного, сверхъестественного – это был естественно-исторический, закономерный процесс перехода от одних форм движения материи к другим, более сложным, долгий и сложный путь самоорганизации материи.



На основании биологической эволюции развиваются и свойственные живой материи формы отражения, без которых не только невозможно регулирование организмом своих взаимоотношений с внешней средой, но и невозможна также сама эволюция живого. Элементарной формой отражения, свойственной всем живым организмам, всему живому, является раздражимостью. Эта форма отражения предшествует возникновению психики и представляет собой ответную реакцию организма на внешние воздействия, раздражения.

Раздражимость проявляется в разнообразных формах. Источниками раздражений являются различные факторы среды: свет, тепловая энергия, изменение влажности, химические, механические воздействия и др. Возникающие при этом движения (например тропизмы, т. е. складывание и распускание листьев у мимозы, свёртывание листьев у мухоловки и росянки – растений, способных переваривать насекомых, и т. п.) представляют собой элементарные формы объективно целесообразной реакции. Норма отражения и характер целесообразности на этой ступени ещё очень примитивны, несовершенны. Росянка, например, реагирует одинаково на попадание на ее листья полезного для нее насекомого и бесполезной песчинки.

На ранних ступенях развития жизни раздражимость проявляется в нормальных случаях лишь по отношению к таким воздействиям, которые непосредственно влияют на жизнь организмов, имеют прямое отношение к осуществлению таких основных жизненных функций, как питание, самосохранение, воспроизведение. На другие же воздействия примитивные животные почти не реагируют. Таким образом, диапазон явлений, отражаемых в виде раздражимости, сравнительно узок, а само отражение грубо, несовершенно.

По мере дальнейшей эволюции организмов происходит постепенное усложнение организации живых существ, дифференциация и специализация соответствующих органов и их функций. На этой основе развивается новая форма раздражимости, состоящая в том, что организмы реагируют не только на факторы среды, имеющие для них непосредственное значение, но и на те, которые играют роль сигналов об этих факторах.

На определённом этапе развития раздражимость превращается в способность ощущать. Появление ощущений означает новый этап в развитии форм отражения, свойственного живой материи. Это начало возникновения психики как отражательной деятельности мозга, нервной системы.


Благодаря нервной системе животные получают возможность более совершенно приспосабливаться к окружающей среде, более гибко и успешно ориентироваться в ней и, таким образом, более адекватно отражать отдельные свойства и даже некоторые связи в окружающей среде.

Информация, получаемая из внешнего мира, поступает в центральную нервную систему, где она перерабатывается и направляется к действующим органам, мышцам, железам, благодаря чему организм определенным образом реагирует на различные внешние условия.

Такая реакция организма или его органов в ответ на внешние раздражения происходит при непременном участии нервной системы, включая и её внешний отдел – кору головного мозга, – называется рефлексом, а путь, по которому проходит рефлекс, – рефлекторной дугой.

Рассматривая ближе эту в высшей степени сложную деятельность нервной системы, мы убеждаемся, что ощущения представляют собой её необходимое и существенное звено.

Ощущение – это внутренняя сторона, своеобразное внутреннее состояние нервной системы, которое заключается в отображении различных свойств, явлений, предметов внешнего мира. Ощущение есть элементарный внутренний (субъективный) образ внешнего мира, создаваемый нервной системой при формировании как безусловных, так и условных рефлексов.

В ходе биологической эволюции изменяется характер нервной деятельности, постепенно условные рефлексы получают перевес над безусловными. При этом сама условно-рефлекторная деятельность становится более разнообразной, совершенной и перемещается в высшие отделы центральной нервной системы – кору головного мозга.

В развитии условно-рефлекторной деятельности обнаруживается сигнальная функция ощущений. Обычные раздражители, отражаемые нервной системой в виде звуков, цветов, запахов и других ощущений, становятся сигналами безусловных раздражителей. Например, запах связывается с видом и вкусом пищи или обликом врага и т. п. Выполняя функцию сигнала, ощущение, однако, не перестает быть образом, отображением внешнего мира. Оно является отображением тех свойств условного раздражителя, с которым связано непосредственно, хотя эти свойства могут быть безразличными для организма в биологическом отношении, и тем самым оно выступает как сигнал по отношению к другим явлениям, непосредственно не данным, но биологически важным.

Развитие психики у млекопитающих, у обезьян, и в особенности у человекоподобных обезьян, представляет собой следующий этап в эволюции форм отражения. Эта ступень характеризуется развитием представлений, ассоциаций представлений и даже целых цепей таких ассоциаций, в которых отражаются не только предметы и явления, но и довольно сложные отношения между ними. И. П. Павлов назвал этот вид психического отражения ручным, или конкретным, «мышлением». Эти обезьяны реагируют не только на отдельные предметы и их свойства, но также и на сложные отношения между ними. Для того, чтобы достать далеко расположенный плод, после неудачных попыток сделать это рукой или короткой палкой в конце концов обезьяны достигали цели,
соединяя две короткие палки в одну длинную; составляли вместе ящики, для того чтобы дотянуться до высоко подвешенной приманки; заливали водой огонь, преграждавший им путь к пище. При этом обнаружилось, что обезьяны делают эти сложные операции, не размышляя, как человек над поставленной задачей и не оперируя произвольно своими представлениями, а достигают результата путем «проб и ошибок» и приходят к правильному решению только в процессе самого действия. Здесь мы имеем дело с системой условных рефлексов, в которую включаются ассоциации представлений. Но эти представления элементарны, отрывочны, приурочены только к данной ситуации.

Хотя поведение животных, особенно высокоразвитых, свидетельствуют об их способности отражать сложные связи и отношения между явлениями окружающей их среды, нельзя отождествлять их психику с сознанием человека. У животных нет присущих только человеческому сознанию произвольного оперирования представлениями, осмысленности отражения, т. е. осознания не только внешней среды, но и своего отношения к ней. В отличие от человека у животных нет ещё понятийного мышления.

Материальную основу сознания, психики раскрывают не только такие науки, как физиология и психология. Возникшая в 40-х годах XX в. новая наука кибернетика вносит свой значительный интересный вклад в познание материальных основ, механизмов, закономерностей отражательной деятельности животных и человека. Кибернетика показала, что можно построить, искусственно создать такие материальные системы, которые выполняют функции, аналогичные некоторым психическим функциям живых организмов и их нервной системы. Созданы устройства, моделирующие условные рефлексы, способность к «обучению» животных.

Переход от природы к человеческому обществу был величайшим революционным скачком.

От присвоения с помощью естественных органов только готовых продуктов природы предки человека переходят к производству средств существования при помощи искусственных орудий труда и к производству самих орудий производства. Таким образом, труд выделил человека из мира животных и стал необходимым условием существования и дальнейшего развития общества, его отличительной чертой.

СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Объективный мир вещей, их свойств и отношений отражается в человеческом мозгу в виде их идеального снимка, образа, «слепка». Такое отражение в человеческом мозгу не есть перемещение материального состава самих вещей в вещество мозга: образ огня не жжёт, образ камня лишен веса и твёрдости. Известно также, что «духовный мир» человека нельзя ни осязать, ни обнаружить физическими приборами или химическими реактивами. Можно разделить на мельчайшие дольки весь мозг человека, но ни вещей, ни мыслей о них не найдёшь. Физиологическими исследованиями можно лишь фиксировать распределение нервных процессов, а не то содержание, которое в них зашифровано. Но всем также известен факт, что образы, мысли – не миражи, а реальная сила, регулирующая человеческое поведение. Это идеальная форма нашей активности. С помощью умственных действий человек способен предварять свои практические действия, предвидеть события. Человек может строить в своей голове модели и прошлого, и настоящего, и будущего.