Файл: Тема философия древнего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 593

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Всё это говорит о том, что отраженная в мозгу человека вещь существует там иначе, чем она существует объективно.

Образы вещей могут быть чувственными, наглядными (например визуально сходными со своими оригиналами), но могут быть и понятными, так что сходство носит уже не внешний, а внутренний характер (сходство по содержанию, по типу связи компонентов). Идеальность образов состоит лишь в том, что он не сводим ни к определённым внешним объектам, ни к материальным физиологическим процессам в мозгу. Последние строят образ, но не являются образом. Физиологические процессы коры головного мозга выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения.

Чувственные образы, существуя у нас в голове, осознаются нами как существующие вне нас. Эта способность возникла в результате длительной эволюции животного мира и общественно-исторической практики человечества. «Перенос» наших образов вовне есть не что иное, как соотношение этих образов с тем местом, с той обстановкой, с теми предметами, которые были отражены в нашем мозгу.

Вместе с тем сознание существует не только как нечто принадлежащее данному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафиксированных средствами языка. Например, система научного знания существует независимо от субъективных представлений отдельных индивидов. Исторически выработанные знания приобретают, таким образом, относительно самостоятельный характер, становясь достоянием всего человечества.

Нельзя отрицать реальность сознания. Такой реальностью является вся духовная культура общества и внутренний духовный мир каждого человека. Идеальные образы, возникающие в голове человека, выражаются в словах и математических формах, чертежах и художественных изображениях. Но это даёт нам право рассматривать сознание как особую субстанцию независимую от материального мира. Если бы сознание было каким-то самостоятельным бытием, несопоставимым с внешним миром, то познание мира и практическое воздействие человека на него были бы невозможны.

СООТНОШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО

В ПРОИСХОЖДЕНИИ СОЗНАНИЯ

Мозг человека представляет собой чрезвычайно сложный нервный аппарат, который состоит из громадного числа нервных клеток. Их насчитывается около 11-ти миллиардов. Каждая из клеток взаимодействует с тысячами других, образуя в целом гигантскую цепь связей, по нервным волокнам уходящих к нервным окончаниям внутренних и внешних органов чувств.


Выдающиеся русские учёные И. М. Сеченов, И. П. Павлов и их последователи выдвинули и развили идею о том, что психика, сознание по своему материальному механизму носят рефлекторный характер. Сеченов показал, что все акты как сознательной, так и бессознательной жизни по способу своего образования – суть рефлексы, которые делятся на три главных звена:

- начальное звено – внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг;

- среднее звено – центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения) и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений,

мыслей и т. д.);

- конечное звено – внешние движения.

Павлов показал, что в коре больших полушарий головного мозга в результате одновременного действия условного и безусловного раздражителей образуются временные связи, ассоциации. Важным принципом рефлекторной теории является принцип подкрепления: закрепляется та связь, которая подкрепляется достижением результата. Подкрепление же осуществляется с помощью механизма обратной связи. Её жизненный смысл состоит в том, чтобы постоянно ставить в известность мозг о происходящем в управляемой им системе. Причём если для выработки условного рефлекса у животных необходимо, чтобы ранее безразличный раздражитель вступил в связь лишь с биологически важным раздражителем, то у человека фактором подкрепления может служить прежде всего общественная значимость явления, моральный стимул и т. п.

В исследовании мозга применяется сложная электронная аппаратура. Анализ работы мозга ведётся на клеточном и молекулярном уровнях, изучается жизнедеятельность отдельных нервных клеток (нейронов) или даже отдельных их частей. Многочисленные нервные клетки могут осуществлять довольно сложные функции. Так, они могут различать внешние воздействия, запоминать их, отвечать на их воздействия. Однако если внешнее воздействие будет монотонно повторяться, то клетка может вскоре перестать реагировать на данный раздражитель. Такого рода клетки мозга называются клетками новизны.

Исследованы также нейроны, которые выполняют и другие функции переработки поступающей в мозг информации. Например, при помощи контрастных веществ, которые вводятся в сосуды мозга, получают снимки этих сосудов и на этом основании судят о состоянии и работе мозга.

Человеческий мозг представляет собой сложную живую функциональную систему. Подлинно научное понимание функционирования этой системы предполагает обобщение достижений, полученных как при анализе отдельных нейронов, так и при изучении практической деятельности человека в целом. Как показывают многосторонние физиологические исследования, нервные процессы, возникновение ощущений, чувств, побуждений, мыслей и т. д. в своей основе имеют такие материальные процессы, совершающиеся в мозгу, как электрохимические, физиологические, биофизические, биоэлектрические, биохимические.



Характеристика сознания как свойства головного мозга выражает не только зависимость, неотъемлемость духовных, психических явлений от высокоорганизованной материи – от мозга, – но и его качественную специфику. Мозг как орган сознания по отношению к своему внешнему свойству – сознанию – выступает как материальный субстрат и не может быть отождествлен с этим свойством. Сознание существует в голове человека лишь как субъективный образ объективного мира. «...Наше сознание есть лишь образ внешнего мира, и понятно само собою, что отображение не может существовать без отображаемого, но отображаемое существует независимо от отображающего»[1]. По отношению к нервно-мозговым процессам сознание выступает как их идеальное содержание, а по отношению к объективному миру оно является субъективным образом, возникающим в процессе отражения человеческим мозгом объективной действительности.

Как духовная деятельность, противоположная материальному, сознание непосредственно формируется под влиянием общественно-практической деятельности людей, в конечном счёте определяется их деятельностью. Хотя сознание является свойством мозга, но осознаёт действительность не мозг сам по себе, а общественное существо – личность, обладающая нормально развитым мозгом и выступающая как субъект преобразующей деятельности. Отсюда следует, что сущность человеческого сознания невозможно вскрыть исходя лишь из анатомо-физиологических и других материальных свойств и особенностей человеческого мозга. Возникновение, функционирование и развитие сознания возможно только в обществе. Сознание каждого человека вбирает в себя опыт, знания, убеждения, верования, заблуждения, оценки той общественной среды, в которой он растет. Наука, искусство и религия, политические убеждения, нравственные нормы в той форме, в которой они существуют в данном обществе, изо дня в день воздействуют на личность. Всё это вместе со всем жизненным опытом делает из каждого отдельного человека представителя определённого образа жизни, уровня культуры и психологии.

Процесс осознания мира одним человеком всесторонне обусловлен развитием познания мира всем человечеством.

Язык и мышление. Естественные и искусственные языки

Выше мы уже показали, что язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. При этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации. В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения.


Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль – значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово – это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака – представителя целого класса сходных предметов, т. е. в роли знака понятия.

Наконец, язык выполняет роль инструмента накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей. Через речь осуществляется мощное воздействие одних людей на других. Эта роль языка видна в процессе обучения в том значении, которое в наши дни приобрели средства массовой информации. Вместе с тем успехи в познании мира, накопление знаний ведут к обогащению языка, его словарного запаса, грамматических форм. С возникновением письменности знания и опыт закрепляются в рукописях, книгах и т. д., становятся общественным достоянием, обеспечивается преемственность поколений и исторических эпох, преемственность в развитии культуры.

Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак – средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу – национален.

Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание. Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления.

Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики наряду с языками начинают все шире использоваться и неязыковые знаки и знаковые системы. В конечном счете все они так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т. д. Больше того, формируются искусственные языки – язык математики, других наук, а в последнее время и формализованные языки программирования (Бейсик, Алгол, Фортран и т. д.). Потребности, вызвавшие их к жизни, многообразны. Немаловажно уже то, что в этих языках преодолена многозначность терминов, свойственная естественным языкам и недопустимая в науке.


Искусственные языки позволяют в предельно сжатой форме выражать определенные понятия, выполняют функции своеобразной научной стенографии, экономного изложения и выражения объемного мыслительного материала.

Наконец, искусственные языки – одно из средств интернационализации науки, поскольку искусственные языки едины, интернациональны.

Проблема моделирования мыслительных (логических) операций в кибернетических системах

Одним из проявлений уровня достижений человеческого познания стало развитие кибернетики – науки, изучающей различные управляющие системы и процессы управления. На основе этой науки созданы специальные электронновычислительные устройства – компьютеры. Одни из них способны автоматически управлять поездом, самолётом или сложными процессами, другие – переводить текст с языка на язык, третьи – выполнять те или иные логические операции, сложнейшие математические вычисления и т. д. Эти машины способны получать извне различного рода сведения (информацию), «запоминать» их, перерабатывать и производить целесообразные действия. Кое в чём кибернетическая машина превосходит человека, она, например, в десятки, сотни тысяч раз быстрее человека производит счётные операции, исследует огромное количество данных, анализирует массу вариантов и т. д. Проектируются машины, способные сами совершенствовать программу своей работы и даже улучшать свою структуру на основании пред шествующей деятельности. Машина способна функционировать там, где человек не может находиться в силу или опасности (например в условиях, где протекают радиоактивные или другие вредные процессы), или недоступности (далёкое космическое пространство).

Успехи кибернетики дали повод приписать автоматическим механизмам способность ощущать и даже мыслить. Мало того, ведутся разговоры, что можно создать машину-автомат, которая по своим интеллектуальным способностям превзойдёт человека и в конечном счёте заменит его. Эра роботов якобы придёт на место эры человека.

На самом деле никакая, даже самая современная, машина не обладает способностью ощущать, не говоря уже о мышлении. Машина не мыслит, она лишь имитирует, моделирует присущие человеку некоторые логические функции, причём только те из них, которые поддаются формализации, математической обработке. Тот факт, что по мере успехов науки круг формализуемых мыслительных операций постепенно расширяется, не меняет существа дела: мышление присуще лишь человеку, оно является свойством особым образом организованной материи человеческого мозга, продуктом длительной эволюции материального мира, и прежде всего общественной среды. Мышление социально по своей природе. Машина же, даже самая совершенная, всегда была и останется мёртвым механизмом, созданным и управляемым человеком.