Файл: Разработка регламента выполнения процесса исследования качества готовой продукции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Качество продукции является определяющим критерием востребованности продукции на рынке. На качество продукции оказывают влияние ряд факторов на протяжении всего жизненного цикла:

  1. Качество сырья и материалов, которые применяются для изготовления продукции.
  2. Состояние оборудования, на котором происходит изготовление продукции.
  3. Соблюдение инструкций в процессе производства продукции.
  4. Отсутствие ошибок на этапе сборки готовой продукции.
  5. Отсутствие повреждений при отгрузке продукции покупателю.

Проверка качества продукции осуществляется на всем этапе изготовления продукции. За проверку качества продукции отвечают специалисты отдела качества. Они проводят сбор проб сырья, материалов и продукции на всех этапах ее изготовления. Затем проводятся лабораторные испытания. Результаты испытаний фиксируются в протоколах. При выявлении несоответствий качества продукции, она подлежит списанию. При обнаружении несоответствия качества сырья и материалов, сырье и материалы не используются в процессе производства продукции.

Поскольку проверка качества продукции включает в себя ряд испытаний, процесс проверки качества обладает документооборотом, который растет с увеличением объема производства и расширением ассортимента готовой продукции.

Для снижения трудозатрат персонала на формирование документооборота, а также для того, чтобы сформировать единый источник данных о проводимый исследованиях качества продукции применяют информационные системы. На российском рынке представлен широкий выбор программного обеспечения, что способствует повышению качества и эффективности процессов формирования документооборота.

Актуальность работы заключается в повышении качества выполнения бизнес-процесса исследования качества готовой продукции с помощью применения информационных технологий.

Объектом исследования является процесс исследования качества готовой продукции.

Предметом исследования является регламент бизнес-процесса исследования качества готовой продукции.

Целью работы является разработка регламента выполнения процесса исследования качества готовой продукции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Дать описание предметной области.
  2. Выбрать средства моделирования бизнес-процессов.
  3. Осуществить моделирование бизнес-процессов «как есть».
  4. Описать мероприятия по улучшению бизнес-процессов.
  5. Осуществить моделирование бизнес-процессов «как должно быть».

Аналитическая часть

  1. Описание предметной области. Постановка задачи

Оценка качества товара представляет собой процесс установления соответствия товара общественным потребностям. Оценка уровня качества товаров неразрывно связана с оценкой качества и контролем качества товара.

Контроль качества - это проверка соответствия показателей качества конкретного товара требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, а также требованиям, определенным в договоре поставки. Целью контроля качества является проверка ограниченного числа показателей и установление сорта изделия.

Оценка качества является более широким понятием, чем контроль качества. К проведению оценки качества привлекается большее количество показателей качества.

Оценка уровня качества представляет собой совокупность операций, которая включает выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Уровнем качества является относительная характеристика качества продукции, которая основана на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

Оценка уровня качества имеет более широкий смысл, чем оценка качества и контроль качества. Оценка уровня качества проводится в следующих случаях:

  • при решении вопроса о запуске производства продукции;
  • выборе одного товара из товарной группы для последующей реализации;
  • при проведении анализа динамики уровня качества;
  • при планировании показателей качества товаров и пр.

Рассмотрим процесс оценки качества продукции. Процесс оценки качества включает в себя ряд этапов:

  • постановку цели оценки качества;
  • выбора номенклатуры показателей качества продукции;
  • выбора методов оценки показателей качества;
  • установку норм и требований к показателям качества;
  • сравнение фактических показателей качества продукции с установленными нормами.

В процессе оценки качества продукции очень важна четкая постановка цели. При нечеткой формулировке цели исследования результаты могут быть неверными. Например, оценка уровня качества может проводиться для определения конкурентоспособности или для выбора наилучших вариантов продукции.


Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества зависит от назначения товара. Выбор номенклатуры является необходимым условием оценки качества товара.

Выбор номенклатуры, потребительских свойств и показателей качества должен осуществляться на основании следующих факторов:

  • назначения и характера использования продукции;
  • оценки существующей потребности в продукции и сложившегося потребительского спроса на нее;
  • характеристики потребителей;
  • требований к продукции;
  • состава и структуры характеризуемых потребительских свойств продукции.

При выборе показателей качества необходимо соблюдать следующее правило: число выбранных показателей качества должно быть оптимально.

Методы, применяемые в процессе оценки показателей качества продукции, делятся по способам сравнения показателей качества и по источникам получения информации или используемых средств. Рассмотрим классификацию методов оценки качества. В зависимости от способа сравнения показателей качества выделяют следующие методы оценки уровня качества:

  • Дифференциальный;
  • Комплексный;
  • Смешанный.

Дифференциальный метод основан на сопоставлении единичных показателей качества оцениваемого продукта с единичными базовыми показателями, которые установлены для данного вида продукции.

При использовании дифференциального метода сопоставление показателей производится с помощью подсчета относительных показателей качества продукции. Если все показатели окажутся больше единицы, оцениваемая продукция соответствует базовому образцу. В случае, когда хотя бы один из выбранных показателей качества будет меньше единицы, можно заключить, что продукция не соответствует базовому образцу.

При использовании комплексного метода рассматривают один обобщенный показатель, который объединяет в себе совокупность показателей, которые были выбраны для оценки качества продукции. Комплексный метод заключается в том, что все показатели переводятся в безразмерные, затем определяется их значимость - коэффициенты весомости в общей оценке качества и вычисляют обобщенный показатель среднего арифметического по формуле, представленной на рисунке 1.

Рисунок 1. Формула вычисления обобщенного показателя

Преимуществом обобщенного показателя комплексной оценки качества заключается в том, что в ней учитывается значимость отдельных свойств и в результате получается одна итоговая оценка.


Применение смешанного метода основывается на одновременном использовании единичных и комплексных показателей качества продукции. Применение смешанного метода возможно в тех случаях, когда совокупность показателей велика и один комплексный показатель недостаточно полно характеризует все особенности продукции.

Например, смешанный метод оценки уровня качества применяют для определения сорта отдельных видов тканей, когда по большинству физико-механических показателей осуществляется дифференциальная оценка, а по порокам внешнего вида, разрывной нагрузке, массе, ширине и плотности - комплексная оценка в условных баллах.

Регламентирование норм и требований к важнейшим показателям качества готовой продукции отражено в действующих стандартах и технических условиях. Проверка качества товара осуществляется с помощью сравнения фактических показателей качества с базовыми осуществляется. Затем выбирается такой базовый образец, сравнение с которым обеспечит конкурентоспособность продукции.

Базовым образцом называют такой образец, у которого показатели качества выбраны для сравнения. Выбирая базовый образец, необходимо исходить из того, что совокупность значений показателей его качества должны удовлетворять следующим условиям:

  • быть реально достижимыми;
  • характеризовать оптимальный уровень качества продукции на некоторый перспективный период.

Контролем качества называют проверку соответствия показателей качества установленным требованиям. Требования, предъявляемые к показателям качества, определяются в соответствующих нормативных документах (стандартах, нормах, правилах и др.) или в технических условиях. При совершении сделок к этим документам приравниваются условия контракта в разделе «Требования к качеству», «Основные и Особые условия поставки» и т.д.

Контроль качества, который осуществляют на стадии производства, называют производственным контролем. Контроль качества, который осуществляется на стадии эксплуатации называют эксплуатационным контролем.

По месту в процессе производства контроль качества классифицируют на следующие типы:

  • Входной, который осуществляют для всей входящей продукции, которая предназначается при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции;
  • Операционный, который проводят во время выполнения или после завершения технологической операции при производстве изделий, основной целью которого является предотвращение появления дефектов в процессе изготовления и выявления причины их появления;
  • Приемочный контроль, по результатам которого выносят решение о пригодности продукции к поставке и дальнейшей эксплуатации;
  • Инспекционный.

В результате приемочного контроля выносят решение о пригодности продукции к поставкам и/или к ее использованию. На производстве приемочный контроль осуществляется службами отдела технического контроля, при этом контролируется готовая продукция. На предприятиях торговли к приемочному контролю можно отнести проверку качества товара (путем внешнего осмотра) при его отпуске покупателю. Например, при продаже товара в аэрозольной упаковке проверяется сохранность и качество упаковки, а также функционирование упаковки.

По срокам проведения различают следующие виды контроля:

  • Непрерывный;
  • Периодический;
  • Летучий.
  1. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов

Для проектирования информационной системы будет использована методология функционального моделирования. SADT – методология (Structured Analysis and Design Technique ) является распространенной в связи с тем, что ориентирована на комплексное представление структуры материальных, информационных, финансовых и управленческих потоков, отображение организационной структуры. В силу этого, SADT – это методология в большей степени нацеленная на реорганизацию всей системы управления, чем другие методологии функционального моделирования, основанные на использовании диаграмм потоков данных, главная цель которых проектирование информационных процессов [11].

Функциональная модель бизнес-процессов состоит из диаграмм, фрагментов текстов и глоссария, имеющих ссылки друг на друга [3]. Диаграммы - главные компоненты модели, которые отображают последовательности взаимосвязанных через общие объекты функций (операций, действий, работ – activity) бизнес-процесса.

Методология SADT реализована в следующих инструментальных средствах:

  1. Microsoft Visio.
  2. Bpwin process modeler.
  3. Ramus Educational.
  4. Dia [12].

Программный продукт Microsoft Visio -  векторный графический редактор, который обеспечивает работы с диаграммами и блок-схемами для Windows. Редактор выпускается в трёх редакциях: Standard, Professional и Pro for Office 365 [4].

Аналогично с Adobe Reader, в стандартный набор программ MS Office входит только средство для просмотра и печати диаграмм Microsoft Visio Viewer [5]. Полнофункциональная версия Microsoft Visio Professional для создания и редактирования монограмм и диаграмм в пакеты MS Office не входит и распространяется отдельно. Первоначально Visio разрабатывался и выпускался компанией Visio Corporation. Компания Microsoft приобрела компанию в 2000 году, тогда продукт назывался Visio 2000, был выполнен ребрендинг, и продукт был включен в состав Microsoft Office. Редактор поддерживает множество типов диаграмм, в которые входит IDEF0, DFD и другие методологии моделирования.