Файл: Разработка регламента выполнения процесса исследования качества готовой продукции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Редактор «Bpwin process modeler» - это программный продукт, разработанный компанией ltd. Logic Works [7]. Он предназначен для поддержки процесса создания информационных систем. Относится к категории CASE средств верхнего уровня. BPwin является достаточно развитым средством моделирования, которое позволяет проводить анализ, документирование и улучшение бизнес процессов. С его помощью можно моделировать действия в процессах, определять их порядок и необходимые ресурсы. Модели BPwin создают структуру, необходимую для понимания бизнес процессов, выявления управляющих событий и порядка взаимодействия элементов процесса между собой [1].

«Bpwin» поддерживает функциональное моделирование, моделирование потока работ и потока данных [8]. Соответствующие диаграммы реализованы на основе стандартов IDEF0, IDEF3 и DFD. Функциональное моделирование дает возможность осуществлять систематизированный анализ бизнес процессов, обращая внимание на регулярно выполняемые задачи (функции). Моделирование потока работ обеспечивает анализ логики выполнения процесса. Моделирование потока данных позволяет сконцентрировать внимание на обмене данными между различными задачами. Кроме того, что в BPwin создаются отдельные модели, также могут создаваться и смешанные модели [2].

Редактор «Ramus Educational» - кроссплатформенная система моделирования и анализа бизнес-процессов. В функционал редактора входят:

  • разработка графических моделей бизнес-процессов (поддерживаются нотации IDEF0 и DFD);
  • разработка систем классификации и кодирования (с привязкой к моделям процессов);
  • формирование отчётности по моделям и системе классификации (в виде регламентов бизнес-процессов, должностных инструкций и т.п.).

Редактор «Dia» - это свободный кроссплатформенный редактор диаграмм, часть GNOME Office, но может быть установлен независимо. Он может быть использован для создания различных видов диаграмм: блок-схем алгоритмов программ, древовидных схем, статических структур UML, баз данных, диаграмм сущность-связь, радиоэлектронных элементов, потоковых диаграмм, сетевых диаграмм и других [9].

Для выбора инструментального средства необходимо выделить критерии, по которым выбор будет осуществляться:

  1. Поддержка нотаций IDEF0, DFD, IDEF3.
  2. Кроссплатформенность.
  3. Проверка нотации.
  4. Формирование отчетности.

Проанализируем инструментальные средства по выделенным критериям. Результат представлен в таблице 1.

По результатам проведенного анализа наибольшее соответствие показало CASE-средство Bpwin process modeler, которое будет использовано для моделирования бизнес-процессов предметной области.


Таблица 1

Анализ инструментальных средств

Критерий

MS Visio

Bpwin

Ramus

Dia

Поддержка IDEF0

+

+

+

+

Поддержка DFD

+

+

+

+

Поддержка IDEF 3

-

+

-

-

Кроссплатформенность

-

-

+

+

Проверка правильности применения нотации

-

+

-

-

Формирование отчетности

-

+

+

-

Итого

2

5

4

3

Существует ряд нотаций, используемых в структурном подходе. Это нотации IDEF0, DFD, IDEF3. Нотация IDEF0 имеет жесткие правила создания модели бизнес-процесса. Эта нотация позволяет представить изменение информационных, денежных и материальных потоков при прохождении бизнес-процессов. Несмотря на сложности нотации, ее преимуществом является наглядность и понятность модели бизнес-процесса [10].

Нотация DFD используется для моделирования потоков данных, которые сопровождают бизнес-процессы. Эта нотация применяется для моделирования бизнес-процессов при разработке программного обеспечения и баз данных.

Нотация IDEF3 позволяет представить процессы предметной области в виде работ. Получившаяся модель показывает логику выполнения работ [6].

Для моделирования бизнес-процессов выбрана нотация IDEF0, поскольку она позволяет рассмотреть процесс комплексно, обладает неизбыточной детализацией и включает все необходимые инструменты.

  1. Моделирование бизнес-процессов «как есть»

Рассмотрим бизнес-процесс исследования качества готовой продукции. Механизмами процесса являются лаборант и инженер отдела качества. Управление процессом осуществляется согласно ГОСТам, нормативным документам и сертификатам качества. Входным информационным потоком бизнес-процесса является сырье и материалы, готовая продукция и лимитно-заборная карта. Выходными информационными потоками бизнес-процесса являются:


  • Качественное сырье и материалы;
  • Качественная готовая продукция;
  • Брак;
  • Сертификат качества готовой продукции;
  • Накладная на отпуск.

Модель бизнес-процесса представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Контекстная диаграмма бизнес-процесса

Отдел контроля качества (ОТК) отвечает за выпуск качественной готовой продукции. Для обеспечения качества готовой продукции ОТК ведет входной контроль качества сырья и материалов, химический анализ сырья, материалов и готовой продукции и сертификацию готовой продукции.

Сырье и материалы поступают в лабораторию со склада сырья и материалов, проходят проверку и, в зависимости от ее результатов, направляются или снимаются с производства. Готовая продукция поступает со склада готовой продукции в лабораторию, где проводится химический анализ качества. Если в готовой продукции обнаруживаются вредные вещества, она списывается с реализации, остальная продукция проходит сертификацию.

Секретарь отдела качества собирает отчеты о результатах проверки качества у инженера-технолога и лаборанта, и на их основе делает заключение о сертификации, которое передает начальнику ОТК. Начальник ОТК присваивает сертификаты качества готовой продукции. Секретарь формирует отчетность о работе ОТК за определенный период времени, начальник ОТК на основе отчета может предложить директору компании принять управленческие решения (например, о прекращении использования каких-либо сырья, материалов)

Декомпозиция контекстной диаграммы представлена на рисунке 3.

В предметной области рассматриваются следующие основные функции: входной контроль качества сырья и материалов, химический анализ качества сырья, материалов и готовой продукции и сертификация готовой продукции.

Функция входного контроля качества представляет собой проверку внешних дефектов, соответствия количеству, указанному в накладной на получение, что требует от работников большой концентрации внимания.

Функция проведения химического анализа – это лабораторное исследование сырья, материалов и готовой продукции на наличие в них вредных веществ. Требует точности оборудования, больших трудозатрат и концентрации внимания лаборанта.

Рисунок 3. Декомпозиция контекстной диаграммы

Функция сертификации готовой продукции – это сбор информации о проводимых проверках из учетной книги, и принятие на их основе решения о сертификации продукции.


В учетной книге делаются отметки о наименовании сырья, о браке или его отсутствии и о возможности устранения брака на основе актов о браке, отсутствии брака, о возможности устранения брака. Так как акт представляет собой бумажный бланк, его легко повредить или потерять. Передача актов ведется через секретаря – сотрудника, ответственного за документооборот, копий не делается.

Практическая часть

  1. Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов

Сотрудник ОТК проводит входную проверку качества и формирует акты об отсутствии брака, о браке и о возможности устранения брака. Проверка одной партии сырья или материалов занимает около часа, формирование документов - полчаса. Затем акты передаются секретарю, который заносит данные в учетную книгу, на это затрачивается 1 час. Лаборанты ОТК проводят химический анализ (2 часа) и формируют акты (1 час), передают их секретарю, секретарь так же отмечает это в учетной книге (полчаса). Эксперты ОТК запрашивают у секретаря отчетность по определенному виду готовой продукции (составление отчетности занимает 2 часа) и на ее основе делают заключение о сертификации продукции (полчаса). Итого процесс контроля качества 1 партии готовой продукции занимает 8,5 часов.

Вся работа по документообороту бизнес-процесса ведется вручную. Переход к автоматизированной обработке информации позволит сократить время подготовки и обработки практически всех документов в отделе за счет исключения дублирования информации и ускорения обработки.

На основании анализа можно сформировать предложения по усовершенствованию информационной системы предметной области и предприятия в целом. При выработке предложений надо учесть:

  • длительность типовых операций;
  • дублирование и противоречивость функций, информационных потоков и документооборота;
  • степень загруженности структурных подразделений и должностных лиц;
  • степень применения средств автоматизации.

Однако переход к новой системе обработки данных потребует значительных затрат на проектирование, разработку, покупку техники и программных средств, обучение персонала и по практике аналогичных проектов даст экономический эффект не ранее чем через год. При этом имеет смысл разрабатывать корпоративную информационную систему, поскольку информация, обрабатываемая в отделе, связана с деятельностью нескольких отделов предприятия.


Рассмотрев бизнес-процессы предметной области, можно сделать вывод о том, что наиболее важная проблема его функционирования заключается в бумажном документообороте.

Таким образом можно сформировать ряд недостатков выявленных в результате анализа бизнес-процессов:

  1. Высокие временные затраты на оформление документов.
  2. Необходимость переписывать весь документ при обнаружении ошибок.
  3. Отсутствие данных о наличии книг в читальном зале.
  4. Высокие временные затраты на поиск документов.

Ручной способ формирования документооборота обладает следующими недостатками:

  1. Высокие временные затраты на сбор исходных данных.
  2. Высокие временные затраты на обмен информацией между подразделениями предприятия.
  3. Высокая вероятность совершения ошибки при оформлении документа.
  4. Высокие временные затраты на оформление документации.

Ввиду перечисленных недостатков, были разработаны следующие предложения по оптимизации бизнес-процессов:

  1. Необходимо организовать единое хранилище данных, в котором будут учитываться данные о готовой продукции, сырье и материалах, а также о показателях их качества.
  2. К единому хранилищу данных необходимо добавить функционал, автоматизирующий процесс исследования качества готовой продукции, а именно: расчет показателей качества для каждого вида продукции, хранение и обработка данных о показателях качества сырья и материалов.
  3. Также хранилище данных должно обладать функционалом формирования форм документов и отчетных форм.
  4. Моделирование бизнес-процессов «как должно быть»

Для устранения перечисленных недостатков необходимо внедрить информационную систему, в которой будет осуществляться учет исследований качества продукции. Рассмотрим изменения в бизнес-процессах, которые появились в результате внедрения информационной системы. На рисунке 4 представлена контекстная диаграмма бизнес-процесса.

Управление процессом осуществляется согласно ГОСТам, нормативным документам и сертификатам качества. Входными информационными потоками бизнес-процесса являются:

  • сырье и материалы;
  • готовая продукция;
  • лимитно-заборная карта.

Выходными информационными потоками бизнес-процесса являются:

  • Качественное сырье и материалы;
  • Качественная готовая продукция;
  • Брак;
  • Сертификат качества готовой продукции;
  • Накладная на отпуск.

Контекстная диаграмма бизнес-процесса представлена на рисунке 4.