Файл: 2 Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Система сдержек и противовесов. Заключение. Список использованных источников и литературы. Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С началом «перестройки» о теории разделения властей пишут довольно много, хотя и в упрощенном плане. Говоря о взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти и о зачатках теории разделения властей в современной России необходимо исходить из существования трех относительно самостоятельных периодов становления и развития данного процесса:
1) апрель 1985 г. – сентябрь 1993 г.
— формально-юридическое закрепление принципа разделения властей;
— начало его реального воплощения в жизнь.
В самом начале данного периода по инерции продолжало доминировать восприятие государственной власти в лице Советов как явления единого и неделимого. Традиционно считалось, что в плане применения теории разделения властей к Российской действительности разделению подлежат не сами ветви государственной власти, а лишь властные функции. Причем вопрос о разделении функций нередко переносился с государственной сферы жизни на общественную и партийную. Огромное внимание уделялось четкому разделению функций государственных и партийных органов, недопустимости подмены и дублирования их друг другом.
В конце 80-х начале 90-х г.г. в отношении к теории разделения властей наметился резкий поворот.
Так, учреждение в 1991 г. института Президентства РФ и образования Конституционного суда свидетельствовало о реальном выделении и укреплении в механизме государственной власти России наряду с законодательной – исполнительной и судебной властей.
Закрепление же в Конституции России в 1992 г. положения о том, что система государственной власти в РФ основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 3 Конституции РСФСР) свидетельствовало об официальном признании этой теории.
2) Сентябрь 1993 (с момента издания Указа от 21 сентября 1993 г. № 1400) и до декабря этого же года (включая день проведения референдума по принятию проекта новой конституции и выборов 12 декабря 1993 г.)
— ликвидация всей системы органов законодательной власти и Конституционного суда и установления верховенства исполнительной власти, а точнее единовластия Президента. Одна ветвь – исполнительная власть – подмяла под себя все другие ветви власти.
Указом «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» с 21 сентября 1993 г. в целях «сохранения единства и целостности Российской Федерации, вывода страны из политического и экономического кризиса, обеспечения государственной и общественной безопасности» было прервано осуществление законодательной и распорядительной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом страны.
Этим же актом было предложено Конституционному суду не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания.
Фактически данный Указ был превосходящим по юридической силе, чем действовавшая тогда Конституция, которая функционировала лишь в той части, «в которой не противоречила данному Указу».
Данный Указ был во многом антиконституционным и, по мнению большинства, Президент не имел права ни на издание этого Указа, ни на издание последующих за ним Указов, развивающих многие положения первого.
На основе и во исполнение подобных Указов на территории РФ складывалась система своеобразной соподчиненности исполнительной власти – всех других государственных властей. Принцип разделения властей продолжал функционировать лишь номинально, формально – юридически. Фактически же существовал скорее принцип технического распределения между различными государственными органами предметов ведения, сферы деятельности, функций, но отнюдь не разделения властей.
3) С принятия КРФ 12 декабря 1993 г. и до наших дней.
КРФ 12 декабря 1993 г. не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепляло за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.
Согласно КРФ законодательными и представительными органами РФ является Федеральное Собрание – Парламент. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95 КРФ).
Исполнительная власть в стране осуществляется Правительством РФ (ст. 110 КРФ).
Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118 КРФ). В системе государственных органов, осуществляющих судебную власть в конституционном порядке, выделяются следующие:
a) Конституционный Суд РФ, выступающий как судебный орган конституционного контроля;
b) Верховный Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
c)Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.[2]
2. Принцип разделения властей
Прежде всего, рассмотрим само понятие «власть». В самом обобщенном виде власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств. Ресурсы власти – это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть.
Смысл идеи разделения властей – не допустить злоупотребления властью, ее монополизации, концентрации в пределах одной ветви. Современное смысловое содержание разделения властей, как принципа организации и функционирования государственной власти включает:
— четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений и должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами;
— независимость и самостоятельность оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции;
— обеспечение в схеме государственной власти механизма, взаимного уравновешивания, сдерживания всех ветвей власти и контроля;
— гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации;
— социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. подразделяет власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную и закрепляет за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию. Законодательная власть вверяется высшему представительному органу – парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители – депутаты. Исполнительная власть, которая принадлежит Президенту и правительству, обычно формируется законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчетна парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Третья, судебная ветвь власти независима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом. Разделение властей воплощается таким образом, в сложной системе «сдержек и противовесов», во взаимном контроле всех ветвей власти.
2.1. Законодательная власть
Законодательная власть – представительная. На основании выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве. Как отмечал Дж. Локк «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей».
Верховенство – и это очень важно – не должно означать полновластия законодательных органов. Имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные проистекают из ее делегированности (только народ обладает всей полнотой государственной власти), определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, дабы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции, иначе органы конституционного надзора могут признать его недействительным.
Законодательная власть – это делегированная коллегиальная власть. Дж. Локк писал, что в хорошо устроенных государствах, где принимается во благо целого, законодательная власть передается в руки различных лиц, которые, собравшись должным образом, обладают сами или совместно с другими властью создавать законы. Название данной ветви «законодательная власть» не означает, что кроме законодательной деятельности, представительные органы не выполняют никакой другой. Не менее существенной функцией является финансовая, реализующаяся в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны. Есть и определенные распорядительные функции, связанные с формированием высших исполнительных и судебных органов. Немаловажную роль играет и осуществляемый ими контроль за работой правительства и иных должностных лиц исполнительной власти. В отличие от судебной, законодательная власть вправе давать лишь политическую оценку тем или иным представителям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к ответственности.
Таким образом, законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.[3]
Законодательная власть реализуется избираемым парламентом – высшим представительным органом государства.
Парламент включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. Парламент и каждая палата на весь срок своих полномочий образует комиссии (постоянные, временные и смешанные). Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача – выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссии состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.
Порядок работы парламента определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроектов на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.
2.2. Исполнительная власть.
В отличие от законодательной, исполнительная власть носит по сути вторичный (производный) характер. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основаны на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона.
Существенные признаки исполнительной власти – это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим она отличается и от законодательных и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и другие ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей, органов безопасности, милиции.
Указанные признаки, особенно предметный, «силовой» характер исполнительной власти, составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы «сдержек и противовесов», эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной, так и со стороны судебной власти.
Таким образом, исполнительная власть – это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный, организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется через Правительство (Президента) РФ и его органы на местах. Правительство (Президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (Президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.