Файл: Студент К. В. Федорова москва 2021 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра юриспруденции Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Социология
Группа 20П173
Студент
К.В. Федорова
МОСКВА 2021
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №1
Вопрос №1 Социальная динамика или концепция общественного прогресса О. Конта.
Конт разделяет социологию на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику.
Социальная статика - это теория общественного порядка, организации, гармонии. Социальная статика изучает условия существования и законы функционирования общественной системы.
Социальная динамика - это базовые социальные институты: семья, государство, религия, разделение труда. Социальная динамика изучает законы развития и изменения социальных систем.
Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества. Общество рассматривается Контом как единое целое, как органической целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Концепция Конта противопоставлялась концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.
Позитивную теорию общественного процесса Конт называет социальной динамикой.
Социальная динамика - это абстрактная история, без имен, без лиц и даже без названий народов. Социальная динамика сознательно абстрагируется от многообразия конкретных форм исторического развития. Социальную динамику Конт создал, опираясь на историю наиболее цивилизованных народов. Прогресс, по Конту, означает развитие, по восходящей линии.
В общественном развитии Конт выделяет:
1. первичные факторы;
2. вторичные факторы.
Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. К вторичным факторам относится климат, раса, средняя продолжительность человеческой жизни, прирост населения.
Общество проходит через три стадии:
1. теологическая;
2. метафизическая.
Стадиям соответствуют формы искусства, хозяйства, политики, общественного устройства.
Теологическая стадия делится на три периода:
1. фетишизм;
2. политеизм;
3. монотеизм:
- при фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов;
- политеизм (Др. Греция и Рим) наделял жизнью фиктивные существа, вмешательство которых объясняло все происходящее (Зевс, Гера, Юпитер). Создается гармония между средневековым государством и религией.
- монотеизм религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога
Метафизическая стадия характеризуется разрушением старых верований - фундамента общественного порядка, реформацией, просвещением. Великой Французской революцией (триумф метафизиков и правовиков). Это привело к упадку всех авторитетов, власти господствующих классов и религии.
Эмансипация личности угнетенных классов, революция на стадии доктрины, которая могла бы объединить умы. Стремление к революционным изменениям - значит идти против исторического закона, нарушать ее закономерный ход. Философский дух санкционировал философские сомнения, моральную непорочность и политический беспорядок. Современное общество, погруженное в анархию, испытывает потребность в новой идеологии, которая приедет на смену ложным, фиктивным доктринам и исполнит интегрируемую общественную роль.
Последняя - позитивная эра. Ее основные признаки: распространение науки, создание позитивной теории, позитивизма. Промышленный строй приходит на смену военному, характерному для теологической эпохи. Гармоничное и равномерное развитие всех элементов жизни гарантирует использование достижений науки на пользу всего человечества.
Позитивная эпоха имеет следующие характерные черты:
1) победа альтруизма над эгоизмом;
2) рост социальных чувств;
3) обеспечение легкой и приятной жизни;
4) быстрое развитие материальной культуры общества;
5) справедливость и мир
Конт пытается раскрыть закономерности эволюции, которых не замечали историки волюнтаристы. Теориям естественного права и общественного договора он противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму - точку зрения обществ как целого.
Принципиальная слабость позитивной теории Конта становится особенно заметной, когда от общих положений социальной динамики он переходит к обоснованию положительной программы социальной политики. В отличие от объективного метода, направленного на открытие истины, идейным стержнем позитивной политики должны быть субъективные ценности, человеческие интересы и идеалы, Конт проповедует субъективные методы в политике. Курс «позитивной философии» вызвал из науки философию, а «Позитивная политика» превратила философию в религию, окончательную и совершенную. Место бога в этой новой религии занимает общество, которое индивид должен почитать как высшее существо, которому он обязан. Позитивизм как религия человечества проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь. Из идеи единения чувств и разума Конт выводил большую общественную роль ученых и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм и богослужителями нового религиозного культа. Конт разработал систему обрядов, освящающих отцовство, братство, вступление в брак и другие важнейшие события с жизни человека.
Он пытался создать позитивистскую церковь, которая бы объединила единоверцев, а затем людей всего мира. Конт пытался создать позитивистскую федерацию народов мира со штаб-квартирой в Париже, которая должна была бы обеспечить полный мир на земле. Выполнить эту миссий мог бы пролетарий, они могут стать помощниками новых философов. Собственность Конт рассматривал как аккумуляцию общественного богатства, а собственников - как служителей человечества. В «Рассуждениях о целостности позитивизма» Конт выдвинул идею о промышленном патрициате, состоящем из промышленников и технических специалистов, из которых должны выбираться три диктатора (триумвират): руководящий делами промышленности, сельского хозяйства и финансов, сосредоточив в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной власти. Моральную же власть необходимо отделить от хозяйственного управления, и она должна находиться в руках философов и деятелей искусства. Социальные преобразования, выдвинутые Контом, были направлены не па ликвидацию частной собственности и неравенства, на изменение отношений между людьми, на интеллектуально-моральную реформу сознания.
Вопрос №5 Теория устройства общества и его развития Э. Дюркгейма.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии «О разделении общественного труда», «Метод социологии», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни». Дюркгейм был продолжателем идей французского философа Огюста Конта. Он разделял его точку зрения о месте, занимаемом социологией в системе наук, а также о том, что появиться она могла ещё в XIX веке, когда человечество осознало, что нуждается в самостоятельном управлении социальной жизнью. Дюркгейм активно позиционировал объект социологии — социальную реальность как несводимую к биопсихической сущности людей, а предметом социологии он считал социальные факты, которые могут существовать вне человека и оказывать на него «принудительное» воздействие. Будучи основным теоретиком в области позитивистски направленной социологии, он разработал теории социологии религии, разделения труда, функционального анализа, социальной сплочённости, социального познания, социального факта и даже самоубийства. Э. Дюркгейм полагал, что существует реальность особого рода, которая не изучается ни одной наукой. Эту реальность образуют социальные факты. Социология должна заниматься исследованием и объяснением социальных фактов. Социальные факты характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Социальные факты – «способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой». «Социальные факты нужно рассматривать как вещи». Вещь по Э. Дюркгейму,- это «всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума». Для его однозначного толкования недостаточно только мыслительного анализа. Методом социологии должен быть сравнительно-исторический анализ «данных опытного порядка». Э. Дюркгейм рассматривал историю человечества как естественный эксперимент, который представляет социологу огромное количество эмпирических данных в виде статистических, этнографических, архивных и т.п. материалов. Социологию Дюркгейм считал высшей ступенью познания и ставил ее в один ряд с естественными науками.
Дюркгейм описал структуру социологии, которая включает в себя следующие части:
- социальную морфологию, изучающую строение общества;
- социальную физиологию, исследующую социальные сферы общества;
- общую социологию, изучающую законы функционирования общества и состоящую из отраслевых теорий (социология труда, социология семьи, социология молодежи и т.д.).
Дюркгейм определил два вида факторов, которые обуславливают поведение индивида:
- морфологические (заключаются в побудительном воздействии на поведение индивида как социально-биологического существа: плотность населения, способы коммуникаций и т.д.);
- психологические (выражаются в побудительном воздействии на поведение индивида как социально-психологического существа: коллективные представления, которые передавались от поколения к поколению (легенды, религиозные концепции, мода, язык)).
Коллективные представления вырабатываются общественным сознанием (правом, моралью, искусством, религией). Они могут способствовать укреплению социальных связей («нормальные») или приводить к социальной аномии («патологические»).
Социологический метод Дюркгейма предполагал рассмотрение социальных фактов как «вещей», изучение их эмпирическим путем, как это делается в естественных науках.
Основными правилами социологического метода при исследовании социального явления являются:
- использование косвенного наблюдения;
- проведение сравнения по аналогии;
- обнаружение общих закономерностей через изучение единичного;
- выявление причинно-следственных связей;
- установление источников исторического развития.
Общество в понимании Дюркгейма представляет собой взаимодействие индивидов, которое существует по собственным законам, т.е. группа думает и действует иначе, чем это сделали бы ее члены в случаи их разъединения. Так Дюркгейм делает вывод о первичности социального и вторичности индивидуального. Поведение личности определяется социальной сплоченностью общества, в личности противостоят и взаимодействуют два начала: социальное и индивидуальное. При снижении социальной сплоченности общества личность утрачивает ценностные ориентации, что приводит к аномии. Аномия - отсутствие закона, организации, норм поведения. Э. Дюркгейм обратил внимание, что такие ситуации складываются во времена кризисов и радикальных социальных изменений, когда люди теряют уверенность в том, что от них ожидается, и когда им трудно формировать свои действия в понятиях согласованных норм. В такие времена старые нормы в текущих условиях не представляются уместными, а только возникшие нормы еще недостаточно ясно сформулированы, чтобы обеспечить понятные и эффективные установки для поведения. Старые ценности отброшены, а новые - не утвердились, вследствие чего возникает ситуация, когда обогащаться разрешается любой ценой, а добиваться победы - любыми путями, когда цель оправдывает средства. В этих обстоятельствах, считал Э. Дюркгейм, можно ожидать роста масштабов девиантного поведения.