Файл: Анализ методов диагностики агрессивности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на основе полученных исследовательских данных возможно выявить взаимозаменяемость методик, а также получить данные о связи результатов различных методик, что позволит в дальнейшем более эффективно диагностировать методики диагностики агрессивности, никто должным образом не проверял взаимозаменяемость методик Басса-Дарки и "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина и П.А. Ковалева. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии в наше время, это одна из самых актуальных и ведущих тем исследования, так как люди сталкивались с ней всегда и везде: каждый день на улице, в общественных местах и дома, в кругу семьи. Поэтому необходимость изучения этого феномена актуальна ведь, она отвечает на такие важные вопросы как: как диагностировать уровень агрессивности человека? Можно ли предупредить проявления агрессивности и минимизировать вред? О проблеме агрессивности писали в своих трудах такие авторы как: Э. Фромм, З. Фрейд, Р. Вагнер, Б. Крейхи, Л. Берковиц и многие другие. Для точной диагностики необходимо проводить глубокий анализ поведения и поступков людей. В данной работе были использованы методики Басса-Дарки и "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина и П.А. Ковалева. Методологической основой курсовой работы являлись аналитические, классификационные, сравнительные методы. Во 2 главе были использованы методы наблюдения, опроса, анкетирования, статистического анализа данных.

Гипотеза: методики Басса-Дарки и методика "Личностная агрессивность и конфликтность" (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев) являются взаимозаменяемыми.

Объект исследования: агрессивное поведение

Предмет исследования: методики диагностики агрессивности

Цель: анализ методик изучения агрессивности и агрессивного поведения

Задачи:

  1. Раскрыть феномен агрессивности и причины агрессивного поведения
  2. Анализ методик диагностики агрессивности
  3. Эмпирическим путем выявить степень проявления данного феномена, сравнить полученные результаты и сделать выводы
  4. Обработать и анализировать полученные результаты.

Теоретические основы. Проблему агрессивности изучали такие авторы, как: Банщикова Т.Н, Атанян Ю.М, Б. Крейхи, Ильин Е.П, Конрад Лоренц, Е.В. Волкова, Леонард Берковиц и другие.

Практическое значение полученных результатов состоит в выявлении взаимосвязи между методиками и заключении о возможности их взаимозамены друг другом.


Данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и эмпирической, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы изучения агрессивности

1.1Феномен агрессивности и причины агрессивного поведения

Агрессивность биологически присуща человеку и другим животным, играет решающую роль в ходе их эволюции, т. к. она выступает в роли сильной жизненной энергии, которая поможет выжить. Готовность проявить ее является страх дефицита ресурсов (еда, территория, потомство, семья, доход, статус), так как страх – это один из стимуляторов агрессивности. Существуют различные мнения о причинах агрессивного поведения, многие ученые считают, что в каждом случае свои причины. Это может быть следствием грубости, плохого воспитания, насилия, внутреннего конфликта и комплексов, может проявляется в повседневной жизни. Люди и ситуации взаимодействуют. Столкнувшись лицом к лицу с обстоятельствами, оказывающими на них мощное воздействие, хорошие люди ведут себя не так уж хорошо. Большинство из нас способны быть и добрыми и грубыми; и мудрыми и глупыми; и свободными и подчиняющимися - все дело в социальном контексте.[1] В нашем мире общество всегда было агрессивно, самым серьезным проявлением на международном уровне была война, которая несла за собой разрушение, не гарантируя мира и безопасности людей. Агрессивность также может привести к преступлению, поэтому преодоление агрессивности – это важная задача психологов, которая начинается с воспитания сочувствия, терпения, спокойствия и самодисциплины. Агрессор – всегда разрушитель. Важно формировать в себе бережное, заботливое, трепетное отношение и проявление заботы к окружающим людям, важно формировать с детства, ведь самое главное для нас – это душевное тепло, любовь, забота и другие ценности жизни. Существует мнение, что агрессивное поведение способно снять напряжение, возникающее при фрустрации, переживании человеком злости или гнева, то есть возникает ощущение некого психологического «очищения», некоторые психологи рекомендуют «не держать в себе» эту агрессивную энергию и «не копить» ее, а «сбрасывать» агрессивность, например в играх. [2] Есть множество способов преодоления агрессивности, психологи рекомендуют перенаправлять ее в «мирное и полезное русло»: занятие спортом, занятия полезным общественным трудом, добрые дела ( волонтёрсво) помогают справится с агрессивностью и стать милосерднее, обращение к консультанту, тренинги, все это поможет в вопросах преодоления агрессивности. Так же подобные наблюдения были в работах о агрессии у А. Бандуры, Р. Бэрона и немногих других. Агрессивное поведение как будто всегда является следствием фрустрации. Агрессивные действия бывают даже и при полном отсутствии фрустраторов. Летчики бросают бомбы на города противника, не зная тех людей, которые там живут. Действия агрессивны, но он не фрустрирован: он просто выполняет свой долг, исполняет приказ своего начальства, желает получить награду. Он может мотивировать свои действия патриотизмом и многим другим. Поэтому можно придти к выводу, что фрустрация не вызывает агрессивных действий человека. Кроме того, всегда надо иметь в виду то, что уже сказано выше: фрустрация, кроме агрессии, приводит и к другим защитным и адаптивным, или дезадаптивным, действиям человека. Так же были проведены исследования, которые показали, что фрустрации не усиливают агрессивность человека и в ряде других исследований получены данные, которые свидетельствуют о том, что фрустрации даже уменьшают уровень агрессивности поведения испытуемых, но и в таких случаях следуют иметь в виду, что одно дело агрессивность, которая может усиливаться под влиянием новых фрустраторов, другое дело – агрессивное поведение, которое действительно может сокращаться и подавляться, например, в том случае, если человек боится наказания.[3] Эти вопросы поднял А. Налчаджян в своей работе «Агрессивность человека», фрустрация как блокада целенаправленной деятельности, всегда вызывает агрессивную реакцию, только частично соответствует действительности, поскольку фрустрированные люди не всегда прибегают к той или иной разновидности агрессии. Наблюдается широкий спектр реакций – начиная от ухода, смирения и беспомощности до активных попыток преодоления препятствий.


Понятия «агрессия» и «агрессивность», как известно, не синонимы и их необходимо различать и понимать, ведь агрессия – это определенное действие, поведение, а агрессивность – свойство личности. Агрессивность (происходит от лат. Aggressio, что означает – нападать) – это то свойство личности, кратковременное эмоциональное состояние, выраженное в использования насильственных способов для достижения своих целей, предполагающее действие напролом, подразумевающая причинять вред другим, окружающему миру и даже себе, т.к. причинами агрессивности могут выступать конфликты, в том числе внутренние. Когда двое агрессивных людей начинают борьбу, они могут сражаться все менее и менее интенсивно или опасно, пока один из них не прекращает борьбу полностью.[4] Различные психологические процедуры контролирования агрессии предлагает Беркрвиц в своей работе «Агрессия: причины, последствия и контроль», где он внес нескромный вклад в одной из серьезнейших проблем современности — проблемы человеческой агрессии. Леонард Берковиц пишет, что опасность понести тяжкое наказание в действительности не останавливает людей от убийства тех, кого они ненавидят, и, разумеется, не учит их решать свои ссоры дружеским и конструктивным способом. Еще хуже, говорят те же оппоненты, когда мы призываем к вынесению смертного приговора убийце. Тем самым мы толкаем к мщению и обнаруживаем примитивную сторону человеческой натуры. «Казня убийц, — заметил однажды один из авторов, — мы совершаем ту же ошибку, что и ребенок, бьющий стул, о который он ударился».[5] Даже смертная казнь не останавливает некоторых людей идти на преступление, а несет лишь временный эффект. В главе 10 его внимание сосредоточено на эффективности общественного контроля, подробно описано исследование системы наказания на примере введения смертной казни. Он так же пишет о психологических воздействиях на человека, о процедурах, направленных на то, чтобы изменить побуждения человека нанести вред другому, он хотел сконцентрироваться на подходах, поощряющих людей выражать свои чувства и эмоциональные импульсы, а также на других психологических методах, в основном пытающихся помочь человеку освоить новое для него поведение. З. Фрейд также симпатизировал методу устрашения. Он считал, что цивилизация в конечном счете основывается на силе, а не на любви и милосердии. Наши законы всегда «готовы направить свои силы против индивида, оказывающего им сопротивление». Угроза наказания оберегает закон и порядок и является основой, на которой построено общество, а вот Меннингер считал, что лучший путь к снижению преступности — это реабилитация или очищение преступников. Специалисты уверяют, что эффективность наказания маловероятна. Согласно этому взгляду, если мать шлепает своего сына за драку с сестрой, мальчик может на время перестать проявлять агрессию. Однако не исключена возможность, что он ударит девочку снова, особенно если полагает, что его мать не увидит, как он это делает. Что еще хуже, с точки зрения сторонников насильственных методов, он может даже стать более агрессивным. Целая третья глава под названием «Мы становимся злыми, когда нам плохо», посвящена исследованию почему люди могут агрессивны. Он понимает, что мы люди не обязательно становятся злыми и раздражительными, когда нам плохо, но негативный аффект, как источник эмоциональный агрессии имеет вес и такой гипотезе есть место быть, так как причин для агрессивности всегда много, на суде люди, что совершили преступление часто могут говорить, что сделали это по различным причинам, винить свою нелегкую судьбу, например, так же есть рассуждения о том, что может повлиять на тех людей, которые уже совершили преступление и понесли за это наказание. Автор пишет о коррекции поведения: о гипотезе катарсиса, которая содержит идею о том, что любое агрессивное действие снижает вероятность последующего проявления агрессии, о разработке новых способов поведения, то есть он рассказывает о возможности подавления своего агрессивного поведения, люди, осознающие свое состояние, не будут ограничивать свои действия до тех пор, пока не поверят в то, что враждебное или агрессивное поведение в данной ситуации является неправильным, и не смогут подавить свою агрессию, так же он пишет о выгодах сотрудничества с родителями для контроля их детей, снижение эмоциональной реактивности как одна из программ коррекции поведения, так как для научения контроля над собой говорит о том, что они могут достичь желаемых результатов, проявляя готовность к сотрудничеству и действуя в дружелюбной и одобряемой обществом манере не достаточно эффективны, например для таких людей, которые постоянно готовы к применению насилия главным образом из-за своей повышенной раздражительности и неспособности к самоограничению. В настоящее время все большее число программ психологического тренинга разрабатываются с целью изменения этого вида эмоциональной реактивности, так же он пишет о биологических факторах, влияющих на агрессивность, о том, как инстинкты влияют на агрессивность, о наследственности, половых различиях, влияние гормонов и алкоголя. В коррекционной работе используют так же различные методы и приемы для снижения уровня агрессивности:


• игровые методы

• моделирование ситуаций

• групповые дискуссии

• техники развития сенсорной чувствительности

• упражнения на ослабление негативных эмоций

• методы саморегуляции

• упражнения на закрепление положительных эмоций

Коррекционная работа, направленная на обучение приемлемым способам выражения гнева, для этого так же существует множество техник и упражнений, направленные на обучение людей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на реагирование негативной ситуации в целом.[6] Рассматривая агрессию как особенность личности как и другие черты личности, агрессивность можно описывать, следуя диспозициональному направлению в теории личности: у личности есть широкий набор предрасположенностей и склонностей реагировать определенным образом в различных ситуациях, у каждого человека наблюдается определенное постоянство в поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. Агрессивность как черта личности описывается в терминах стабильности и трансситуативности. Ее стабильность обнаруживается в устойчивости на протяжении относительно продолжительных периодов жизни, а трансситуативность связана не столько с конкретной ситуацией, сколько собственно с личностными причинами. В таком контексте агрессивность представляет собой личностный конструкт: диспозициональную агрессию, готовность к агрессии, склонность личности к насилию, особенности личности, которые толкают ее на враждебные и агрессивные действия, или черты характера, имеющие отношение к насилию.[7]

Так же и деструктивность, это такое деструктивное поведение индивида, которое направленно на разрушение чего-либо, в свою очередь, тесно связана с агрессией, хоть и агрессивное поведение не является отдельным видом отклоняющегося поведения, агрессия так же и направленная на других или на себя, принимает непосредственное участие в разных формах поведенческих девиаций заслуживает специального рассмотрения. Все аспекты проблемы человеческой агрессии следует охватить в единой концепции, которая станет частью социальной психологии личности.[8]

Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.[9]


1.2 Методы для изучения агрессивности

Диагностика агрессивности – это определение уровня выраженности агрессивности, структуры агрессивного поведения, выявления признаков, видов, причин и факторов возникновения агрессивности, факторов, провоцирующих агрессивные проявления. Диагностика — не самоцель, она подчинена главной задаче — разработке рекомендаций. Разработка конкретных рекомендаций является необходимым завершающим этапом прикладного диагностического исследования[10]. Тест Ассингера, например, определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести самооценку, когда коллеги отвечают друг за друга. Тест состоит из 20-ти вопросов с тремя вариантами ответов. Для измерения агрессии также можно использовать следующие личностные шкалы:

• Миннесотский многоаспектный личностный опросник MMPI (сокращённо). Разработан в начале 40-х  годов в Университете Миннесоты. Один из самых популярных психодиагностических методик для исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности. Широко применяется в клинической практике.

• Шкала ориентации гнева Шпилбергена, Джонсона и Рассела. Создана в 1985 году. Использует две субшкалы - «гнев внутрь», указывающий на подавление гнева, и «гнев наружу», измеряющую выражение гнева. Общий счет свидетельствует об уровне гнева в общем, независимо от его направленности. Валидность данной шкалы подтверждается корреляцией между стилем ориентации гнева и другими мерами гнева.

• Шкала враждебности Кука и Медли создана в 1954 и была разработана для диагностики склонности к неявному агрессивному и враждебному поведению.. Эта шкала состоит из вопросов, заимствованных в MMPI.

• Шкала проявлений враждебности Сигела состоит из вопросов MMPI, отобранных клиническими психологами, разработана для измерения враждебности.

• Шкала сверхконтролируемой агрессии Мегарджи составлена из вопросов MMPI, предназначенных для выявления лиц с хроническим сверхконтролем (крайне подавленных в своем проявлении агрессии, склонных к насилию). Данная шкала выявляет различие между группами склонных и не склонных к насилию и коррелирует в неожиданной степени с другими мерами самоконтроля, агрессии и социального отчуждения.