Файл: 1. В каких условиях и окружении формировалась древнеримская цивилизация. В чём специфика её формирования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, жившее родами, называлось патрициями.

Ответ на вопрос о происхождении римских сословий:

- патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный «римский народ»;

- в непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

- плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к «римскому народу», не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев.

Вся история Римской республики — это история классовой борьбы, начиная с борьбы между патрициями и плебеями за право занимать государственные должности и распоряжаться государственными землями. Распад родоплеменного общества привел к появлению антагонистических классов и началу гражданской войны между плебеями и патрициями. В конце концов, благородные роды слились с новым классом крупных землевладельцев, рабовладельцев и ростовщиков, которые постепенно экспроприировали земли свободного римского крестьянства, обнищавшего из-за службы в армии. Бесплатный труд крупных масс рабов породил огромные имения (латифундии) и привел к обезлюдению Италии, гибели республики, императорской власти, краху Империи и средневековому варварству.

4. Назовите основные положения реформы Сервия Туллия. Как она повлияла на развитие Древнего Рима?

Сервий Туллий, согласно римскому преданию, шестой царь Древнего Рима в 578--534/533 до н. э. С его именем римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя. Важнейшая из них -- центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными, плебеи введены в состав римской общины.

Противостояние в обществе привело к обострению борьбы между плебеями и патрициями. Итогом длительной борьбы плебеев стала реформа, которая приписывается Сервию Туллию.

Он ввёл новое устройство римской общины на основе территориально-имущественного принципа. Теперь римская городская территория делилась на 4 трибы, которые не имели ничего общего со старыми родовыми трибами, но были лишь территориальными округами.

Кроме того, всё мужское население Рима было разделено на 5 классов в зависимости от имеющегося имущества. Беднейшие слои населения, неимущие, не входили не в один из классов и получили название пролетариев.


Реформа имела большое военное значение. Народное ополчение, то есть римская армия, строилась теперь в зависимости от нового деления на имущественные классы. Каждый класс выставлял определённое количество сотен (центурий) пехотинцев и всадников. Реформа укрепила римское войско.

Плебеи были фактически включены в состав единой с патрициями гражданской общины. Центурия становится не только военной, но и политической единицей. Народные собрания с голосованием, проводимым по центуриям, вовлекли в политическую жизнь массу плебеев. Разделение римской общины на имущественные классы означало конец родового стоя и начало классового государства.

В конце республиканского периода рабовладельческий способ производства стал господствующим. Социально-экономическое развитие обострило классовую борьбу и привело к демократическим движениям, восстаниям рабов и глубокому кризису строя. Гражданские и союзнические войны, военные диктатуры в полной мере выявили неспособность республиканских методов управления римской державой. Республика сменилась авторитарной формой государственного устройства.

5. Назовите истоки возникновения христианства и причины его победы в Римском обществе.

Христианство зародилось в I веке в Палестине, первоначально в среде иудеев и арамеоязычного населения в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма, и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение среди греко-римлян Сирии и других провинций, а позже — среди других этнических групп.

Построенный в Западно-центральном регионе Италии, вблизи побережья Тирренского моря на реке Тибр. Рим практически оставался нетронутым в течение тысяч лет. Он и сегодня существует, как большой центр Италии.

Основное население были политеистами, преклонялись различным богам и полубогам, в соответствии своего положения и предпочтений. Весь первый век на Рим оказывало сильное влияние греческая мифология и практика имперского культа.

В городе построено множество храмов, святынь и мест поклонения, не имеющих единого ритуала и практики. Правительство относилось лояльно ко всем религиозным направлениям. Рим стал домом для различных культур, в том числе христиан и евреев.



Непременным для всех было одно, культ императора. Император провозглашался богом, ему поклонялись как отцу отечества. Совершали в каждом доме и во всех храмах в его честь обряды, за отказ следовало жестокое наказание.

Захваченная римлянами территория Иудеев и населения, проповедующего новое вероучение христианство, положило начало преследования религиозного направления. Религиозные заповеди христиан противоречили признанию императора божеством и почитания его, как бога. Именно это стало причиной преследования христиан и иудеев правителями Рима:

в 49 году н.э., император Клавдий изгнал всех евреев из города;

император Нейрон обвинил христиан в Великом пожаре Рима, и многие христиане были арестованы и казнены. Христиан обвиняли во всех неудачных походах и неурожаях. Нейрона с особой жестокостью и извращением показывал свое отношение к христианам. Любил захватывать христиан и поджигать их, чтобы обеспечить свет для своих садов ночью;

при царствовании императора Деция в 250 году н. э. христиане снова были подвергнуты официальным санкциям по всей империи. Деций приказал каждому жителю империи принести жертву перед римскими чиновниками, но многие христиане отказались пройти ритуал и были подвергнуты пыткам и убиты.

Христианство возникает на территории Римской империи в начале новой эры, которая и отсчитывается от предполагаемой даты рождения Христа. Предпосылками его возникновения помимо был системный кризис позднеантичной культуры и упадок государственной римской религии, когда появлялись экзотические культами других народов, вошедших в состав империи, либо философскими системами. Заметная часть населения перешла к вольнодумству и чисто внешней религиозности.

Помимо чисто теологического объяснения, в числе предпосылок появления христианства указывались:

– нарастание кризисных явлений в Римской империи, включая усиливающееся расслоение общества и нарастание социального и иных видов отчуждения;

– дальнейшее развитие иудейской религии, обусловленное внутренними закономерностями;

– личностный фактор в виде деятельности Иисуса.

Первые века христианства на территории Римской империи были ознаменованы гонениями, так как оно считалось подозрительной религией, а её приверженцы – неблагонадёжными подданными. На христиан закономерно перенеслось и недоверие государственной власти к евреям–монотеистам.

Постепенно ситуация меняется, отношение власти к христианам становится более благожелательным, пока наконец Константин I Миланским указом не легализует христианство в качестве равноправной религии. Впоследствии церковь провозгласила императора святым. После провозглашения Медиоланского эдикта христианская церковь стала поддерживать императорскую власть, а новая религия из подпольной стала равноправной с другими начала превращаться в господствующую.


6. Какую роль в жизни Римской империи стал играть варварский фактор?

Варварские завоевания сыграли большую роль в уничтожении рабовладельческого строя и формировании феодальных отношений на территории Римской империи. Они также наглядно продемонстрировали несостоятельность авторитарного бюрократического аппарата римской власти.

С начала I в. н.э. термином «Варвары» обычно называли германцев и кельтов. Позже этим термином стали называть народы, проживающих вне Римской империи, вторгавшихся в её пределы и основавших на её территориях ряд королевств.

Рим одерживал победы над ними, или, по крайней мере, ему удавалось сдерживать агрессию неприятеля. Но вот к вторжению в империю начали готовиться соседние варвары, и дело приняло более чем серьезный оборот.

Опасного врага легионеры увидели в варварах еще во II столетии до н.э., столкнувшись у северного кордона с кимврами и тевтонами. Тогда продвижение незваных гостей смогли остановить грамотное командование и преобразованные войска.

В начале нашей эры с Римской империей соседствовали германцы, готы, саксы, лангобарды, англы, вандалы и другие. Варварами управляли старейшины и вожди. Старейшины занимались вопросами распределения земельных участков, разрешали противоречия и прочее. На защиту племени ставали отряды, возглавляемые вождями, чья власть удерживалась авторитетом и силой. Хотя именно вождь делил территории и добычу, права его были в принципе такими же, что и у соплеменников.

На приграничные территории представители разных племен нападали сообща. Ослабевшая империя вынуждено заключала мир, соглашаясь выделить территории для поселения, и зачислять варварских воинов в свои легионы.

Вследствие военного и общеэкономического кризиса на территории Римской империи в большом количестве появлялись варварские поселения: во Фракии и Иллирии - готские и сарматские; в Галлии и Италии - франкские и аламанские: в Паннонии - вандальские и аланские.

Реформы Диоклетиана и Константина ненадолго стабилизировали положение империи. Вновь начались волнения в провинциях, в Галии и Испании с новой силой вспыхнуло движение багаудов, называемых властями разбойниками. Подавить это восстание не удалось, несмотря на жестокие карательные экспедиции. Во Фракии восстали поселенцы-вестготы, доведенные до крайности произволом и насилием римских чиновников. К вестготам присоединились колоны, рабы и рабочие с золотых приисков.


Римская армия, основные военные кадры которой погибли в битве при Адрианополе, начиная с конца IV в., состояла преимущественно из варваров, поселенных на границах империи.

Командующие варварскими войсками вожди фактически управляли делами государства. Знать Галлии, Британии, Испании искала союза с германскими командирами, власть которых была менее обременительна, чем власть римского бюрократического аппарата.

Таким образом, античное общество было обществом рабовладель-ческим и в развитии противоречий, присущих рабовладельческому способу производства, коренятся причины гибели античного мира. Противоречия эти привели к революции рабов и Рим оказался не в состоянии выдерживать напор варварских племен, которые к середине V в. заняли всю территорию Западной Римской империи. Варвары, вторгавшиеся на римскую территорию, встречали поддержку эксплуатируемых масс. Рабы часто переходили на их сторону.

Варварские завоевания сыграли большую роль в уничтожении рабовладельческого строя и формировании феодальных отношений на территории Римской империи. Они также наглядно продемонстрировали несостоятельность авторитарного бюрократического аппарата римской власти. И в рабовладельческом обществе поздней Империи уже были заложены основы нового феодального общества, общества более прогрессивного, чем рабовладельческое.

7. Перечислите характерные черты культуры Древнего Рима.

Богатейшая культура Древнего Рима стала основой для зарождения бесчисленных королевств Европы. В период своего расцвета она добилась впечатляющих достижений в искусстве, науках и многом другом, подарив оставив после себя множество памятников. Однако, одной из особенностей древнеримской культуры является то, что она многое позаимствовала у Древней Греции, от религии до разных направления в искусстве, просто римляне изменили это всё на свой манер

Культуру Древней Италии и Древнего Рима можно разделить на три основных периода:

- Культура доримской Италии (3 тыс. — III в. до н.э.);

- Культура Римской республики (III—I вв. до н.э.);

- Культура Римской империи (I—V вв. н.э.).

Предшественницей культуры Древнего Рима была культура этрусков, чья страна простиралась от Тирренского моря до Аппенинских гор на востоке, а на севере граница доходила до реки По. Этрурия представляла собой союз 12 городов-государств с рабовладельческим строем, основанным на безраздельном господстве аристократии. Расцвет этрусской культуры относится к VI—V вв. до н.э., когда она испытывала сильное воздействие греческой культуры.