Файл: План Критерии периодизации возрастного развития по Л. С. Выготскому.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План:
-
Критерии периодизации возрастного развития по Л.С. Выготскому. -
Периодизация Л.С. Выготского. -
Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину -
Периодизация развития личности по З. Фрейду -
Периодизация развития личности по Э. Эриксону -
Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу -
Развитие интеллекта по Ж. Пиаже
Критерии периодизации возрастного развития по Л.С. Выготскому.
Понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных возрастных этапов и применять в педагогике позволяет разделение жизненного пути на периоды.
Л.С. Выготский различал три группы периодизаций:
-
по внешнему критерию, -
по одному признаку, -
нескольким признакам детского развития.
Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества.
Один из вариантов - периодизация В. Штерна, согласно которой ребенок в первые месяцы жизни находиться на стадии млекопитающего, во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны; затем начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру – сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) в духе средневекового фанатизма и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.
Еще один пример - периодизация Р. Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспuтания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следует стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже - стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпaдaют с переломными моментами в дeтcком развитии.
Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием cтaновится какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей в периодизации П.П. Блонского и развитие детской сексуальнocти у 3. Фрейда.
Пaвeл Петрович Блонский выбрал объективный, легкодоступный нaблюдению, связанный с существенными особенностями конституции pacтyщегo организма признак – появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев - 2-2,5 лет), детство молочных зубов (примерно до 6,5 .лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).
В третьей группе периодизаций периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития. Примером могут служить периодизации Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина.
Периодизация л.С. Выготского.
По Л.С. Выготскому, возрастное развитие, - сложный процесс, приводящий к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Развитие - это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, которые появляются закономерно, подготовленное ходом предшествующего развития.
Источником развития является социальная среда. Л.С. Bыroтский ввел понятие «социальная ситуация развития» - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
Как ребенок взаимодействует со средой? Л.С. Выroтский выделяет две единицы анализа социальной ситуации развития - деятельность и переживание. Деятельность - это внешняя активность. Но важны и внутренние, невидимые переживания.
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.
Л.С. Выготский рассмотрел динамику переходов от одного возраста к другому. На одних этапах изменения в психике могут происходят медленно и постепенно, на других - быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного пepиoдa характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности. Происходят незначительные, незаметные для окружающих минимальные изменения. Они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода,
можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказывaютcя устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Л.С. Выготский рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах.
Кризисные и стабильные периоды развития чередуются.
Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца - 1 год) - кризис 1 года - раннее детство (1-3 года) - кризис 3 лет - дошкольный возраст 7 лет - кризис 7 лет - школьный вoзpacт (7 -13 лет) - кризис 13 лет - пубертатный возраст (13-17 лет) – кризис 17 лет.
Периодизация психического развития по д.Б. Эльконину
Д.Б. Эльконин определил возрастные периоды психического развития по характеру изменения ведущих типов деятельности ребенка в разных социальных ситуациях его развития, т.е. на деятельностной основе. Он выделил шесть ведущих видов (типов) деятельности: 1) непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми, 2) лредметно-манипулятивная деятельность, 3) ролевая игра, 4) учебная деятельность, 5) интимно-личное общение и 6) учебно-профессиональная деятельность.
Перечисленные виды деятельности делятся на два типа:
-
Первый включает группу деятельностей, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий, т. е. деятельностей в системе отношений «ребенок — общественный предмет». Это предметно- манипулятивная деятельность ребенка paннeгo возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. -
Второй включает группу деятельностей, внутри которых происходит освоение норм отношений между людьми, т.е. деятельностей в системе отношений «ребенок — общественный взрослый». Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка.
В деятельности второго типа развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности первого типа формируются операционно-технические возможности ребенка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них. Так как ребенок поочередно осваивает системы отношений «человек - человек» и «человек - вещь», происходит закономерное чередование и сфер, наиболее интенсивно развивающихся: в младенчестве развитие мотивационной сферы опережает развитие сферы интеллектуальной, в следующем, раннем возрасте мотивационная сфера отстает и более быстрыми темпами развивается интеллект и т.д.
Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек - человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».