Файл: Налог на добавленную стоимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Как показывает история, налогообложение зародилось с появлением первых государственных институтов. Налоги стали неотъемлемой частью экономики любого государства. Налогами облагаются доходы организаций, их имущество, обращение товаров, работ, услуг. Из налоговых и неналоговых отчислений складывается доходная часть федерального бюджета страны, что в свою очередь является источником финансирования экономики, позволяет государству эффективно выполнять социальные, публичные, экономические и иные функции, развиваться в выгодном направлении в сфере промышленности, обороны, культуры, искусства. Таким образом, налоговые доходы являются главной финансовой основой любого развивающегося государства.

По данным Министерства Финансов РФ на 01.03.2015 налоговые и неналоговые доходы во всей структуре доходов федерального бюджета в 2015 году составили 89,5%, что эквивалентно 2039,9 млрд. руб.[1]

Исходя из того, кто является конечным плательщиком налога, налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым налогам относят те, которые уплачивает организация, владеющая имуществом и получающая доход. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель, так как одной из основных черт косвенных налогов является его включение в стоимость реализуемых товаров (услуг, работ). Мы, как потребители, сталкиваемся с косвенными налогами почти каждый день, приобретая товары или услуги, в этом случае налоговое обязательство переложено на нас через ценообразование, а продавцы и производители являются сборщиками налога. Одним им из наиболее значимых косвенных налогов является налог на добавленную стоимость, который вносит существенный вклад в формирование доходной части федерального бюджета государства.

После своего появления НДС стал стремительно набирать популярность во многих странах мира и занял лидирующие позиции в налогообложении.

Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагается разница между стоимостью реализованных товаров (услуг, работ) и материальными затратами на их производство и реализацию. На сегодняшний день НДС присутствует в большинстве стран Европейского сообщества и является основным косвенным налогом, в России он появился в ходе налоговых преобразований и начал действовать с 1992 года.

Основным документом, регулирующим порядок исчисления, уплаты НДС является Налоговый кодекс РФ. Далее в работе будут раскрыты понятия, относящиеся к сущности и структуре НДС: объекты налогообложения, налоговые ставки, вычеты, льготы и налоговый учет.


1. Понятие и сущность налога на добавленную стоимость

1.1 Понятие налога

В настоящее время основным видом государственных доходов являются налоги и сборы, поступающие в бюджет в процессе налогообложения. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[2]

Налогообложение включает в себя весь процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов всех участников процесса.

Система налогов и сборов Российской Федерации состоит из трех видов налогов и сборов:

- федеральные налоги и сборы;

-региональные налоги и сборы;

- местные налоги и сборы.

Весь перечень налогов содержится в статьях 13,14,15 первой части НК РФ. Обязанность по уплате налога (сбора) – главная конституционная обязанность лиц, вступающих в налоговые правоотношения в качестве налогоплательщика. Особое значение указанной фискальной обязанности подтверждается ее прямым закреплением в Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».[3]

1.2 Сущность и функциональная особенность НДС

Налог на добавленную стоимость относится к группе налогов на потребление. В настоящее время этот налог взимается в большинстве европейских стран. Истоки формирования НДС лежат в 1954 г., именно тогда французский экономист Морис Лоре разработал схему обложения НДС и впервые этот налог был введен во Франции в 1958 г.

Широкому распространению НДС способствовало подписание в 1957 г. в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), согласно которому члены ЕЭС согласовывали свои налоговые системы. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 г. окончательно утвердила и унифицировала базу современной европейской системы обложения НДС.[4]


В 1992 г. в России начался стремительный переход от плановой экономики к рыночной, была создана налоговая система, в которой был зафиксирован весь возможный перечень налогов и сборов. Можно предположить что, из-за скоропалительного формирования такой системы и попыток подражания западному опыту налогообложения и возникли налоговые неудачи.

Сформированная трехуровневая система из ограниченного количества федеральных, но неограниченного количества региональных и местных налогов и сборов изначально не могла быть совершенной. Отсутствие отечественного опыта и соответствующих научных разработок, низкие налоговая культура и ответственность налогоплательщиков, слабость государственной власти и местного самоуправления предопределили невысокую эффективность функционирования этой системы на первом этапе.[5]

Именно в этот этап налоговой реформы в Российской Федерации, с 1 января 1992 г. был введен в действие налог на добавленную стоимость. Он послужил заменой косвенных налогов с оборота и с продаж. Ставка НДС в тот период была очень высока и составляла 28%, что только способствовало ухудшению социальной стабильности в обществе. Высокая ставка НДС ограничивала и без того низкий уровень потребления наименее обеспеченной части населения.

В период с 1997 – 2000 гг. состоялся второй этап налоговой реформы РФ. Одним из основных направлений реформирования стало существенное ограничение ранее предоставленных практически безграничных полномочий региональных и местных уровней управления в сфере установления новых налогов и сборов, распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней. Кардинальные изменения были достигнуты именно с принятием первой части НК РФ. Самым значимым результатом этого направления стал закрытый перечень региональных и местных налогов, за рамки которого налоговая инициатива соответствующего уровня уже не могла выходить. Таким образом, субъекты РФ и органы местного самоуправления утратили возможность введения налогов и сборов сверх установленного Налоговым кодексом перечня.[6]

В 1999 г. ставка НДС снизилась до 20%, что тоже стало существенным шагом в реформировании.

С 2001 г. начинается третий этап налогового реформирования. За этот период определен окончательный состав федеральных, региональных, местных налогов и сборов. НК РФ стал единым системным документом, регламентирующим все совокупность налоговых отношений в российской Федерации. Именно в 2001 г. НДС стал полностью поступать в Федеральный бюджет России. Кардинальному реформированию подверглись обязательные платежи социального характера. Совокупность этих платежей, выплачиваемых работодателями из фонда оплаты труда в различные адреса, была заменена регрессивным единым социальным налогом (ЕСН), ставка по которому уменьшилась с 35,6% в 1999 г. до 26% в 2005 г. В дополнение к снижению ставки значимого прямого налога - ЕСН была снижена до 18% с 2005 г. ставка основного косвенного налога - НДС.[7]


НДС представляет собой форму изъятия в федеральный бюджет части добавленной стоимости, которая формируется на всех стадиях производства, и понимается как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, понесенных во время производства.

Алгоритм начисления НДС

[8]

Суть НДС представляет собой уплату налога продавцом (производителем или поставщиком) товаров (услуг) с той части стоимости, которая была добавлена к стоимости товаров (услуг) до их реализации. Добавленная стоимость создается на протяжении всего этапа производства товара. Продавец не только включает НДС в стоимость товара (услуги), но и сам является плательщиком НДС на каждом этапе производства товара.

На НДС возложено выполнение двух основных функций, которые являются взаимодополняющими: фискальную и регулирующую. Фискальная функция выражается в максимальном объеме поступлений средств в бюджет страны от исчисления НДС, благодаря стабильности налогооблагаемой базы. Регулирующая функция осуществляется с помощью хорошо отлаженной системы налогообложения. Позволяет государству вести налоговую политику посредством налоговых механизмов.

Налог на добавленную стоимость позволяет делать большие сборы, так как он удерживается при каждой сделке. Большим преимуществом НДС является сложность для конечного потребителя уклониться от уплаты, так как и говорилось ранее, этот налог уплачивается в момент приобретения товара (услуги).

Основным недостатком НДС является его обременительность для малоимущего населения, так бремя налога обратно пропорционально размеру дохода: чем меньше доход, тем большая его часть направляется на потребление. И поскольку с ростом доходов доля НДС в доходе плательщика уменьшается, то НДС можно причислить к группе регрессивных налогов.

2. Налогоплательщики и объекты налогообложения

2.1 Налогоплательщики НДС

Рис.2 Плательщики НДС[9]

Согласно ст.143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.[10]
Исключения составляют организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских и Паралимпийских игр в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи.


Рассмотрим индивидуального предпринимателя как плательщика НДС.

Индивидуальные предприниматели стали плательщиками НДС с 01.01.2001 г. Индивидуальные предприниматели уплачивают НДС по трем схемам. По общей схеме индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов, по истечении года подают налоговую декларацию, уплачивают налог на доходы физических лиц. Такие предприниматели с 2001 г. являются плательщиками НДС.

Вторая схема обложения НДС предполагает применение субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения на основании главы 26 НК «Упрощенная система налогообложения». Согласно этому закону предприниматели вместо совокупности многих налогов, в том числе и НДС, уплачивают единый налог, исчисленный по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период.

И третья схема подразумевает перевод индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющие отдельные виды деятельности на уплату единого налога на вмененный доход. Такие индивидуальные предприниматели и организации не являются плательщиками НДС. Исключения составляет НДС, возникающий при перемещении товаров через таможенную границу РФ.[11]

Все налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговом органе, исключение делается только для иностранных организаций. После предоставления налоговых деклараций по НДС налогоплательщикам выдаются свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Иностранные организации могут зарегистрировать себя в качестве налогоплательщика НДС по месту своих обособленных представительств. В случае если иностранная организация не состоит на учете в налоговом органе, то российские организации или индивидуальные предприниматели, состоящие во взаимоотношениях с такой иностранной организацией, выполняют роль налогового агента по исчислению и уплате НДС.

При перемещении товара через таможенную границу РФ плательщиком налога является декларант, что разъяснено в ст. 320 Таможенного Кодекса РФ. В отдельных случаях плательщиком налога может выступать таможенный брокер.

Налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов информацию о налоговом законодательстве, о внесенных изменениях, о полномочиях налогового органа, могут получать льготы по уплате налогов, отсрочку платежей. Налоговый орган, в свою очередь, очередь осуществляет контроль за соблюдением законов о налогах и сборах, правильностью исчисления, своевременной уплатой налогов.