Файл: Показатели(Оценка) эффективности организационных структур (Теоретические основы построения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы построения
организационных структур предприятия
1.1. Понятие и сущность организационной структуры управления
1.2. Виды организационных структур предприятия
Глава 2. Анализ организационной структуры
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «ТЗТО»
2.2. Оценка существующей организационной структуры
- разрабатывает методику проведения организационных преобразований;
- предлагает несколько вариантов альтернативных решений, на основе которых выбирается наиболее оптимальный;
- проводит разъяснительную работу с персоналом, объясняя цели, задачи, сущность проводимых изменений и ожидаемые результаты, тем самым снижая напряженность в коллективе.
Служба контроллинга на предприятии выполняет следующие задачи:
- методическая поддержка при проведении организационных изменений, координация системы учета и анализа затрат и доходов организации;
- методическая поддержка и организация процессов бюджетирования и планирования, а также процесса проведения организационных преобразований;
- координация и методическая поддержка производственных процессов и управления организационными изменениями;
- методическая и информационно-аналитическая поддержка инновационных процессов и инвестиционных проектов, помогающих проведению организационных преобразований;
- разработка и совершенствования анализа отклонений, как по конкретным отделам, так и по предприятию в частности, способствующая выявлению предпосылок проведения преобразований;
- своевременное предоставление руководящему звену аналитической информации эффективности управления предприятием в целом и его подразделениям, помогающей руководству предприятия при принятии управленческих решений.
Служба контроллинга координирует взаимодействие подсистем менеджмента, обеспечивает информационно-аналитической поддержкой процессы принятия управленческих решений, повышает эффективность долгосрочного планирования, способствует успешной реализации стратегии развития предприятия.
Таким образом, система контроллинга способствует проведению организационных преобразований, обеспечивая устойчивость развития и конкурентоспособность предприятия на рынке.
Предпосылками формирования системы контроллинга на предприятии АО «ТЗТО» являются следующие проблемы, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Предпосылки внедрения службы контроллинга на предприятии
№ п/п |
Направление |
Предпосылки |
Комментарии |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Организация |
Не полное представление об организационной структуре предприятия как самих работников, так и руководящего состава |
Поскольку происходит частая смена руководящего состава, сотрудников, трансформация организационной структуры управления персонал не имеет полного представления о том, какие возможности предоставляются и наличие угроз. |
Загруженность работой некоторых подразделений |
За счет сокращения численности штатов, обязанности, которые раньше выполняли уволенные сотрудники, перекладываются на их коллег, которые не успевают все делать в срок. |
||
2. |
Продукция |
Отсутствие службы маркетинга |
Не позволяет своевременно проводить мониторинг рынка, отслеживать тенденции его развития, изменяющиеся предпочтения потребителей, потеря конкурентных преимуществ. |
3. |
Закупки |
Отсутствие входного контроля |
Часто приходит на склад металл уже бракованный (коррозия). Поэтому необходимо проводить организационные изменения, направленные на устранение данного недостатка (отсутствие входного контроля). |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
4. |
Оборудование |
Устаревшее оборудование, требующее замены |
Оборудование работает с открытия завода, поэтому морально и физически устарело, что на сказывается на производительности труда и качестве выпускаемой продукции. |
5. |
Персонал |
Сопротивление изменениям |
Персонал не заинтересован в изменениях, поскольку нет системы мотивации |
Происходит увольнение сотрудников, не справляющихся со своими обязанностями |
Отсутствие отлаженной системы подбора кадров предполагает наличие малоквалифицированного и неквалифицированный персонала, не готового к проведению организационных изменений |
||
Страх перед завтрашним днем |
Поскольку часто происходят системные увольнения, у персонала существует риск попадания под сокращение, поэтому персонал не заинтересован в изменениях, происходящих на предприятии. |
||
6. |
Бизнес-среда |
Отсутствие постоянного мониторинга изменений, происходящих во внешней и внутренней среде |
Отсутствие высококвалифицированных специалистов в данной области не позволяет контролировать рыночную среду и своевременно проводить организационные изменения в организации. |
Отсутствие гибкости менеджмента предприятия |
Устаревшие методы руководства управляющего аппарата, не желающего вносить изменения в существующую систему управления |
Взаимосвязь службы контроллинга с различными отделами представлена на Рисунке 4.
Рисунок 4. Взаимосвязь службы контроллинга с другими отделами предприятия АО «ТЗТО»
Основные этапы формирования службы контроллинга на предприятии АО «ТЗТО», представленные на Рисунке 5.
Рисунок 5. Этапы формирования службы контроллинга на предприятии АО «ТЗТО»
Для организации работы по формированию и внедрению системы контроллинга на предприятии издается приказ, на основе которого работает группа, основной задачей которой является разработка нормативной документации, проведение необходимых исследований и мероприятий для формирования данной службы и интегрирование ее в организационную структуру предприятия.
Организационная структура управления службы по контроллингу представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Служба контроллинга на предприятии
Данная служба будет состоять из рабочей группы в размере 4 человек, включающих в себя: начальника службы контроллинга и находящихся в его подчинении: контроллер по учету и анализу; контроллер-куратор цехов; контроллер по IT-технологиям; контроллер по проведению организационных изменений.
Выводы
В третьей главе предложено изменить организационную структуру предприятия, разбивая ее на функциональные блоки. Создать на предприятии две службы: службу контроллинга и службу маркетинга, которые позволят совершенствовать процесс управления, путем проведения организационных изменений, повысить конкурентоспособность предприятия, помочь руководящему составу предприятия в качественном принятии управленческих решений, выйти на новые рынки.
Таким образом, внедрение рекомендованных мероприятий позволит совершенствовать управление АО «ТЗТО».
Заключение
Организационная структура управления – это совокупность структуры подразделений и взаимосвязей между ними в процессе управления, включая права и ответственность отдельных работников за выполнение конкретных видов деятельности.
Эволюция организационных структур показывает универсальной структуры нет, для каждой можно найти и достоинства, и недостатки и процесс поиска продолжается. Следует отметить, что существует и другая точка зрения, состоящая из концепций «размороженной системы» или организации без структуры управления. Последователи этой концепции считают, что время «организованных организаций» пришло и что современная экономика вступает в такой этап, когда особую важность приобретает самоорганизация. Не отрицая важности самоорганизации, поиск эффективных организационных структур управления остается актуальной. Вместе с тем сама по себе организационная структура не обеспечивает автоматически эффективности процесса управления. Теоретически самая лучшая организационная структура может оказаться неудачной, если не будет поддержана умелыми руководителями, специалистами и исполнителями, и, наоборот, хорошее управление может привести к нужным результатам даже в условиях неэффективной организационной структуры.
Акционерное общество тольяттинский завод технологического оснащения, АО «ТЗТО», является системным поставщиком штамповых изделий Альянса «АВТОВАЗ Рено Ниссан», «GM АВТОВАЗ», а также других крупных производителей автокомпонентов.
Организационная структура управления АО «ТЗТО» имеет линейно–функциональный вид. В основу ее построения заложены: линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам организации.
Анализ организационной структуры АО «ТЗТО» позволил сделать вывод о том, что необходимо создать новую, более эффективную организационную структуру организации, которая позволит сделать структуру более «прозрачной», повысить норму управляемости, внедрить новые правила и процедуры для повышения уровня стандартизации, для ускорения процесса принятия управленческих решений.
В третьей главе предложено изменить организационную структуру предприятия, разбивая ее на функциональные блоки. Создать на предприятии две службы: службу контроллинга и службу маркетинга, которые позволят совершенствовать процесс управления, путем проведения организационных изменений, повысить конкурентоспособность предприятия, помочь руководящему составу предприятия в качественном принятии управленческих решений, выйти на новые рынки.
Таким образом, внедрение рекомендованных мероприятий позволит совершенствовать управление АО «ТЗТО».
Список литературы
Алексеева В.И. Эволюция организационных структур управления субъектов предпринимательской деятельности // Теория и практика общественного развития. 2017. № 6. С. 180-182.
- Биктимеров, Р. Н. Формирование эффективных хозяйственных связей внутрифирменной системы предпринимательских структур [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Р. Н. Биктимеров; [Казан. гос. фин.-экон. ин-т, Каф. «Маркетинг»; науч. рук.: Мищенко А. П.]. - Уфа, 2017.
Вароная Н.Ю. Основные принципы построения гибких организационных структур предприятия // Научные труды SWorld. 2017. Т. 10. № 3. С. 61-62.
Гурьянова Э.А. Современное состояние и проблемы проектирования организационных структур отечественных предприятий // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2017. № 3. С. 31-34.
- Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
- Драчева, Е. Л. Менеджмент [Текст]: учеб. для сред. проф. образования по спец. экономики и упр. / Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. - 11-е изд., стер. - М.: Академия, 2017.
- Зиновьев В. Методика разработки рациональной структуры управления предприятием. // Менеджмент сегодня. Краснодар: Изд-во ООО «Объединенная редакция», 2017. № 4. – С. 12.
- Менеджмент: учеб.-метод. комплекс дисц. для студ. спец. «Экономика и упр. на предприятии» и направл. «Экономика» / Поволж. гос. ун-т сервиса (ПВГУС), Каф. «Экономика и упр.» ; сост.: П. П. Мещеряков, Т. А. Пантелеева. - Тольятти: ПВГУС, 2017.
Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. - СПб.: Питер, 2017.
- О'Шонесси, Дж. Принципы организации управления фирмой / Дж. О'Шонесси. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2017.
Сазонов А.А. Современные подходы к проектированию организационных структур управления // Проблемы экономики. 2017. № 1. С. 78.
Терешин Н.Н., Кулагова И.А., Алехина О.Ф.Исследование и совершенствование управления производством на промышленных предприятиях. Монография. Ижевск – Н. Новгород: Изд-во «Митра». 2017.
Приложение 1
Организационная структура предприятия
Приложение 2
Предлагаемая организационная структура предприятия
-
Ямпольская Д. О., Зонис М. М. Менеджмент. - М.: Нева, 2015. – С. 128. ↑
-
Дафт Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – С. 101. ↑
-
Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. - СПб.: Питер, 2017. – С. 54. ↑
-
О'Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2017. – С. 112. ↑
-
Менеджмент: учеб.-метод. комплекс дисц. для студ. спец. «Экономика и упр. на предприятии» и направл. «Экономика» / Поволж. гос. ун-т сервиса (ПВГУС), Каф. «Экономика и упр.»; сост.: П. П. Мещеряков, Т. А. Пантелеева. - Тольятти: ПВГУС, 2017. – С. 34. ↑
-
Гурьянова Э. А. Современное состояние и проблемы проектирования организационных структур отечественных предприятий // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2017. № 3. С. 31. ↑
-
Сазонов А. А. Современные подходы к проектированию организационных структур управления // Проблемы экономики. 2017. № 1. С. 78. ↑
-
Менеджмент: учеб.-метод. комплекс дисц. для студ. спец. «Экономика и упр. на предприятии» и направл. «Экономика» / Поволж. гос. ун-т сервиса (ПВГУС), Каф. «Экономика и упр.»; сост.: П. П. Мещеряков, Т. А. Пантелеева. - Тольятти: ПВГУС, 2017. – С. 34. ↑
-
Терешин Н. Н., Кулагова И. А., Алехина О. Ф. Исследование и совершенствование управления производством на промышленных предприятиях. Монография. Ижевск – Н. Новгород: Изд-во «Митра». 2017. – С. 42. ↑
-
Биктимеров Р. Н. Формирование эффективных хозяйственных связей внутрифирменной системы предпринимательских структур: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Р. Н. Биктимеров; [Казан. гос. фин.-экон. ин-т, Каф. «Маркетинг»; науч. рук.: Мищенко А. П.]. - Уфа, 2017. – С. 13. ↑
-
Зиновьев В. Методика разработки рациональной структуры управления предприятием. // Менеджмент сегодня. 2017. № 4. – С. 12. ↑
-
Драчева Е. Л. Менеджмент: учеб. для сред. проф. образования по спец. экономики и упр. / Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. - М.: Академия, 2017. - С. 132. ↑