Файл: Пациента Что необходимо знать медицинскому работнику о правах и обязанностях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
Лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным УК РФ, а также при недобровольной госпитализации по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего
Закона. В этих случаях, кроме неотложных, лечение применяется по решению комиссии врачей-психиатров (часть 4 статьи 11 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).
Согласно статье 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в ста- ционарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
Как следует из части 1 статьи 14 Федерального закона от 20.07.2012 г.
№ 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов», при трансфузии
(переливании) донорской крови и (или) ее компонентов необходимым предварительным условием указанного медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия реципиента или его законного представителя на трансфузию (переливание) донорской крови и (или) ее компонентов на основании предоставленной в доступной форме полной информации о целях и методах трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов, в том числе о возможных последствиях для здоровья в связи с предстоящей трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Федерального закона от
08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркологическая помощь больным наркоманией оказывается при
12 наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, полученного в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, а больным наркоманией несовершеннолетним — при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя (за исключением установленных законодательством РФ случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими 18- летнего возраста).
Как следует из пункта 2 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ
«Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством РФ.
Необходимо отметить, что нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности.
Статья 6.32. Нарушение требований законодательства в сфере
охраны
здоровья
при
проведении
искусственного
прерывания
беременности.
1. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей; на должностных лиц — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 40 тысяч до 100 тысяч рублей.
2. Нарушение сроков (в т.ч. при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 тысяч до 150 тысяч рублей.
13
Примечание. В целях настоящей статьи под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами.
Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 статьи 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации», имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения (при этом ему разъясняются последствия отказа), за исключением случаев, предусмотренных частью 9 статьи 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства (части 3 и 4 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Приказом Министерства здравоохранения РФ № 1177н от 20 декабря
2012 г. утвержден Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства, содержащий конкретные типовые формы вышеназванных действий.
С юридической точки зрения важен не сам факт добровольного согласия пациента и его подпись в бланке (нельзя согласиться огульно на любые действия врача), а его содержание (что именно пациент раз- решил сделать для своего выздоровления).
Нами предлагаются возможные изменения в Форму информированного добровольного согласия с указанием в ней:
1) на какие именно виды медицинских вмешательств дает свое согласие пациент;
2) какие конкретно ему разъяснены цели, методы оказания медицинской помощи (услуг) и связанный с ними риск, их последствия, в том числе вероятность развития осложнений, а также предполагаемые результаты оказания медицинской помощи;
14
3) альтернативные методы лечения (при наличии таковых), предпочтительность перед ними именно того медицинского вмешательства, которое планируется провести.
Новацией в отечественном правотворчестве является право пациента (в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи) на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Для получения первичной медико-санитарной помощи пациент обладает правом не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина), выбрать медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу.
В ней таким же образом (за исключением случаев замены медицинской организации) он вправе выбирать врача-терапевта, врача- терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации (часть 2 статьи 21 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации»).
Однако судебная практика показывает, что вовсе не любой каприз пациента по поводу прикрепления к какой-либо медицинской организации подлежит безоговорочному удовлетворению.
Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:
1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача- специалиста;
2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им, с учетом порядков оказания медицинской помощи.
Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача.
15
Если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской
организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 4 статьи 21
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации (часть 7 статьи 21 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
Порядок
выбора
пациентами
медицинских
организаций
детализируется в нескольких подзаконных нормативно-правовых актах, в том числе:
- приказе Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. № 406н
«Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»;
- приказе Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. № 407н
«Об утверждении Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача»;
- Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2012 г. № 770 «Об особенностях выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда»;
16
- приказе Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1342н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи».
Некоторые авторы выделяют ряд проблем в практическом осуществлении пациентами права на выбор врача и медицинской организации, в том числе: «реализацию права пациента на свободный выбор в условиях кадрового дефицита, особенно врачей первичной медико- санитарной помощи; доступность медицинской помощи, в том числе на дому для пациентов, прикрепляемых по экстерриториальному принципу, в условиях неразвитой материально-технической базы, устаревших принципов нормирования труда…».
Как следует из части 1 статьи 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении (часть 2 статьи 22 вышеуказанного ФЗ).
Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.
Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В настоящее время порядок получения информации пациентом определяется приказом Минздрава России от 29 июня 2016 г. №425н «Об
17 утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента» (далее — Порядка ознакомления пациента).
Согласно пп. 2-3 указанного Порядка, основаниями для ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией является поступление в МО от пациента либо его законного представителя письменного запроса, содержащего следующие сведения: а) фамилия, имя и отчество (при наличии) пациента; б) фамилия, имя и отчество (при наличии) законного представителя пациента; в) место жительства (пребывания) пациента; г) реквизиты документа, удостоверяющего личность пациента; д) реквизиты документа, удостоверяющего личность законного представителя пациента (при наличии); е) реквизиты документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента (при наличии); ж) период оказания пациенту медицинской помощи в медицинской организации, за который пациент либо его законный представитель желает ознакомиться с медицинской документацией; з) почтовый адрес для направления письменного ответа; и) номер контактного телефона (при наличии).
В соответствии с пунктом 4 Порядка ознакомления пациента рассмотрение письменных запросов осуществляется руководителем медицинской организации или уполномоченным заместителем руководителя медицинской организации.
Ознакомление пациента либо его законного представителя с медицинской документацией осуществляется в помещении медицинской организации, предназначенном для ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией (пункт 5 Порядка ознакомления пациента).
Максимальный срок ожидания пациентом либо его законным представителем посещения кабинета для ознакомления с медицинской
18 документацией с момента регистрации в медицинской организации письменного запроса не должен превышать сроков, установленных требованиями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан РФ (пункт 1 Порядка ознакомления пациента).
В настоящее время рассмотрение обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее —
ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12
ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (часть 3 статьи 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации»).
При ознакомлении пациента (его представителя) с медицинской документацией в учреждении здравоохранения должны вестись Журнал предварительной записи посещений помещения для ознакомления с медицинской документацией и Журнал учета работы помещения для ознакомления с медицинской документацией (Приложения 2 и 3 к монографии).
В целом же, как правильно отмечают И.С. Кицул и Д.В. Пивень,
«деятельность по соблюдению каждого из перечисленных выше прав, по сути, является самостоятельным направлением в работе медицинской организации и потому требует:
- разработки отдельных локальных нормативных правовых актов
(внутренние положения, порядки, приказы, регламенты и т.д.);
- организации работы в данном направлении;
19
- соответствующей кадровой работы
(обучение, пересмотр должностных обязанностей);
- контроля над данной деятельностью (в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности)».
Кроме того, граждане (и не только пациенты) имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно- технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством РФ
(статья 23 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
Обязанности пациента как неотъемлемая часть его правового статуса
Раскрывая правовой статус пациента, не стоит забывать о том, что он, вступая в правоотношения с медицинской организацией, становится не только обладателем прав, но и носителем определенных обязанностей.
Обязанности граждан в сфере охраны здоровья (статья 27 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»):
1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной
20 нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
Данное положение в части заботы о сохранении здоровья детей детализируется в ряде иных законодательных актов.
Так, согласно статье 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей. В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака.
Непринятие родителями всех необходимых мер по обеспечению здоровья ребенка (например, по производству плановых прививок) может привести, например, к невозможности его допуска в детский сад.
Список литературы
1. Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2015. - 544 с.: ил.
2. Старчиков М.Ю. Правовой минимум медицинского работника
(врача) / М.Ю. Старчиков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа,
2019. — 272 с.
3. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации«от 21.11.2011 г. № 323.
4. Шамов И.А., Абусуев С.А. Биоэтика. Этические и юридические документы, нормативные акты: учеб. пособие по этическим и юридическим документам и нормативным актам. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 357 с.