ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, на работу его органов. Цвет, как энергия, необходим для поддержания активности центральной нервной системы человека. Разнообразие красок, их сочетания заряжают человека, делают его мобильнее и эмоционально богаче. Известны случаи «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях "цветового голодания", отмечаются даже задержки интеллектуального развития.

Свет, как главный стимул окружающего мира, воздействует на контролирующие функции человеческого тела. Известно, что свет, воздействуя с глазами, проникает в гипоталамус, область мозга, которая регулирует психоэмоциональный фон человека и состояния. К ним относятся чувство голода и жажды, температура тела, все эмоции, качество сна, иммунные и половые функции, стрессы и контроль над ними. Гипоталамус полностью контролирует нервную систему, значит, свет также получает возможность контроля над ней. Посредством зрительного анализатора свет, преобразуясь в электрохимический импульс, проникает в гипофиз, а затем - в шишковидную железу. Эта железа является единственной в своем роде, так как, с одной стороны, не подчиняется автономной нервной система, а с другой – воспринимает свет. Шишковидная железа является своеобразным трансформатором светового излучения в нервные импульсы и гормональные выбросы, продуцируя мелатонин. Этот гормон связывает гормональную и нервную систему с окружающим миром в ответ на чередование тьмы и света, не зря его называют регулятором суточных ритмов.

«Краски, в общем, вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них так же, как он нуждается в свете. Опыт учит нас, что отдельные цвета вызывают особые душевные настроения. Чтобы вполне испытать эти отдельные значительные воздействия, надо глаз полностью занять одним цветом, например, находиться в одноцветной комнате, смотреть сквозь цветное стекло. Тогда отождествляешь себя с цветом, он настраивает глаз и дух в унисон с собою», -- отмечал Гете. Способность человека к восприятию цвета делает нашу жизнь яркой и интересной.

Таким образом, физиологами, психологами и медиками установлена взаимосвязь психического состояния человека с восприятием света и цвета.


Цветотерапия занимается изучением того, как цвет влияет на психическое и физическое состояние человека, каким лечебным воздействием обладает.  Ученые доказали, что цвет обладает целительной силой, он помогает расслабиться или зарядиться энергией, сбросить усталость и даже избавиться от болезней. Цветотерапия – перспективный, надёжный и при этом совершенно безопасный метод оздоровления взрослых и детей. 


Цветовые предпочтения



Влияние цвета на человека зависит как от его тона, яркости и насыщенности, а так же и отиндивидуально-психологических характеристик человека (возраст, пол, характер и т.д.) Каждый цвет обладает своими особенностями и по-своему воздействует на самочувствие индивидуума. Многолетнее применение известных тестов Макса Люшера позволяет выделить «нормальную» личную цветовую шкалу, отклонение от которой считается признаком психической ненормальности или индивидуальности. В 8-цветовом тесте Люшера четыре основных цвета — синий, зеленый, красный и желтый – большинство людей ставит на первые четыре позиции, а серый, фиолетовый, коричневый и черный – на последние. Считается, что нормальный, уравновешенный человек находится в гармоничном отношении со всеми цветами. А случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной неприязни к другим свидетельствуют о некоторой неуравновешенности.

Цвет имеет необычайную силу эмоционального воздействия на психику человека. С раннего детства ребенок активно воспринимает мир света и цвета. Передаваемые цветовые сигналы тесно связаны с культурными традициями. Родители одевают малыша в одежду оттенков, которые им самим нравятся. Эти краски определяют его здоровье, влияют на психическое развитие ребенка. Ученые всего мира исследовали предпочитаемые цвета в зависимости от возраста человека. Доказано, что дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.

Однако склонности к любимым цветам меняются на протяжении жизни. Уже к трем месяцам малыш обращает большее внимание на оранжевый и красный цвета. К полугоду— на желтые, затем на зеленые и позже всего на синие.

У младенца голубые покрытия стен ухудшают настроение, а желтые или салатные улучшают. К 3-5 годам малышу больше нравится красный, к 7-8 годам — снова желтый, позже — зеленый, синий и т. д.

Детей дошкольного возраста привлекают яркие, активные цвета, что проявляется и в их рисунках. В работе В.С. Мухиной (1981) отмечается, что дети стараются использовать эти цвета при рисовании как можно чаще, не учитывая реальный цвет предмета. Ребенок пользуется черным, серым, коричневым для изображения негативного, неприятного.

Несмотря на различия методологических подходов и методик исследования в рассмотренных работах, тенденция предпочтения детьми ярких и светлых тонов проявляется постоянно. Важно, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно. Следовательно, нервная система здорового ребенка действительно нуждается в ярких, светлых оттенках для «питания» нервной системы и нормального развития. У детей отмечается острая потребность в цветовом воздействии на ЦНС. Расбалансировка цветовой гаммы приводит к проблемам в нервно-психическом развитии
Отвергаемый человеком цвет может быть связан с травматическим опытом прошлого, например,  если на человека напали рядом с рекой, после этого он стал негативно воспринимать синий цвет.

Анализируя различия в цветовых предпочтениях в зависимости от возраста и образовательного уровня, Л.Н. Миронова (1984) полагает, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой — дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Люди более высокого уровня среднего и пожилого возраста, которые занимаются интеллигентным трудом предпочитают блеклые, пастельные, сероватые, приглушенные цвета, согласно методике Люшера. Цветотерапия советует здоровым пожилым людям окружать себя предметами ярких и сочных тонов.

Диагностика исследований воздействия цвета на психику человека.

Психологическая характеристика основных цветов и оттенков



Существует множество специальных тестов, которые позволяют определить особенности психологического цветового восприятия человека. Свойства цветов палитры часто используются в психологии и психотерапии как один из эффективных методов лечения, что позволяет корректировать психическое состояние человека. Некоторые из них действуют успокаивающе, уравновешивая настроение, а другие, наоборот, оказывают возбуждающее влияние, мобилизируют и наполняют энергией. Каждый оттенок может быть как полезен в конкретном случае, так и причинять вред самочувствию. Психологи доказали, что дозированное воздействие цвета способно корректировать психологическое состояние до оптимального самочувствия.


Психологическая характеристика красного цвета.

Красный выражает чувство сильного возбуждения. Красный цвет возбуждает, а поэтому импонирует наблюдателю. Возбуждающее действие красного может проявиться как в любви, так и ярости. Красный как удовольствие – это любовь, аппетит, сила. Красный как неудовольствие – это ярость, отвращение, перевозбуждение.
Гете, давая определение красному цвету, писал, что он создает впечатление «как серьезности и достоинства, так и прелести и грации».

Василий Кандинский в своей работе «О духовном в искусстве» дает описание красного цвета: «Безграничный характерно теплый цвет; внутренне он действует, как очень живая, подвижная беспокойная краска, которая, однако, не имеет легкомысленного характера разбрасывающееся на все пиропы желтого цвета, и, несмотря на всю энергию и интенсивность, производит определенное впечатление почти целеустремленной необъятной мощи».

В таблице, помещенной в книге Н. В. Серова «Античный хроматизм» красный цвет характеризуется как волевой, жизнеутверждающий.

В красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность.

В религиозной символике красный цвет является символом пылкой любовной страсти, которая возникает как пламя в головах освященных духом. Красный цвет соответствует античному элементу «огонь», холерическому темпераменту, а по времени – современности. Красный используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. «Теплый и раздражающий. Он стимулирует мозг, эффективен для меланхолии» - такое описание красному дает М. Дерибере.

При подмешивании красок в основные цвета психологическое воздействие основного цвета может, существенно изменятся.

Оранжевый цвет. Дерибере дает свою характеристику этому цвету: «стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови. Не влияет на кровяное давление; создает чувство благополучия и веселья. Имеет сильное стимулирующее действие, но не утомляет». У Серова оранжевый – это теплый, уютный цвет, у Люшера оранжевый – это раздражение. В раздражающем оранжевом действие красного становится бесцельным и изнурительным состоянием возбуждения. Желтый и оранжевый цвета следует использовать тогда, когда человек чем-то расстроен или подавлен. Эти тёплые цвета буквально заряжают энергией и оптимизмом, исцеляют от плохих гнетущих мыслей. Оранжевый цвет отлично подходит при решении проблем с пищеварением. Он также превосходно стимулирует функцию щитовидной железы.