Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Коричнево-красный цвет. Темный цвет – это спокойствие. Темно-красный цвет – это успокоение раздражения. При повышенном предпочтении этого цвета врач констатирует у пациента переутомление и истощение.
Сине-красный цвет. Пурпурный – изысканный, претенциозный. В данном сочетании жизненная энергия красного цвета накапливается и тормозится.
Отсюда возникает величественное великолепие пурпурного цвета.
Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают различные реакции. Это объясняется двойственностью их природы.
Розовый цвет. Нежный, внушает некоторую таинственность. Белизна розового цвета уничтожает энергетическую силу красного. Но в отличие от примеси в красном синего, в данном случае она не тормозится, а освобождается от целенаправленной энергии, т, к. белый лист означает свободу. Розовый - это свободная, ни к чему не обязывающая возбудимость.
Психологическая характеристика синего цвета.
«Синий – это самый глубокий из цветов. Взгляд погружается, не встречая препятствий, и теряется я бесконечности как перед печной уловкой цвета. Синий наиболее холодный из цветов и в своей абсолютной ценности наиболее чистый, исключает всеобщую чистоту белого, нейтрального. В приложении к объекту синий цвет уменьшает объем предметов. Поверхность, окрашенная синим, перестает быть поверхностью, синяя стена перестает быть стеной. Движения и звуки, как и форма, исчезают в синем, как птица в небе».
Синий отражает физиологическую и психологическую потребность – покой. Для усиления чувства покоя Люшер использует темно-синий цвет. Темно- синий вызывает безмятежный покой. Вегетативное успокоение наступает в результате созерцания темно-синего. Нервная вегетативная система настраивается на замедленную (трофотропную) работу. Пульс, давление крови, частота дыхания и функции бодрствования снижаются. Потребность в синем цвете объясняется заболеванием или переутомлением. Выражением биологической потребности при темно-синем цвете является: физиологически – покой, психологически – удовлетворение.
Синий цвет выражает единение, отвечает всем силам чувственности. Синий известен как повышенная восприимчивость, является предпосылкой способности проникновения эстетических переживаний и глубокомысленных размышлений.
Древние египтяне называли синий – цветом истины, это священный цвет.
Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматическому темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению. Вкусовое ощущение синего цвета – сладость, чувственное восприятие нежность, а его орган – кожа.
Темно-синий цвет насыщен, его предпочитают люди склонные к ожирению. Синий выражает вечность, а по этому традиции.
Светло-синий (голубой) цвет. Уводит в пространство, направляющий.
Психологическая характеристика голубого цвета – беспечность, беззаботное веселье. О светло-синем цвете Гете говорил – это «очаровательное ничто».
Голубой – это успокаивающий цвет. Организм реагирует на воздействие голубым цветом трофотропной реакцией. Дерибере относительно голубого цвета отмечает: «Антисептический цвет. Он уменьшает нагноение, может быть эффективен при некоторых ревматических болях, при воспалениях и даже при лечении рака. От слишком долгого облучения голубым светом возникает некоторая усталость или угнетенность». Так, созерцание голубого, синего или фиолетового цветов способно успокоить малыша, снизить возбудимость, избавить от тревоги. Интересно, что по данным исследователей эти цвета существенно снижают кровяное давление и даже могут служить болеутоляющим средством.
Голубой цвет останавливает развитие инфекционных заболеваний и понижает высокую температуру. Голубому соответствует тип темперамента флегматик.
Красно-синий цвет. При красно-синем к синему, который означает глубину, самоуглубление, душевный покой, присоединяется возбуждение красного. Отсюда возникает нарушение душевного покоя. Красно-синий это – внутреннее возбуждение, душевное вдохновение т. е. то, что можно выразить словами: сердечность, задушевность. Красно-синий это любимый цвет Шагала, картины которого часто затрагивают тему задушевности.
Зелено-синий цвет. Любой синий передает сферу душевности, самоотдачи. Но при зелено-синем зеленый цвет приносит оттенок напряженности и самоутверждения и блокирует чувство самоотверженности. В темном зелено-синем цвете гордость перехода в замкнутость, оригинальничание и упрямое самовозвеличивание. Светло зелено-синий является цветом гигиенической стерильности
Психологическая характеристика фиолетового цвета.
Фиолетово-синий воплощает в себе противоречие и чередование дня и ночи или мужского и женского, - которые и соизмеряют ритм человеческой жизни.
Фиолетовый цвет соединяет эффект красного и синего цвета, красный и синий, а также их сочетание, фиолетовый имеют тесную связь с различными формами любовных переживаний. Красный цвет отождествляется с мужским (патриархальным), синий цвет с женским (матриархальным) началом. Оба цвета красный и синий стремятся к единению и слиянию в цвете любви – фиолетовом. Фиолетовый – это слияние противоположностей. Красный и синий, активный и пассивный – эти две противоположности в фиолетовом уничтожаются.
Фиолетовый иногда производит угнетающее действие на нервную систему. Психолог Вильгельм Вундт приписывал фиолетовому цвету – склонность к мрачно-меланхолической серьезности и взволнованно-тоскливому настроению.
Всевозможные оттенки фиолетового цвета от светлых, резких, с их пикантно-эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, имеют одну и туже цель, один и тот же смысл: чувственное отождествление.
В средневековых витражах готических соборов, а также в римско-католическом церковном культе фиолетовый цвет являйся символом, искреннего раскаяния, смирения, кротости, святого уединения, воздержанности.
Социально-психологические исследования по предпочтению цветовых оттенков показывают, что положительная реакция на восприятие фиолетового цвета чаще наблюдается в низших слоях материального и духовного развития населения. А высшие слои населения отклоняют фиолетовый почти в два раза чаще, чем низшие. Научные этнологические экспедиции проводившиеся в различных частях земного шара показали, что среди нетронутых современным культурным влиянием местное население (аборигены Африки, индейцы центральной Бразилии) отдаст предпочтение фиолетовому цвету. В Средней Европе и Северной Америке оттенки фиолетовою цвета отвергаются особенно часто интеллектуально развитыми людьми и людьми искусства. Отсюда психологами делается вывод, что чем выше и рациональнее культура, тем меньше присуща человеку способность к счастливому слиянию, ибо тем чаще он отклоняет фиолетовый цвет. В современной культуре фиолетовый цвет, как отождествление чувственности, не находит широкого распространения.
По поводу физиологического воздействия фиолетового Дерибере пишет: «Действует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. Аметистовый свет имеет стимулирующее действие красного и тоническое действие голубого».
Психологическая характеристика зеленого цвета.
Гете в работе «Учение о цветах» говорит о том, что если смешать желтый и синий, то получается цвет, который мы называем зеленым. Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях, чтобы ни один из них не выделялся, то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше.
В зеленом цвете растворяются: выступающее, раздражающее действие желтого и противоположно направленное ему отступающее, успокаивающее действие зеленого цвета.
Об этом и говорит Кандинский когда дает психологическую характеристику зеленому цвету (в книге «О духовном в искусстве»): «Синий цвет, как движение совершенно противоположного порядка, тормозит действие желтого, а при дальнейшем прибавлении синего цвета к желтому оба эти противоположные движения, в конце концов, взаимно уничтожаются и возникает полная неподвижность и покой. Возникает зеленый цвет. В зеленом скрыты желтый и синий цвета, подобно парализованным силам, которые могут вновь стать активными». Далее он продолжает: «Абсолютный зеленый цвет является наиболее спокойным цветом из всех могущих вообще существовать; он никуда не движется и не имеет призвуков радости, печали или страсти; он ничего не требует, он никуда не зовет. Это постоянное отсутствие движения является свойством, особенно благотворно действующим на души усталых людей, но после некоторого периода отдыха, легко может стать скучным. Картины, написанные в гармонии зеленых тонов, подтверждают это утверждение».
Чем больше добавляется к зеленому затемняющего синего, тем сильнее «холодное», напряженнее и строже психологическое воздействие цвета. И наоборот, чем больше добавляется осветляющего желтого, тем легче, «теплее», расслабленнее, мягче и гармоничнее действует зеленый.
Различные оттенки зеленого в цветовом тесте Люшера показывают разнообразное отношение к самому себе. Чистый как кристалл сине-зеленый цвет предпочитают люди, которые предъявляют к себе жесткие требования, это высшая степень волевого напряжения. Люди, которые предпочитают чистый зеленый цвет, стремятся к самоуверенности, в действительности они выглядят обывателями. Те люди, которые выбирают желто-зеленый либо коричнево-зеленый добиваются возбуждения извне: при светло желто-зеленом – посредством новых встреч, при коричнево-зеленом – посредством наслаждений.
Зеленый – физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры. Дерибере пишет: зеленый – это «болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. Эффективен при нервной раздражительности, бессоннице и усталости, понижает кровяное давление, подымает тонус; создает ощущение тепла, расширяя капилляры. Облегчает невралгии и мишени, связанные с повышенным кровяным давлением. Зеленый успокаивает, и его употребление не дает никаких вредных последствий».
Зеленому соответствует меланхолический тип темперамента, античный элемент «земли».
Сине-зеленый цвет. У Серова психологическое воздействие, оказываемое этим цветом характеризуется как изменчивость. Сине-зеленый цвет подчеркивает движение.
Бирюзовый, или светлый сине-зеленый один из самых холодных цветов. По этой причине его уместно использовать там где необходимо создать оптическую иллюзию прохлады, свежести. Его уместно использовать для моделирования цветового климата в производственных цехах исполъзующих высокотемпературные технологии, с удушливым запахом.
Складывается впечатление, что в холоде светлого сине-зеленого гибнут все биологические организмы, поэтому он кажется таким стерильным.
Темный сине-зеленый приобретает жесткость и тяжесть упрямого своенравия, внезапной изоляции и закоренелой гордости. На заводах в этот цвет окрашивают массивные несущие конструкции, если такие опоры находятся в непосредственной близости со стеной из красноватого кирпича или серого бетона.
Желто-зеленый цвет. Этот оттенок зеленого обозначает обновление, раскрепощение. Желто-зеленый вызывает в памяти воспоминания связанные с молодой весенней зеленью растений. Поэтому он также обозначает - распускаться, раскрываться, устанавливать контакт, желать встречи с новым, неизвестным.
Коричнево-зеленый цвет. При коричнево-зеленом цвете маслин к чистому зеленому подмешивают, например, желтый и черный, но не синий. Таким образам, оливково-зеленый раскрывается благодаря желтому. В результате одновременного затемнения он приобретает дополнительное значение чувственной пассивности. Поэтому коричнево-зеленый выражает ощущение собственного тела и чувственные восприятия У Серова оливковый цвет – успокаивающий, смягчающий.
Если ребёнок переутомился или находится на грани нервного срыва, игрушка зелёного цвета эффективно поможет. Но переизбыток зелёного цвета может вогнать в тоску, а также вызвать головную боль.
Психологическая характеристика желтого цвета.
Желтый цвет – контактирующий, лучезарный. В природе солнце редко окрашивается в желтый цвет, и все же представление о желтом цвете легко у нас увязываются с солнцем. Желтый цвет воспринимается нами как солнце, светлом и сверкающим. Желтый цвет – легкий, сияющий, возбуждающий и поэтому согревающий.
Желтый цвет беспокоит человека, колет будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилии, которое в конце концов, действует нахально и назойливо на душу – вот так характеризует Кандинский этот цвет. А вот какую характеристику дает желтому цвету Гете: «Этот цвет наиболее близок к дневному свету, В своей высшей чистоте он