Файл: 1. Понятие и основные факторы рождаемости.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 2

1. Понятие и основные факторы рождаемости.

2. Характеристика демографической политики государства: цели , принципы, методы (на примере любой страны по выбору студента)

3. Концепция демографической политики РФ до 2025 г.

4. Характеристика национального проекта "Демография" и результаты его реализации в Республике Башкортостан.

5. Оценка угроз демографической безопасности
По данным Росстата заполнить таблицу "Изменение численности постоянного населения по субъектам Российской Федерации" (по федеральным округам) и дать оценку вероятных угроз демографической безопасности

https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13283

Изменение численности постоянного населения по субъектам Российской Федерации" (по федеральным округам)

Все население

Численность населения на 1 января 2020 г.

Изменения за 2020 г. (+,-)

Численность населения на 1 января 2021 г.

Изменение численности населения (+,-)

общий прирост


в том числе

естественный прирост

миграционный прирост

РФ

146748590
















ЦФО



















СЗФО



















ЮФО



















СКФО



















ПФО



















УФО



















СФО



















ДФО




















Вывод:

Понятие и основные факторы рождаемости

Рождаемость- один из главных компонентов воспроизводства населения. Понятие "рождаемость" используют для характеристики процесса рождения детей либо в конкретном поколении, либо в совокупности поколений или населении. Рождаемость - отношение числа рождений к числу жителей в данное время, на данной территории. Рождаемость - демографический процесс, характеризующийся частотой рождений в определенной группе населения: число живорожденных детей на 1 тысячу населения за 1 год.

Факторы, влияющие на рождаемость:

  • Уровень образования и культуры населения;

  • Национальные обычаи и традиции, религиозные установки;

  • 3)Социально-психологические факторы;

  • 4)Уменьшение числа женщин фертильного возраста;

  • 5)Неблагоприятные традиции в брачно-семейных отношениях

Характеристика демографической политики государства: цели , принципы, методы.

Политика по ограничению прироста населения чаще всего осуществляется в рамках «планирования семьи». Индия первой из развивающихся стран с 1951 г. стала включать в государственные пятилетние планы развития народного хозяйства задачи снижения уровня рождаемости. Предусматривается распространение модели двухдетной семьи. В 70-е годы данная политика приобрела острый социальный характер, когда широкое распространение получило проведение принудительных стерилизаций. Нарушения прав личности привели к изменению содержания политики в этой сфере жизнедеятельности. За прошедшие десятилетия демографическая политика достигла определенных результатов, хотя и не в таких масштабах, как планировалось, - прекращение роста населения к концу столетия.

Но проанализировав статистические данные по росту населения за прошлый век можно сделать вывод о том, что во второй половине ХХ века в Индии происходит демографический взрыв. В самом деле, при ежегодном абсолютном приросте в 17 млн. человек население страны каждые сутки должно возрастать на 46 - 47 тысяч, а каждый час примерно на 1,9 тыс. человек. Надо учитывать, что это данные о естественном приросте, то есть с учетом смертности. Что касается рождаемости, то ежегодно в Индии появляются на свет примерно 25 млн. младенцев. Именно высокая рождаемость была и остается главным двигателем демографического взрыва. Даже во второй половине 80-х годов она сохранилась на уровне 31 человек на 1000 жителей, хотя и немного понизилась по сравнению с предшествующими периодами. Демографический взрыв сильно осложняет решение основных экономических и социальных задач, стоящих перед страной. Вот почему в Индии придавалось и придается особое значение демографической политике, направленной на снижение рождаемости. Индия была первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики.



Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его координационною - административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно, несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Все эти усилия привели к определенным результатам. Так, общий коэффициент рождаемости снизился с 42 человек на 1000 жителей в 19б1 году до 30 человек на 1000 жителей к началу 90-х годов. Это свидетельствует о начавшемся затухании демографического взрыва, но данный процесс - в отличие от Китая - находится еще в начальной стадии.
Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 г

Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2007-2010 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.

Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных организациях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а
также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, повышение миграционной привлекательности важных в геополитическом отношении регионов Российской Федерации.

На первом этапе в субъектах Российской Федерации будут также разработаны региональные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики и сельского хозяйства.

При разработке указанных программ первоочередное внимание будет уделяться наиболее острым проблемам народонаселения, характерным для конкретного региона субъекта Российской Федерации. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.

На первом этапе будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года.

В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.

На втором этапе (2011-2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.

В связи с реализацией с 2010 года дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала будут разработаны меры по расширению строительства доступного семейного жилья, развитию дополнительных образовательных услуг.


По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году:

стабилизировать численность населения на уровне 142-143 млн. человек;

увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;

увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;

уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

На третьем этапе (2016-2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.

В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.

В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Российскую Федерацию иммигрантов трудоспособного возраста.

К 2025 году предполагается:

  • обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;

  • увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;

  • увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

  • обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

Характеристика национального проекта "Демография" и результаты его реализации в Республике Башкортостан.
Национальный проект «Демография» предполагает реализацию следующих шагов по укреплению здорового образа жизни и стимулированию рождаемости: формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, создание условий для занятий физической культурой и спортом, системную поддержку и повышение качества жизни граждан старшего поколения