Файл: Кодекс рф. Семейное законодательство это совокупность правовых норм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Семейный кодекс Российской Федерации.
Основным источником семейного права, «сердцевиной» всего обширного массива действующего семейного законодательства является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г. Как известно, в послереволюционной России было три брачно-семейных кодекса (1918, 1926 и 1969 гг.).

Ныне действующий СК — четвертый в порядковом ряду основополагающих законов в области регулирования брачно-семейных отношений — включает в себя 170 статей и состоит из восьми разделов (общие положения; заключение и прекращение брака; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алиментные обязательства членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства; заключительные положения).

С принятием нового СК РФ регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 г., другими федеральными законами, в первую очередь с новым Гражданским кодексом РФ. В нормах СК РФ получили свое отражение и развитие положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных РФ, и, прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка (1990г.)

СК РФ является главным источником семейного права, определяющим всю систему семейного права. СК РФ содержит Общую часть (общие положения), объединяющую нормы общего характера, и Особенную часть, содержащую нормы по отдельным институтам семейного права.

В состав Общей части входят положения, определяющие задачи и основные принципы семейного права, круг отношений, регулируемых семейным правом, структуру семейного законодательства, а также общие положения об осуществлении и защите семейных прав. Указанные положения имеют принципиальное значение для правильного толкования и применения норм отдельных институтов семейного права.

Особенную часть составляют правовые институты, в каждый из которых входят нормы, регулирующие однородные семейные отношения и отличающиеся качественным единством: заключение брака, прекращение брака, признание брака недействительным, личные права и обязанности супругов, законный и договорный режим имущества супругов, права и обязанности родителей и детей (права несовершеннолетних детей и права и обязанности родителей), алиментные обязательства членов семьи (родителей, совершеннолетних детей, супругов, бывших супругов, родных братьев и сестер, бабушек, дедушек и других членов семьи), формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья). В СК содержатся также нормы, объединенные в самостоятельный раздел, о применении семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства (так называемые коллизионные нормы). Изучение этих положений является предметом специальной юридической науки – международного частного права, в настоящем учебнике эти вопросы не излагаются.


Определение системы семейного права имеет значение для облегчения его изучения, помогает нахождению и применению его норм. Знание системы семейного права является необходимой основой для систематизации и кодификации семейного законодательства.

В СК учтен опыт применения законодательства о браке и семье (в частности, КоБС 1969 г.), нормы семейного законодательства зарубежных государств, а также предложения, высказанные в процессе подготовки СК учеными, практическими работниками, органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. СК охватывает широкий круг семейных отношений, вмешательство государства сведено до разумного минимума, введено договорное регулирование ряда отношений между членами семьи. В нем не содержится норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного характера сведены до минимума, устранена чрезмерная и не всегда оправданная лаконичность некоторых статей, что имело место в КоБС.

Структура СК претерпела изменения по сравнению с КоБС. В отдельные разделы СК выделены нормы, регулирующие заключение и прекращение брака (разд. II), права и обязанности супругов (разд. III), права и обязанности родителей и детей (разд. IV), алиментные обязательства членов семьи (разд. V), формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (разд. VI). С другой стороны, имевшийся в КоБС раздел «Акты гражданского состояния» в СК отсутствует, так как эти отношения согласно ст. 47 ГК являются предметом гражданского права. Изменения СК включают новшества не только структурного, но и содержательного плана. Так, в нем впервые появились институты договорного режима имущества супругов (брачного договора), прав несовершеннолетних детей, соглашений об уплате алиментов, приемной семье.
2. Выявление, учет и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Попечительство – это социально-правовая форма, обеспечивающая содействие в осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей несовершеннолетних старше 14 лет, а также граждан, которые ограничены судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами.

Попечительство в форме патронажа устанавливается над совершеннолетним гражданином, который по состоянию здоровья не может сам осуществлять и защищать свои права.

Попечительство назначается в целях содержания, образования и воспитания детей, для защиты их прав и интересов. А также является формой медико-социальной защиты прав и интересов недееспособных граждан.



При осуществлении опеки и попечительства с разными категориями населения, необходимо в зависимости от ситуации использовать: социальную профилактику, адаптацию, коррекцию.

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
1-ый этап: поступления информации в органы опеки и попечительства от должностных лиц организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иных граждан, располагающих сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, по месту их фактического нахождения.

2-ой этап: орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка.

3-й этап: при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

4-ый этап: направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направить в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, сведения для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.


5-ый этап: орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений, о ребенка, оставшимся без попечения родителей, обязан направить документированную информацию о нем, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременно направить в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

6-ой этап: руководителей образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующей организации для организации его устройства на воспитание в семью.

7-ой этап: орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления вышеуказанных сведений, обеспечивает устройство ребенка.

8-ой этап: если органу опеки и попечительства в течении месяца не удалось устроить ребенка на попечение, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации со дня поступления документированной информации организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления данной информации, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами
Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяется в соответствии с Семейным кодексом. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14-летнего, а попечительство – 18-летнего возраста.

О своём намерении стать опекуном (попечителем) гражданин сообщает в заявлении, адресованном в орган опеки и попечительства по месту оформления опеки (попечительства).


Документы, необходимые для установления опеки (попечительства), принимаются специалистом по охране прав детства, который готовит проект постановления органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Постановление выносится главой местной администрации единолично.

Установление опеки (попечительства) осуществляется в течение одного месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребёнка.

Опекунами (попечителями) несовершеннолетних могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица, при всём этом учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребёнком, отношение к ребёнку членов семьи опекуна (попечителя).

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническими заболеваниями. алкоголизмом или наркоманией, лица, отстранённые от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребёнка.

Так как при воспитании несовершеннолетнего опекуном (попечителем) необходим непосредственный и постоянный контакт между воспитанником и воспитателем, то по общему правилу они должны жить вместе. Исключение делается только для подростков достигших 16 лет, на что требуется согласие органов опеки и попечительства.

Материальную базу подопечного составляют получаемые им алименты, которые выплачиваются опекуну (попечителю).

Установление опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами
Установление опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами является формой медико-социальной защиты прав и интересов недееспособных граждан.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не осознаёт значения своих действий или не может руководить ими, может быть признан судом недееспособным на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы. На основании решения суда , опекунская комиссия проводит работу по поиску опекуна для гражданина, нуждающегося в опеке.

Гражданин, желающий оформить опеку. представляет в опекунскую комиссию следующий набор документов :

- характеристику с места работы;

- характеристику по месту жительства;

- медицинские заключения о состоянии здоровья, заверенные терапевтом, наркологом, психиатром.