Файл: Лабораторная работа 1 Изучение среды разработки программ 3 Лабораторная работа 2 Исследование базовых типов данных языка Си 18.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лабораторная работа № 1Изучение среды разработки программ

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Лабораторная работа № 2Исследование базовых типов данных языка Си

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

Лабораторная работа № 3Исследование операций языка Си Цель занятия: Совершенствование навыков объявления, инициализации переменных и ввода и вывода информации Совершенствование навыков разработки программ в среде программирования MS Visual C++ Исследование возможностей языка С++ для реализации арифметических, логических и поразрядных операций над данными Время на выполнение работы: 4 часаПрограмма исследований: Исследование арифметических операций Исследование логических операций Исследование поразрядных операций Подготовка к выполнению работы: Изучить рекомендованную литературу (структура программы на языке высокого уровня, алфавит и элементарные конструкции языка Си, переменные и константы, стандартные типы данных, выражения и операции в языке Си). Изучить материал настоящего руководства. Материалы для подготовки к занятию: Конспект лекций. [1] стр. 31-38. Содержание отчета: Цели исследования. Программа работы. Листинги программ. Результаты исследований. Выводы по каждому пункту и общий вывод. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Любое выражение языка состоит из операндов (переменных, констант и др.), соединенных знаками операций. Знак операции - это символ или группа символов, которые сообщают компилятору о необходимости выполнения определенных арифметических, логических или других действий. Операции выполняются в строгой последовательности. Величина, определяющая преимущественное право на выполнение той или иной операции, называется приоритетом. В таблице 3.1 перечислены различные операции языка Си. Их приоритеты для каждой группы одинаковы. Чем большим преимуществом пользуется соответствующая группа операций, тем выше она расположена в таблице. Приоритеты могут регулироваться с помощью круглых скобок. Таблица 3.1 – Операции языка Си Знак операции Назначение операции ( ) Вызов функции [ ] Выделение элемента массива . Выделение элемента записи -> Выделение элемента записи (тождественно(.)) ! Логическое отрицание Поразрядное отрицание - Изменение знака ++ Увеличение на единицу -- Уменьшение на единицу & Взятие адреса * Обращение по адресу (тип) Преобразование типа (т.е. (float) a) sizeof( ) Определение размера в байтах * Умножение / Деление % Определение остатка от деления + Сложение - Вычитание << Сдвиг влево >> Сдвиг вправо < Меньше, чем <= Меньше или равно > Больше, чем >= Больше или равно = = Равно != Не равно & Поразрядное логическое "И" ^ Поразрядное исключающее "ИЛИ" | Поразрядное логическое "ИЛИ" && Логическое "И" || Логическое "ИЛИ" ?: Условная (тернарная) операция = Присваивание +=, - =, *=, /=, %=, <<=,>>=, &=, |=, ^= Бинарные операции (например, а *= b(т.е. a = a * b) и т.д.) , Операция запятая Для исключения путаницы в понятиях "операция" и "оператор", необходимо отметить, что оператор - это наименьшая исполняемая единица программы. Различают операторы выражения, действие которых состоит в вычислении заданных выражений (например: a = sin(b)+c; j++;), операторы объявления, составные операторы, пустые операторы, операторы метки, цикла и т.д. Для обозначения конца оператора в языке С++ используется точка с запятой. Что касается составного оператора (или блока), представляющего собой набор логически связанных операторов, помещенных между открывающей ({) и закрывающей (}) фигурными скобками ("операторными скобками"), то за ним точка с запятой не ставится. Отметим, что блок отличается от составного оператора наличием определений в теле блока. Охарактеризуем основные операции языка С++. Сначала рассмотрим одну из них - операцию присваивания (=). Выражение вида х = у + z;присваивает переменной х значение суммы переменных у и z. Наличие « ; » в конце операции говорит о том, что записан оператор. На первый взгляд все просто. Но очень часто у начинающих программистов возникает путаница в понимании этого оператора. Это связано с тем, что с точки зрения математики следующие два выражения в общем-то эквивалентны:х = у + z;у + z = х;Но программирование – есть процесс записи на формализованном языке последовательности команд, которые необходимо выполнить для достижения конечного результата. Из этого аспекта и вытекает ключевая разница из этих, казалось бы, тождественных выражений.Для любого языка программирования операция присваивания « = » в обязательном порядке подразумевает следующий порядок ее выполнения. Справа от знака « = » задается источник присваивания (то, что присваивается), а слева – приемник (или то, чему присваивается источник): х = у + z; Приемник Источник Первым вычисляется результат источника, который затем присваивается приемнику, НО НЕ НАОБОРОТ! Именно поэтому выражение у + z = х не имеет смысла! Источником может быть любая последовательность операций. Приемником – только переменная.По этой же причине оператор у + z;тоже бессмыслен, так как результат операции никуда не сохранен! (За исключением использования механизма перегрузки операции в классах, который будет рассмотрен во втором семестре). Операцию "=" разрешается использовать многократно в одном выражении, например: x = y = z = 100;Различают унарные, бинарные итернарные операции. У первых из них один операнд, у вторых – два и у третьих - три. В языке Си выделяют три группы операций: арифметические операции; логические операции и операции отношения; операции с битами. 1. Арифметические операции задаются следующими символами (таблица 3.1): +, -, *, /, %, -, !, . Например: a = b + c;a = b - c;a = b * c;a = b / c;a = b % c; a = !b;a = -b;a = b;a = sizeof (b);Операции +, -, * интуитивно понятны и не нуждаются в объяснении.Операции увеличения и уменьшения на 1 (++ и --).Эти операции, называемые также инкрементом и декрементом, имеют две формы записи - префиксную, когда операция записывается перед операндом, и постфиксную. В префиксной форме сначала изменяется операнд, а затем его значение становится результирующим значением выражения, а в постфиксной значением выражения является исходное значение операнда, после чего он изменяется.Операция определения размера sizeof предназначена для вычисления размера объекта или типа в байтах, и имеет две формы:sizeof выражение или sizeof( тип )Операции отрицания (-, ! и ). Арифметическое отрицание (унарный минус-) изменяет знак операнда целого или вещественного типа на противоположный. Логическое отрицание(!) дает в результате значение 0, если операнд есть истина( не нуль), и значение 1, если операнд равен нулю. Операнд должен быть целого или вещественного типа, а может иметь также тип указатель. Поразрядное отрицание(), часто называемое побитовым, инвертирует каждый разряд в двоичном представлении целочисленного операнда.Деление (/) и остаток от деления(%). Операция деления применима к операндам арифметического типа. Если оба операнда целочисленные, результат операции округляется до целого числа, в противном случае тип результата определяется правилами преобразования. Операция остатка от деления применяется только к целочисленным операндам. Знак результата зависит от реализации.Бинарные операции +=, -=, *= и /= эквивалентны следующим: a += 3;a -= 3;a *= 3;a /= 3;  a = a + 3;a = a - 3;a = a * 3;a = a / 3; 2. Поразрядные операции задаются следующими символами (таблица 3.1): <<, >>, &, |, ^. Например:a = b << 3;a = b >> 2;a = b & c;a = b | c;a = b ^ c;Операции сдвига (<< и >>) применяются целочисленным операндам. Они сдвигают двоичное представление первого операнда влево или вправо на количество двоичных разрядов, заданное вторым операндом. При сдвиге влево (<<) освободившиеся разряды обнуляются. При сдвиге вправо (>)освободившиеся биты заполняются нулями, если первый операнд беззнакового типа, и знаковым разрядом в противном случае. Операции сдвига не учитывают переполнение и потерю значимости.Примеры: int i=10, j, k ; /* i = 0000 1010 */k = i<<2 ; /* k = 0010 1000 */j = k<<1 ; /* j = 0101 0000 */i = j>>4 ; /* i = 0000 0101 */Битовые операции (&, |, ^) применяются только к целочисленным операндам и работают с их двоичными представлениями. При выполнении операций операнды сопоставляются побитового (первый бит первого операнда с первым битом второго, второй бит первого операнда со вторым битом второго, и т д.).При поразрядной конъюнкции, или поразрядном И (операция обозначается &) бит результата равен 1 только тогда, когда соответствующие биты обоих операндов равны 1.При поразрядной дизъюнкции, или поразрядном ИЛИ (операция обозначается |) бит результата равен 1 тогда, когда соответствующие биты хотя бы одного из операндов равен 1.При поразрядном исключающем ИЛИ (операция обозначается ^) бит результата равен 1 только тогда, когда соответствующий бит только одного из операндов равен 1.Примеры: int i=6, j=5, k ; /* i = 0110, *//* j = 0101 *//* --------- */k = i&j ; /* k = 0100 */k = i|j ; /* k = 0111 */k = j^j ; /* k = 0011 */3. Логические операции и операции отношения задаются следующими символами (таблица 3.1): <, <=, >, >=, ==, !=, &&, ||.Логические операции (&&и ||). Операнды логических операций И (&&) и ИЛИ (||) могут иметь арифметический тип или быть указателями, при этом операнды в каждой операции могут быть различных типов. Преобразования типов не производятся, каждый операнд оценивается с токи зрения его эквивалентности нулю (операнд, равный нулю, рассматривается как false, не равный нулю - как true).Результатом логической операции является true или false. Результат операции логическое И имеет значение true только если оба операнда имеют значение true. Результат операции логическое ИЛИ имеет значение true, если хотя бы один из операндов имеет значение true. Логические операции выполняются слева направо. Если значение первого операнда достаточно, чтобы определить результат операции, второй операнд не вычисляется. Результаты логических операций могут быть представлены следующим образом:Таблица 3.2 – Логические операции языка Си x y x && y x || y 0 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 1 1 Операции отношения (<, <=, >, >=, = =, !=) сравнивают первый операнд со вторым. Операнды могут быть арифметического типа или указателями. Результатом операции является значение true или false (любое значение, не равное нулю, интерпретируется как true). Операции сравнения на равенство и неравенство имеют меньший приоритет, чем остальные операции сравнения. Результаты операций отношения могут быть представлены следующим образом:Таблица 3.3 – Операции отношения языка Си  x y x < y x <= y x > y x >= y x = = y x != y 0 0 false true false true true false 0 1 true true false false false true 1 0 false false true true false true 1 1 false true false true true false 1>2>1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ Исследование арифметических операций для заданных исходных данных исследовать влияние типа данных на конечный результат для всех арифметических операций. Пример:typedef signed short int INT;int main(int argc, char* argv[]){INT a=12678, b=-19003, c;float x=a,y=b,z;char d=156,e=68,f;cout<<"\n------------------\nInteger: a="<c=a-b; cout<<"\n-: "<c=a*b; cout<<"\n*: "<c=a/b; cout<<"\n/: "<c=a%b; cout<<"\n%: "<c=-a; cout<<"\n-: "<c=!a; cout<<"\n!: "<c=a; cout<<"\n

Лабораторная работа № 4Применение управляющих инструкций языка для организации ветвлений в программе

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Лабораторная работа № 5Исследование циклов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

Лабораторная работа № 6Применение массивов и указателей для решения прикладных задач

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Лабораторная работа № 7Исследование массивов и указателей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

Лабораторная работа № 8Применение функций работы со строками для решения прикладных задач

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

Практическое занятие № 6Использование функций для работы с массивами

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Практическое занятие № 7Программирование рекурсивных алгоритмов

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Практическое занятие № 8Применение производных типов данных для решения прикладных задач

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Лабораторная работа № 5Исследование методов доступа к файлам данных

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

Лабораторная работа № 6Исследование связанных списков данных

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

a=b/c. Формализация задачи заключается в разработке алгоритма решения задачи и определения соответствия между переменными математической постановки задачи и структурами данных языка программирования.

Алгоритм достаточно прост:

  1. объявление трех переменных;

  2. инициализация первых двух начальными значениями;

  3. вычисление частного;

  4. вывод результата на экран.

Примерный текст программы приведен на рисунке 1.10. Если откомпилировать этот текст (компиляция и запуск программы на выполнение осуществляются нажатием комбинации клавиш Ctrl+F7), то в окне сообщений Output появится множество строк с сообщениями об ошибках (рисунок 1.11). Появление ошибок при наборе текста программы – процесс неизбежный, хотя количество допускаемых ошибок уменьшается с опытом.



Рисунок 1.10 - Окно редактора кода с текстом программы

Обычно основную массу ошибок составляют следующие ошибки:

  1. оператор не закончен «точкой с запятой»;

  2. переменная использована, но не объявлена;

  3. вызвана неизвестная функция;

  4. ошибка несоответствия типов.

В приведенном листинге умышленно допущен ряд ошибок.

syntax error : missing ';' before identifier 'a' - пропущена «точка с запятой» перед идентификатором а.

'c' : undeclared identifier – необъявленный идентификатор ‘c’. Действительно, переменная c использована для сохранения результата деления, но она не объявлена.

syntax error : missing ';' before identifier 'printf' - пропущена «точка с запятой» перед идентификатором printf.



Рисунок 1.11 - Окно результатов компиляции

В более ранних версиях была бы указана ошибка 'printf' : undeclared identifier – необъявленный идентификатор ‘printf’. Действительно, эту функцию, не являющуюся ключевым словом (то есть не входящую в состав базовых операторов языка Си), ранние версии компилятора автоматически не распознают. Поэтому необходимо директивой препроцессора #include <stdio.h> подключить соответствующий файл заголовка.

Если же все ошибки исправлены, то приложение запускается на выполнение. Программа работает, но мы не успеваем увидеть окно результатов. Для исправления этого недоразумения добавим функцию ожидания нажатия клавиши
_getch() (рис. 1.12).



Рисунок 1.12 - Окно редактора кода с текстом программы

Если откомпилировать этот текст, то в окне сообщений Output появится строка с сообщением об ошибке (рисунок 1.13).

'_getch' : undeclared identifier – необъявленный идентификатор '_getch'. Действительно, мы использовали эту функцию, но забыли, что она не является ключевым словом (то есть не входит в состав базовых операторов языка Си) и компилятором автоматически не распознается. Поэтому необходимо директивой препроцессора #include ''conio.h'' подключить соответствующий файл заголовка (рис.1.14).



Рисунок 1.13 - Окно результатов компиляции

О шибки исправлены, запускаем приложение на выполнение. При этом, из рисунка 1.14 видно, что результат работы программы выводится в отдельное окно, которое отображает работу программы в режиме эмуляции MS-DOS.

Рисунок 1.14 - Отлаженное и запущенное приложение с окном результатов

После нажатия любой клавиши программа заканчивает свою работу, и окно MS-DOS закрывается.

После получения отлаженного работающего кода приложения, в соответствии с этапами решения задачи на ЭВМ, наступает этап тестирования приложения. Среда разработки Microsoft Visual Studio предоставляет широкие возможности для тестирования полученного кода. Рассмотрим их.


Рисунок 1.15 - Просмотр текущего значения переменной

Режим тестирования программного кода (или режим пошагового исполнения программы) запускается нажатием клавиши F11 (или путем выбора соответствующих пунктов из командного меню: Build -> Start Debug -> Step Into). При этом возле текущего исполняемого оператора появляется желтая стрелка-указатель (рисунок 1.15).

Самым простым способом проверки текущих значений переменных является выделение переменной, значение которой необходимо просмотреть, и наведение указателя курсора «мыши» на эту выделенную переменную (рисунок 1.15).

П ри этом необходимо иметь ввиду, что посмотреть текущее значение переменной можно только после того, как уже исполнились операторы объявления и инициализации этой переменной.


Следующая предоставляемая возможность просмотра текущих значение переменных реализуется автоматически с использованием окна Watch. Если этого окна нет, или Вы его закрыли, его можно открыть заново следующим образом: Debug -> Windows -> Watch -> Watch 1 (рисунок 1.16).
Для того, чтобы добавить переменную в окно Watch, необходимо выделить ее в коде модуля, и в открывшемся при нажатии правой кнопки мыши контекстном меню выбрать Add Watch


Рисунок 1.16 – Порядок открытия окна Variables

В окне Watch отображаются все добавленные вами переменные того модуля, который выполняется в данный момент (рисунок 1.17).


Рисунок 1.17 – Окно Variables

Таким образом, среда программирования Visual C++ позволяет выполнять программу пооператорно с возможностью просмотра значений переменных программы в реальном масштабе времени. Кроме рассмотренных возможностей, разработчики Microsoft Visual Studio предусмотрели еще ряд других, рассмотрение которых выходит за рамки данного занятия.

На начальных этапах развития вычислительной техники, когда ЭВМ было мало и они были громоздкими, а машинное время стоило очень дорого, основным режимом работы ЭВМ являлся пакетный режим выполнения программ. При таком подходе заранее готовилась программа со всеми исходными данными, затем она ставилась в очередь на выполнение. При достижении своей очереди программа быстро выполнялась, а результаты ее работы либо сохранялись в отдельном файле, либо выводились на материальные носители. Основным недостатком пакетного режима являлось отсутствие диалога между пользователем и программой. Современная же вычислительная техника компактна и доступна многим. Естественно предположить, что теперь целесообразно реализовать возможность диалога между пользователем и программой. Такой режим работы называется диалоговым. Основным продуктом ведения диалога между программой и пользователем является информация (данные). Следовательно, любой современный язык программирования должен обладать способностью вводить и выводить информацию в процессе работы программы.


В языке Си нет встроенных средств ввода и вывода – он осуществляется либо функциями (в стиле Си), либо классами (в стиле С++). Рассмотрим каждый из этих способов.

Функции языка Си. Рассмотрим прототипы функций ввода и вывода информации в стиле Си:

  • int scanf (const char* format, …) // ввод

  • int printf (const char* format, …) // вывод

Эти две функции выполняют форматированный ввод и вывод произвольного количества величин в соответствии со строкой формата format. Строка формата содержит символы, которые при выводе копируются в поток (на экран) или запрашиваются из потока (с клавиатуры) при вводе, и спецификации преобразования, начинающейся со знака %, которые при вводе и выводе заменяются конкретными величинами. Список спецификаций приведен в литературе [1] страницы 387-389. Вместо многоточия задается список переменных, значения которых выводятся в поток (на экран), или вводится из потока (с клавиатуры). Например, операторы:

printf(“Enter time(hh mm ss):”);

выведет на экран фразу Enter time (hh mm ss):

scanf(“\n%i %i %i”,&Hr,&Mn,&Sc);

после нажатия клавиши Enter на клавиатуре запишет три введенных через пробел числа в переменные Hr, Mn, Sc соответственно;

printf(”Current time: %i:%i:%i”,Hr,Mn,Sc);

выведет на экран фразу Current time: 11:23:36, где 11, 23 и 36 – значения переменных Hr, Mn,Sc соответственно.

Классы языка С++. Для ввода и вывода используются стандартные объекты-потоки cin и cout для ввода с клавиатуры и вывода на экран соответственно и операции помещения в поток “<<” и чтения из потока “>>”. Например, операторы:

cout<<”Enter time (hh mm ss):”;

выведет на экран фразу Enter time (hh mm ss):

cin>>Hr>>Mn>>Sc;

после нажатия клавиши Enter на клавиатуре запишет три введенных через пробел числа в переменные Hr, Mn, Sc соответственно;

cout<<”Current time:”

<

выведет на экран фразу Current time: 11:23:36, где 11, 23 и 36 – значения переменных Hr, Mn,Sc соответственно.

Потоки более подробно рассмотрены в литературе [1] на с.265

ПРОГРАММА РАБОТЫ


  1. Отработать весь материал по ходу его изложения в соответствии с теоретическим материалом.

  2. Создать заготовку проекта для консольного приложения с именем
    MyFirstProg.cpp.

  3. Реализовать листинг приведенной в рисунке 1.10 программы (именно этой программы с ошибками).

  4. Запустить его на компиляцию и увидеть разобранные в теоретических сведениях ошибки.

  5. Исправить ошибки (в соответствии с рисунком 1.12) и откомпилировать приложение.

  6. Просмотреть папку с проектом и увидеть приведенные в рисунке 1.6 файлы проекта.

  7. Проинспектировать переменные рассмотренными двумя способами в соответствии с рисунками 1.13, 1.15.

  8. В соответствии с номером рабочего места реализовать следующую задачу с последующим ее тестированием:

    1. ;

    2. ;

    3. ;

    4. ;

    5. ;

    6. ;

    7. ;

    8. ;

    9. ;

    10. ;











  9. Начальные значения всем переменным задаются пользователем путем ввода с клавиатуры, результат работы программы выводится на экран.

Занятие 2

Лабораторная работа № 2
Исследование базовых типов данных языка Си