Файл: Лабораторная работа 1 Изучение среды разработки программ 3 Лабораторная работа 2 Исследование базовых типов данных языка Си 18.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лабораторная работа № 1Изучение среды разработки программ

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Лабораторная работа № 2Исследование базовых типов данных языка Си

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

Лабораторная работа № 3Исследование операций языка Си Цель занятия: Совершенствование навыков объявления, инициализации переменных и ввода и вывода информации Совершенствование навыков разработки программ в среде программирования MS Visual C++ Исследование возможностей языка С++ для реализации арифметических, логических и поразрядных операций над данными Время на выполнение работы: 4 часаПрограмма исследований: Исследование арифметических операций Исследование логических операций Исследование поразрядных операций Подготовка к выполнению работы: Изучить рекомендованную литературу (структура программы на языке высокого уровня, алфавит и элементарные конструкции языка Си, переменные и константы, стандартные типы данных, выражения и операции в языке Си). Изучить материал настоящего руководства. Материалы для подготовки к занятию: Конспект лекций. [1] стр. 31-38. Содержание отчета: Цели исследования. Программа работы. Листинги программ. Результаты исследований. Выводы по каждому пункту и общий вывод. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Любое выражение языка состоит из операндов (переменных, констант и др.), соединенных знаками операций. Знак операции - это символ или группа символов, которые сообщают компилятору о необходимости выполнения определенных арифметических, логических или других действий. Операции выполняются в строгой последовательности. Величина, определяющая преимущественное право на выполнение той или иной операции, называется приоритетом. В таблице 3.1 перечислены различные операции языка Си. Их приоритеты для каждой группы одинаковы. Чем большим преимуществом пользуется соответствующая группа операций, тем выше она расположена в таблице. Приоритеты могут регулироваться с помощью круглых скобок. Таблица 3.1 – Операции языка Си Знак операции Назначение операции ( ) Вызов функции [ ] Выделение элемента массива . Выделение элемента записи -> Выделение элемента записи (тождественно(.)) ! Логическое отрицание Поразрядное отрицание - Изменение знака ++ Увеличение на единицу -- Уменьшение на единицу & Взятие адреса * Обращение по адресу (тип) Преобразование типа (т.е. (float) a) sizeof( ) Определение размера в байтах * Умножение / Деление % Определение остатка от деления + Сложение - Вычитание << Сдвиг влево >> Сдвиг вправо < Меньше, чем <= Меньше или равно > Больше, чем >= Больше или равно = = Равно != Не равно & Поразрядное логическое "И" ^ Поразрядное исключающее "ИЛИ" | Поразрядное логическое "ИЛИ" && Логическое "И" || Логическое "ИЛИ" ?: Условная (тернарная) операция = Присваивание +=, - =, *=, /=, %=, <<=,>>=, &=, |=, ^= Бинарные операции (например, а *= b(т.е. a = a * b) и т.д.) , Операция запятая Для исключения путаницы в понятиях "операция" и "оператор", необходимо отметить, что оператор - это наименьшая исполняемая единица программы. Различают операторы выражения, действие которых состоит в вычислении заданных выражений (например: a = sin(b)+c; j++;), операторы объявления, составные операторы, пустые операторы, операторы метки, цикла и т.д. Для обозначения конца оператора в языке С++ используется точка с запятой. Что касается составного оператора (или блока), представляющего собой набор логически связанных операторов, помещенных между открывающей ({) и закрывающей (}) фигурными скобками ("операторными скобками"), то за ним точка с запятой не ставится. Отметим, что блок отличается от составного оператора наличием определений в теле блока. Охарактеризуем основные операции языка С++. Сначала рассмотрим одну из них - операцию присваивания (=). Выражение вида х = у + z;присваивает переменной х значение суммы переменных у и z. Наличие « ; » в конце операции говорит о том, что записан оператор. На первый взгляд все просто. Но очень часто у начинающих программистов возникает путаница в понимании этого оператора. Это связано с тем, что с точки зрения математики следующие два выражения в общем-то эквивалентны:х = у + z;у + z = х;Но программирование – есть процесс записи на формализованном языке последовательности команд, которые необходимо выполнить для достижения конечного результата. Из этого аспекта и вытекает ключевая разница из этих, казалось бы, тождественных выражений.Для любого языка программирования операция присваивания « = » в обязательном порядке подразумевает следующий порядок ее выполнения. Справа от знака « = » задается источник присваивания (то, что присваивается), а слева – приемник (или то, чему присваивается источник): х = у + z; Приемник Источник Первым вычисляется результат источника, который затем присваивается приемнику, НО НЕ НАОБОРОТ! Именно поэтому выражение у + z = х не имеет смысла! Источником может быть любая последовательность операций. Приемником – только переменная.По этой же причине оператор у + z;тоже бессмыслен, так как результат операции никуда не сохранен! (За исключением использования механизма перегрузки операции в классах, который будет рассмотрен во втором семестре). Операцию "=" разрешается использовать многократно в одном выражении, например: x = y = z = 100;Различают унарные, бинарные итернарные операции. У первых из них один операнд, у вторых – два и у третьих - три. В языке Си выделяют три группы операций: арифметические операции; логические операции и операции отношения; операции с битами. 1. Арифметические операции задаются следующими символами (таблица 3.1): +, -, *, /, %, -, !, . Например: a = b + c;a = b - c;a = b * c;a = b / c;a = b % c; a = !b;a = -b;a = b;a = sizeof (b);Операции +, -, * интуитивно понятны и не нуждаются в объяснении.Операции увеличения и уменьшения на 1 (++ и --).Эти операции, называемые также инкрементом и декрементом, имеют две формы записи - префиксную, когда операция записывается перед операндом, и постфиксную. В префиксной форме сначала изменяется операнд, а затем его значение становится результирующим значением выражения, а в постфиксной значением выражения является исходное значение операнда, после чего он изменяется.Операция определения размера sizeof предназначена для вычисления размера объекта или типа в байтах, и имеет две формы:sizeof выражение или sizeof( тип )Операции отрицания (-, ! и ). Арифметическое отрицание (унарный минус-) изменяет знак операнда целого или вещественного типа на противоположный. Логическое отрицание(!) дает в результате значение 0, если операнд есть истина( не нуль), и значение 1, если операнд равен нулю. Операнд должен быть целого или вещественного типа, а может иметь также тип указатель. Поразрядное отрицание(), часто называемое побитовым, инвертирует каждый разряд в двоичном представлении целочисленного операнда.Деление (/) и остаток от деления(%). Операция деления применима к операндам арифметического типа. Если оба операнда целочисленные, результат операции округляется до целого числа, в противном случае тип результата определяется правилами преобразования. Операция остатка от деления применяется только к целочисленным операндам. Знак результата зависит от реализации.Бинарные операции +=, -=, *= и /= эквивалентны следующим: a += 3;a -= 3;a *= 3;a /= 3;  a = a + 3;a = a - 3;a = a * 3;a = a / 3; 2. Поразрядные операции задаются следующими символами (таблица 3.1): <<, >>, &, |, ^. Например:a = b << 3;a = b >> 2;a = b & c;a = b | c;a = b ^ c;Операции сдвига (<< и >>) применяются целочисленным операндам. Они сдвигают двоичное представление первого операнда влево или вправо на количество двоичных разрядов, заданное вторым операндом. При сдвиге влево (<<) освободившиеся разряды обнуляются. При сдвиге вправо (>)освободившиеся биты заполняются нулями, если первый операнд беззнакового типа, и знаковым разрядом в противном случае. Операции сдвига не учитывают переполнение и потерю значимости.Примеры: int i=10, j, k ; /* i = 0000 1010 */k = i<<2 ; /* k = 0010 1000 */j = k<<1 ; /* j = 0101 0000 */i = j>>4 ; /* i = 0000 0101 */Битовые операции (&, |, ^) применяются только к целочисленным операндам и работают с их двоичными представлениями. При выполнении операций операнды сопоставляются побитового (первый бит первого операнда с первым битом второго, второй бит первого операнда со вторым битом второго, и т д.).При поразрядной конъюнкции, или поразрядном И (операция обозначается &) бит результата равен 1 только тогда, когда соответствующие биты обоих операндов равны 1.При поразрядной дизъюнкции, или поразрядном ИЛИ (операция обозначается |) бит результата равен 1 тогда, когда соответствующие биты хотя бы одного из операндов равен 1.При поразрядном исключающем ИЛИ (операция обозначается ^) бит результата равен 1 только тогда, когда соответствующий бит только одного из операндов равен 1.Примеры: int i=6, j=5, k ; /* i = 0110, *//* j = 0101 *//* --------- */k = i&j ; /* k = 0100 */k = i|j ; /* k = 0111 */k = j^j ; /* k = 0011 */3. Логические операции и операции отношения задаются следующими символами (таблица 3.1): <, <=, >, >=, ==, !=, &&, ||.Логические операции (&&и ||). Операнды логических операций И (&&) и ИЛИ (||) могут иметь арифметический тип или быть указателями, при этом операнды в каждой операции могут быть различных типов. Преобразования типов не производятся, каждый операнд оценивается с токи зрения его эквивалентности нулю (операнд, равный нулю, рассматривается как false, не равный нулю - как true).Результатом логической операции является true или false. Результат операции логическое И имеет значение true только если оба операнда имеют значение true. Результат операции логическое ИЛИ имеет значение true, если хотя бы один из операндов имеет значение true. Логические операции выполняются слева направо. Если значение первого операнда достаточно, чтобы определить результат операции, второй операнд не вычисляется. Результаты логических операций могут быть представлены следующим образом:Таблица 3.2 – Логические операции языка Си x y x && y x || y 0 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 1 1 Операции отношения (<, <=, >, >=, = =, !=) сравнивают первый операнд со вторым. Операнды могут быть арифметического типа или указателями. Результатом операции является значение true или false (любое значение, не равное нулю, интерпретируется как true). Операции сравнения на равенство и неравенство имеют меньший приоритет, чем остальные операции сравнения. Результаты операций отношения могут быть представлены следующим образом:Таблица 3.3 – Операции отношения языка Си  x y x < y x <= y x > y x >= y x = = y x != y 0 0 false true false true true false 0 1 true true false false false true 1 0 false false true true false true 1 1 false true false true true false 1>2>1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ Исследование арифметических операций для заданных исходных данных исследовать влияние типа данных на конечный результат для всех арифметических операций. Пример:typedef signed short int INT;int main(int argc, char* argv[]){INT a=12678, b=-19003, c;float x=a,y=b,z;char d=156,e=68,f;cout<<"\n------------------\nInteger: a="<c=a-b; cout<<"\n-: "<c=a*b; cout<<"\n*: "<c=a/b; cout<<"\n/: "<c=a%b; cout<<"\n%: "<c=-a; cout<<"\n-: "<c=!a; cout<<"\n!: "<c=a; cout<<"\n

Лабораторная работа № 4Применение управляющих инструкций языка для организации ветвлений в программе

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Лабораторная работа № 5Исследование циклов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

Лабораторная работа № 6Применение массивов и указателей для решения прикладных задач

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Лабораторная работа № 7Исследование массивов и указателей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

Лабораторная работа № 8Применение функций работы со строками для решения прикладных задач

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

Практическое занятие № 6Использование функций для работы с массивами

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Практическое занятие № 7Программирование рекурсивных алгоритмов

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Практическое занятие № 8Применение производных типов данных для решения прикладных задач

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Лабораторная работа № 5Исследование методов доступа к файлам данных

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

Лабораторная работа № 6Исследование связанных списков данных

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

n, требуется умножить на n факториал числа (n-1). Известно также, что 0!=1 и 1!=1.

Рассмотрим реализацию рекурсивной функции для вычисления факториала числа:

long fakt (long n)

{

if (n==0 || n==1) return 1;

return (n*fakt(n-1));

}

То же самое можно записать короче:

long fakt(long n)

{

return (n>1)?n*fakt(n-1):1;

}

Рассмотрим реализацию этой же задачи без использования рекурсии:

Long fakt(int n)

{

long m=1;

for (int i=2;i<=n;i++)

m*=i;

return m;

}

Как видно из примера, данная реализация является менее эффективной хотя бы только потому, что для работы такой функции по сравнению с рекурсивным алгоритмом нужно создавать как минимум три дополнительных локальных переменных.

Таким образом, любую рекурсивную функцию можно реализовать без применения рекурсии, но для этого программист должен обеспечить хранение всех необходимых данных самостоятельно. Достоинством рекурсии является компактная запись, а недостатками – расход времени и памяти на повторные вызовы функции и передачу ей копий параметров и, главное, опасность переполнения стека.

  1. Программирование рекурсий

Рассмотрим еще один пример функции, с которой мы уже знакомились на практическом занятии №7 – функция определения длины строки strlen(s). Учитывая, что элементы любого массива расположены друг за другом и любой строковый массив заканчивается символом окончания строки «\0», то можно рекурсивно вызывать функцию определения длины строкового массива (или строки):

int lengh(char *a)

{

static int n=0;

n++; a++;

return (*a!='\0')?lengh(a):n;

}

Разберем работу этой рекурсивной функции.

В функцию передается указатель на строку, длину которой необходимо определить. В функции объявляется статическая переменная, задача которой – подсчет количества вызовов функции, что и будет говорить о длине строки. При каждом вхождении в функцию ее значение увеличивается на 1. Так же, при каждом вхождении в функцию адрес начала строки увеличивается на 1, что соответствует уменьшению строки на один символ, на который увеличилась подсчитываемая длина строки. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока указатель на текущий элемент строки не укажет на символ окончании строки, что и будет признаком окончания рекурсивного вызова функции. В завершении целесообразно привести текст функции
main(), в которой происходит вызов рассмотренной рекурсивной функции:

int main(int argc, char* argv[])

{

char str[50]; int n=0;

cout<<"\Input the string: ";

cin>>str;

n=lengh(str);

cout<

return 0;

}
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

ПРОГРАММА РАБОТЫ


  1. Реализовать программу вычисления факториала числа.

  2. Реализовать программу вычисления длины строки.

  3. Самостоятельно разработать и реализовать программу нахождения суммы чисел до заданного с использованием рекурсии.


Занятие 13

Практическое занятие № 8
Применение производных типов данных для решения прикладных задач



Цель занятия:


  • Совершенствование навыков разработки программ в среде программирования MS Visual C++

  • Совершенствование навыков описания и использования функций в программах

  • Получение начальных навыков в объявлении, инициализации и использовании производных типов данных


Время на выполнение работы: 4 часа
Учебные вопросы:


  1. Изучение порядка объявления и инициализации производных типов данных

  2. Программирование с использованием производных типов данных

  3. Использование функций для работы с производными типами данных


Подготовка к выполнению работы:


  1. Изучить рекомендованную литературу (базовые конструкции структурного программирования, массивы и указатели, функции, производные типы данных).

  2. Изучить материал настоящего руководства.


Материалы для подготовки к занятию:


  1. Конспект лекций

  2. [1] стр. 67-71.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ


  1. Изучение порядка объявления и инициализации производных типов данных

Структуры в Cи применяют просто для логического объединения связанных между со­бой данных. В структуру, в противоположность массиву, можно объединять дан­ные различных типов.

В языке С++ структура является видом структуруа и обладает всеми его свойствами, но на данном этапе изучения языка С++ достаточно использовать структуры так, как они определены в языке Си:

struct [ имя_типа ]

{

тип_1 элемент_1;

тип_2 элемент_2;

. . .

тип_n элемент_n;

} [ список описателей ];

Элементы структуры называются полями структуры и могут иметь любой тип, кроме типа этой же структуры, но могут быть указателями на него. Если отсутствует имя типа
, должен быть указан список описателей переменных, указателей или массивов. В этом случае описание структуры служит определением элементов этого списка:

// Пример, описывающей анкетные данные о студентах

struct

{

char fam[20];

char name[15];

int age;

} stud[30], *ptr;

В данном примере описывается структура, содержащая три поля: символьный массив на 20 элементов с именем fam, символьный массив на 15 элементов с именем name и целочисленная переменная с именемage, которые предназначены для хранения информации о фамилии, имени и возрасте студента соответственно. В списке описателей задан массив из 30 экземпляров этой структуры и указатель на структуру (который тоже задает экземпляр структуры, который идентифицируется не по имени экземпляра, а по имени указателя, который хранит адрес начала памяти, выделенной на экземпляр структуры, но без имени экземпляра). Если список описателей отсутствует, описание структуры определяет новый тип, имя которого можно использовать в дальнейшем наряду со стандартными типами, например:

struct student

{

char fam[20];

char name[15];

int age;

};

int main()

{ . . .

student stud[30], *ptr;

. . .

return 0;

}

В данном примере описана глобальная структура данных типа структуры с заданием нового типа данных student. Задание же экземпляров этой структуры производится в рамках функции main().

Переменные структурного типа можно размещать и в динамической области па­мяти, для этого надо описать указатель на структуру и выделить под нее место:

student *ptr=new student; // экземпляр структуры

student *stud=new student[N];// массив экземпляров

// структур

Для инициализации структуры значениями используются те же методы, что и для обычных типов данных, но с небольшим дополнением: для доступа к полю структуры, экземпляр которой создан как обычная переменная или массив – через операцию «точка», а для обращения к полю структуры, экземпляр которой создан как указатель на структуру – через операцию «стрелка»:

stud[1].fam=”Сидоров”; // Доступ

stud[1].name=”Александр”; // по имени

stud[1].age=23; // экземпляра

prt->fam=”Петров”; // Доступ

ptr
->name=”Семен”; // через указатель

ptr->age=21; // на структуру

На практике инициализация полей структуры, описанной массивом экземпляров, осуществляется с использованием циклов с параметром:

for (int i; i

{

cout<<”\nВведите фамилию студента: “;

cin >>stud[i].fam;

cout<<”\nВведите имя студента: ”;

cin >>stud[i].name;

cout<<”\nВведите возраст студента: ”;

cin >>stud[i].age;

}

  1. Программирование с использованием производных типов данных

Сами по себе структуры являются лишь средством описания сложных типов данных, но основное их достоинство – удобство в поиске и анализе описанных в таком виде данных. Например, необходимо вывести на экран данные о всех студентах, чей возраст на данный момент не превышает 22 лет:

k=0;

for (j=0; j

if ( stud[j].age<=22 )

{

cout<<”\nФамилия: ”<

cout<<”\tИмя: ”<

cout<<”\tВозраст: ”<

k++;

}

if (k==0) cout<<”\nТаких студентов нет!”;

или о студентах, чья фамилия “Петров”:

k=0;

for (j=0; j

if ( strcmp(stud[j].fam, “Петров”)==0 )

{

cout<<”\nФамилия: ”<

cout<<”\tИмя: ”<

cout<<”\tВозраст: ”<

k++;

}

if (k==0) cout<<”\nТаких студентов нет!”;

  1. Использование функций для работы с производными типами данных

В соответствии с модульным подходом к программированию целесообразно реализовывать вопросы поиска в отдельных функциях, например:

void ZaprosFamily(student *k, char *f);

int main()

{ . . .

char *family;

. . .

cout<<”\nВведите фамилию для поиска: ”;

cin >>family;

ZaprosFamily(kurs, family);

. . .

return 0;

}

void ZaprosFamily(student *k, char *f)

{

k=0;

for (j=0; j

if ( strcmp(k[j].fam, f)==0 )

{

cout<<”\nФамилия: ”<

cout<<”\tИмя: ”<

cout<<”\tВозраст: ”<

k++;

}

if (k==0) cout<<”\nТаких студентов нет!”;

return;

}

В этом примере в функцию передаются два указателя: один типа student, другой типа char. Что же это за указатели, почему они передаются и что значат?

Первый указатель есть указатель на тип данных student, то есть на структуру. Почему передается указатель? Потому, что экземпляры структуры описаны в виде массива экземпляров, а, известно, что имя массива есть указатель на нулевой элемент массива. Таким образом, мы передаем в функцию через указатель весь массив экземпляров структуры.

Второй указатель есть указатель на тип данных char, то есть на символьный тип данных. Через этот указатель в функцию передается строка для поиска интересующей нас фамилии студента.

В результате работы функции ничего не возвращается (тип возвращаемого значения void), но нам ничего и не надо возвращать, так как функция и так выводит на экран список интересующих нас студентов.

1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22