ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»
(СПбГУТ)
ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольная работа
По дисциплине «Основы деловых коммуникаций»
На тему «Ролевые модели участников коммуникации»
Фамилия:_ _____
Имя:_ ___
Отчество:_ __
№ зачетной книжки:__ _
Группа №:_ _ _ _
Проверил:______________
Санкт-Петербург
2021
Содержание.
-
Введение.
-
Понятие коммуникации.
-
Виды ролевых моделей участников коммуникации.
-
Типы коммуникантов.
-
Заключение.
-
Список литературы.
-
Введение.
В настоящее время экономика Российской Федерации претерпевает большие изменения. В связи с этим обстоятельством все больше организаций начинают ценить умения, связанные с взаимодействием персоналий в обществе, умением налаживать контакт и обеспечивать слаженность общей деятельности внутри компании. В связи с таким обстоятельством можно сказать, что нет таких организаций, внутри которых не существует коммуникативных проблем. Именно поэтому налаживание коммуникаций внутри компании – есть одна из самых важных управленческих задач, которая ставится перед руководством компаний.
Коммуникация в общем смысле – это общение, передача какой-либо информации от одного человека к другому. Такой же широкий смысл вкладывается с это слово, когда рассматривается как процесс взаимодействия людей (а именно взаимообмен информацией, взаимное общение, обмен мнениями и доводами по общему вопросу между людьми) посредством чего-либо (какие-либо вербальные или невербальные средства, средства технической связи и т.д.).
Общение – это процесс социализации и укрепления связей между людьми, так или иначе связанными общим видом деятельности. Оно состоит из различных видов передачи информации, которые появились в следствие социального взаимодействия людей в ранние годы, а также из составляющих восприятия собеседника и условий общего взаимодействия.
Информационный процесс задействован в любых частях организации или предприятия. Поэтому жизнедеятельность в организации в той или иной степени нуждается в ведении эффективной коммуникации.
Цель нашей работы – изучить возможные ролевые модели поведения участников коммуникации. Для достижения поставленной цели были выведены следующие задачи:
- обозначить само определение коммуникации;
- рассмотреть основные виды ролевых моделей участников коммуникации.
При написании данной работы были задействованы различные источники информации: СМИ, учебники, тематические интернет-ресурсы. Наша работа состоит из вводной части, основной части и заключения. Основная часть содержит в себе ряд рассмотренных ключевых вопросов, по которым проводился общий анализ актуальной темы.
-
Понятие коммуникации.
Прежде чем выделять основные ролевые модели участников общения, нужно понять, что, собственно, представляет собой сам процесс коммуникации или общения.
В теории управления в настоящий момент еще нет единого вида деловой коммуникации. Ровно так же, как и не существует единого термина-определения. Тем не менее, большинство исследователей понимают под этим понятием процесс взаимодействия, существующий посредством обмена информацией и нацеленный на получение вполне определенных результатов взаимодействия. Такое взаимодействие возникает в процессе целенаправленной и вполне определенной деятельности.
Некоторые теории управления делают упор на причинно-следственные связи и функциональную сущность. Ярким примером этого может служить деловая коммуникация, которая использует символьную и знаковую технику. Деловая коммуникация появилась благодаря необходимости вести совместную деятельность среди коллег или партнеров по бизнесу.
Процедуру коммуникации в менеджменте можно условно разделить на четыре этапа:
- первый этап – начальный. Он возникает, когда требуется наладить контакт;
- второй этап – возникает, когда требуется определить цели коммуникации между контактами;
- третий этап – это этап, связанный планированием течения беседы. В данном случае, собеседник может почувствовать, о чем речь будет идти в беседе, что ему будет сказано и т.д.;
- четвертый этап – это завершающий этап установления связи с оппонентом. На данном этапе собеседники обмениваются идеями, мыслями, мнениями. Результатом данного этапа становится установление контакта, объединение общих целей, обмен идеями и корректировка общего дела.
Виды коммуникаций на предприятиях весьма разнообразны. Если взять структурный критерий градации, следует упомянуть, что такие структуры бывают вертикальными или горизонтальными.
Горизонтальные коммуникации представляют собой связь посредством обмена информации на одном подуровне – т.е. контактеры, занимающие одинаковое социальное положение относительно друг друга. Они просто сообщают друг другу важную информацию, делятся общими впечатлениями и опытом по общему делу.
Вертикальные коммуникации в организации – это взаимодействие подчиненных и менеджеров-управленцев. Здесь все основано на передаче информации от подчиненного к руководящему лидеру. Это и написание отчётов, пояснительных записок, всевозможные рапорты, проведения «летучек» и брифингов и т.п.
В управленческой деятельности выделяют так же межличностную коммуникацию. В данном случае необходимо, чтобы субъекты общения находились в непосредственном контакте. Межличностная коммуникация связана с определенными преградами между субъектами. Часто они возникают из недоброжелательного отношения сторон общения друг к другу. Не следует забывать о том, что все люди воспринимают одинаково преподнесённые сведения индивидуально и по-разному. Речь не только о коммуникативных преградах, но и об эмоциональном составляющей и отношении в целом людей по поводу тех или иных вопросов.
Качество формализации – еще один критерий отбора. Речь идет о типизации и стандартизации взаимоотношений между собеседниками. В коммерческих структурах они, как правило, регламентируются определенными документами и нормативами внутреннего поведения, локальными актами. Соблюдение таких нормативов приводит к тому, что бизнес работает как единый и хорошо отлаженный механизм, а дисциплина внутри предприятия находится на высочайшем уровне.
Безусловно, формализация общения в любой организации создают некоторые преграды между коллегами, но и польза от формализации рабочих процессов становится очевидной. Однако стоит сказать, что в наши дни многие предприятия стараются их типизировать.
Возможно существование и неформальных коммуникаций в организации. Как правило, они нацелены на удовлетворение потребностей отдельных персоналий или групп людей. Неформальные связи, как правило, имеют вполне чёткую структуру, они могут быть и горизонтальными, и вертикальными.
Взаимодействие на предприятии также может быть невербальным и вербальным. Вербальная коммуникация, в свою очередь, делится еще на устную и письменную. Эффективность коммуникации во многом зависит от внутреннего устройства организации, от людей, стоящих у власти, от ТОП-менеджмента. Система коммуникаций и распространения служебной информации должна функционировать бесперебойно на всех уровнях иерархии предприятия.
Проблемы коммуникации возникают по разным причинам. Они могут быть связаны и с тем, что сотрудники не заинтересованы в том, чтобы выполнять свою работу максимально качественно, и в том, что пути передачи информации не проработаны.
Практически все исследователи данной проблемы сходятся во мнении, что активные коммуникации между сотрудниками могут стать решением большинства проблем в организации. Будто чем больше такого общения, тем меньше может возникнуть различных проблем, или же они будут решаться значительно быстрее. К подобной стратегии в бизнесе необходимо относиться с осторожностью. Ведь менеджеры или вся организация в целом при таком подходе могут превратиться в перегруженные центры ответов на различные и многочисленные вопросы, а, следовательно, в хранилище абсолютно ненужной информации.
Еще одной крайностью, которая может повлечь за собой сопутствующие проблемы, является минимальное количество разнообразных каналов для коммуникаций в коллективе. Это не может уменьшить объемы информации, но может сделать ее бесполезной или переводит каналы связи в подпольные центры, что сразу же отражается на качестве принимаемых ТОП-менеджментом решений.
Коммуникационный менеджмент – это такой инструмент управления, при помощи которого сегодня пытаются решить некоторые вопросы коммуникации в коммерческих организациях. Действительно, успеха и впрямь можно добиться только при помощи определенных умений, знаний и навыков. Современный менеджер – это человек, который точно знает, как устроить рабочий процесс.
-
Виды ролевых моделей участников коммуникации.
Коллеги в рамках одной организации взаимодействуют друг с другом, выполняя каждый свои обязанности и играя определенную роль в межличностном и деловом общении. Коммуникационные роли – это те функции, которые выполняет каждый участник той или иной организации в общем процессе передачи и распространения информации.
Некоторые персоналии – участники этого цикла играют типовую роль и являются «сторожами». Такие личности фильтруют входящий поток информации в рамках общей беседы. Другие собеседники занимают более важные позиции, связывая прочие коммуникационные группы людей в сообществе. Они именуются «связными». Основное отличие еще одной коммуникативной группы состоит в том, что ее участники неформально решающее влияние на поведение остальных, это – «лидеры мнения» (неформальные лидеры). Четвертая группа называется «космополиты» – это участники организации, которые связывают внутреннюю систему деловой коммуникации с внешним миром, обеспечивая этой экосистеме приток информации. На рисунке ниже изображены основные коммуникационные роли индивидуальных персоналий.
Коммуникационные роли индивидов: 1 – «сторож»; 2 – «связной»; 3 – «лидер мнения»; 4 – «космополит».
«Сторож» – это индивид, занимающий такое место в структуре, которое позволяет ему регулировать потоки сообщений, идущие по данному каналу. Основная функция «сторожа» аналогична функции фильтра или вентиля. Если Вы когда-нибудь пытались срочно связаться со своим начальником, а его секретарь утверждает, что он «на совещании», то легко представите себе, что такое «сторож». Секретари, безусловно, лишь один из видов таких «сторожей». Любой индивид в любой деловой среде, в формальной или неформальной, который вклинивается в цепь коммуникации, является «сторожем». Например, в цепи коммуникации А® Б®В индивид Б играет роль «сторожа». Аналогично индивид, занимающий должность, через которую фильтруются любые входящие сообщения, является в известной мере «сторожем». Например, в трехуровневой структуре, показанной на рисунке ниже, индивид Б выполняет функции «сторожа».
Формальная коммуникационная роль «сторожа»
(индивид Б в группе с трехуровневой организационной структурой)
Одна из «сторожевых» функций состоит в уменьшении информационных перегрузок. «Сторож» фильтрует потоки сообщений, отсеивает маловажные сообщения и передает более важные, способствует снижению информационных перегрузок, не препятствуя нормальному функционированию организации.
Т.Аллен в Слоуновской школе бизнеса при Массачусетсском технологическом институте (США) провел серию исследований поведения ученых-«сторожей» и социометрически указал потоки сообщений между ними. Индивиды, названные Т.Алленом «технологическими сторожами», фильтровали потоки технических и научных данных между учеными. Они, как правило, устанавливали контакты со многими другими учеными как вне, так и внутри лаборатории. Такие люди способны действовать в рамках одной экосистемы, получать сообщения, перерабатывать информацию и передавать ее своим коллегам в письменной форме так, чтобы те могли ее использовать по назначению.