Файл: Ролевые модели участников коммуникации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сегодня возникает необходимость в расширении исследований процессов регулирования коммуникаций в организациях, которые разработаны весьма слабо. Ведь «связной» (еще может называться «связующей точкой») – это индивид, связывающий на межличностной основе две и более группы в системе, не принадлежа формально ни к одной из них (определенные личности играют близко связующую роль, являясь при этом членами той или иной группы, называемые «мостиками»). «Связные», таким образом, размещаются на пересечениях информационных потоков в организации. «Связные» важны для передачи сообщений между частями организации. С утратой такого «связного» разрушается единство организации, и его роль является принципиально важной. С точки зрения динамики исполнение такой роли и ее незаменимость в сетях влияют на функционирование организации. Если звено, выполняющее роль «связного», является не ключевым элементом цепочки, то организация будет испытывать сложности во взаимодействии. Если этот человек эффективно выполняет свою функцию, то его действия способствуют ускорению прохождения потоков информации во всей организации. В силу большой важности «связные» были объектом многочисленных исследований. Впервые Джекобсон и Сишор отметили, что некоторые индивиды функционируют в качестве «связных» между группами и их отличает большое количество частых, взаимно направленных и важных контактов, пересекающих всю структуру контактирующих групп. «Связные» активно участвуют в системе коммуникации, но их очень трудно выделить в пределах единственной подгруппы.

Джекобсон и Сишор, обнаружив «связных», не занимались тогда их специальным выявлением. Цель их исследования состояла в поиске социометрических показателей группового членства. Но выявив связи, они убедились, что «связные» между группами существовали во всей сети. При удалении «связных» сеть распадалась на несвязанные элементы и цепочки.

В последующих исследованиях внимание концентрировалось на выявлении числа «связных» в организациях, устойчивости связей и их зависимости от содержания передаваемых сообщений, а также на личностных и коммуникационных характеристиках и свойствах «связных».

При анализе организаций, как правило, выясняется, что многие руководители высшего звена являются «связными».

При изучении 142 преподавателей Мичиганского университета, проведенного Шварцем в 1968 г., было выявлено 22 «связных» (около 15%). Они связывали 29 рабочих групп различного размера. В большинстве исследований от 5 до 20% членов организации оказывались «связными». Точное число и процент связных в сети зависит от таких факторов, как характер вопроса, задаваемого при обследовании (сравните: «С кем Вы беседуете по делам службы?» и «Как часто Вы контактируете с каждым лицом из указанных в списке?»), а также от вида решаемой организационной задачи (например, необходимы ли для ее выполнения сотрудничество или независимость работников).


Однако наметившаяся недавно тенденция в исследованиях «связных» отодвигает вопрос об их числе в организации на второй план. Эменд утверждает, что целесообразней рассматривать каждого индивида в системе как «связного». Поэтому он измерял степень выполнения функции «связного» и корреляцию этой переменной с другими. Баллы по шкале этой переменной начисляются респонденту в зависимости от того, насколько он обеспечивает связность всей сети коммуникации в организации.

Роль «связного» имеет важное практическое значение, поскольку «связной», безусловно, является центральной фигурой, обеспечивающей эффективное функционирование межличностной сети организации. «Связные» занимают стратегические позиции в организациях. Они могут либо ускорять обмен неформальными сообщениями, либо быть узким местом. Роли «связных», видимо, должны быть введены в организации формальным образом, если они не возникают спонтанно.

«Лидер мнения» – это лицо, способное оказывать достаточно заметное неформальное влияние на установки или поведение других индивидов в желаемом направлении. Таким образом, «лидеры мнения» – это, скорее, неформальные, чем формальные лидеры. Понятие «лидер мнения» было впервые введено П.Лазарсфельдом как часть модели, в которой предполагалось, что потоки сообщений движутся от источника по каналам средств массовой информации к «лидерам мнения», передающим эти сообщения тем, кому они считают нужным, например, своим сторонникам.

«Лидеры мнения» приобретают влиятельное положение, оказывая ценные, хотя и редкие услуги своей организации. Следование нормам организации «лидера мнения» является ценной услугой организации, поскольку он служит живым примером правильного поведения для своих последователей.

В общем случае «лидеры мнения» имеют большой доступ к внешним источникам информации, а их основная функция состоит в том, чтобы обеспечить контакты группы с релевантной частью ее внешней среды.

Изучение «лидеров мнения» во множестве ситуаций позволяет выделить их следующие общие черты: более частое общение с внешними компетентными источниками информации; большая доступность их для последователей; большая приверженность нормам возглавляемых ими групп.

Наподобие «сторожей», а возможно и «связных», «лидеры мнения» могут быть сгруппированы по признаку тематики передаваемых сообщений.



В большинстве организаций лидерство мнения характерно не только для высших управляющих. Хоторнские исследования ясно показали, что неформальные лидеры оказывают весьма сильное влияние на производительность труда членов рабочих групп, хотя с точки зрения иерархии эти лидеры занимали те же должности, что и рядовые рабочие.

«Космополит» – это личность, которая чаще, чем остальные, взаимодействует с внешней средой системы. В той мере, в какой любая организация является открытой, она должна иметь по крайней мере нескольких таких «космополитов». В большинстве систем «космополиты» располагаются на вершине и у основания иерархической лестницы. Руководители, совершая частые деловые поездки и используя другие контакты с внешними организациями, в состоянии также получать новые идеи из внешних источников. Большая часть их контактов со средой лежит на макроуровне, поскольку они собирают информацию об изменениях во внешней среде, не располагая знанием тонкостей дела.

Индивиды нижних уровней организационной иерархии также отчасти выступают в роли «космополитов», поскольку они имеют дело с операционными аспектами изменений внешней среды. Так, работники нижнего звена непосредственно контактируют с покупателями, поступающими материалами и топливом, с информацией о производстве. Их «космополитизм» носит, так сказать, земной характер.

В известном смысле «космополиты» являются особым типом «сторожей», поскольку они контролируют коммуникации, по которым новые идеи поступают в систему. Для «космополитов» верхнего уровня характерны деловые поездки, чтение корреспонденции, поступающей из внешней среды, участие в национальных и международных совещаниях и организациях, значительная свобода в выборе места работы. Их примером могут служить профессора университетов, торговые агенты, министры и т.п.

«Космополитизм» некоторых индивидов является ресурсом системы, поскольку они позволяют организации взаимодействовать с внешней средой. Способность предвидеть изменения среды важна для выживания любой системы. Некоторые должности в организации, такие, как специалисты по анализу рынка, по «человеческим отношениям» в фирме, ученые, занятые в сфере исследований и разработок, управляющие сбытом и т.д., обеспечивают возможности более широких контактов со средой. В результате эти, а не другие индивиды с большей вероятностью будут «космополитами».
Классификация коммуникационных ролей:




  1. Типы коммуникантов.


В другой классификации социальные роли делят на определенные типы коммуникантов. На базе определенных исследовательских работ сформирована модель управленческих коммуникаций, характеризующая формы воплощения коммуникаций менеджерами. В данную модель входят:
1.      Гуманист-коммуникатор
2.      Неформальный созидатель
3.      Формальный контролер
4.      Механический изоляционист


Гуманист-коммуникатор интенсивно осуществляет процесс коммуникации в масштабах организационной иерархии как сверху вниз, но и снизу вверх, в общем-то склонен к деятельности, направленной на людей.
Механический изоляционист общается очень изредка и мало, а при общении-формален.
Неформальный созидатель осуществляет неожиданные коммуникации по всем направлениям и тяготеет к деятельности, которая направлена на развитие подчиненных.
Формальный контролер производит заблаговременно запланированные формальные коммуникативные взаимодействия и тяготеет к деятельности, которая связана связанной с мониторингом и контролем. Члены организации контактируют друг с другом, исполняя различные функции. Коммуникационные роли – это функции, которые выполняют члены организации в ходе передачи информации.
Самая простая классификация принадлежит швейцарскому психологу К.Юнгу, который выделил четыре типа познавательной деятельности – эмоциональный, аналитический, ощущающий и интуитивный.

Эмоциональный тип. Ориентируется прежде всего на прошлое. В новой обстановке чувствует себя неуютно и старается избежать решений, которые могут порвать его связи с прошлым. В молодости такие люди были склонны к риску, в среднем возрасте становятся консервативными, оценивают события главным образом по результату – для них важны только те события, которые оставляют яркий след в памяти. Эмоциональные типы с трудом меняют свое мнение о человеке. Они, как правило, все события рассматривают со стороны чисто личных отношений.

Аналитический (мыслительный) тип. Обычно кажется безразличным к происходящему. Однако это только видимость. События интересуют этих людей лишь как строго логический процесс. Окружающие нередко характеризуют людей этого типа каким-нибудь эпитетом из следующего списка: педант, придирчивый, самоуверенный, трудный, надменный. Они сами живут по созданному ими графику и следят, чтобы все их поступки входили в определенную систему. Быстрота действий несвойственна им. Прежде чем действовать, они предпочитают подумать. Вследствие этого мыслительный тип часто бездействует в кризисных ситуациях. Однако, когда кризис углубляется, способность его справляться с этим кризисом возрастает. Никакой другой тип не может так планировать предстоящую деятельность, как мыслительный. При недостатке интеллекта такие люди превращаются в догматиков.


Ощущающий тип. Люди этого типа воспринимают настоящее во всей его полноте и не примешивают к нему свой прошлый опыт. Они не вникают в то, как событие возникло, для них важно то, что событие существует. Для таких людей конкретность предмета – самое важное. Логические рассуждения – не для них. Ощущающий тип хорошо справляется с кризисными ситуациями и неожиданностями. Эти люди привыкли действовать. Как правило, они направляют свою активность на общественные цели, однако нередко вызывают неурядицу на производстве. Часто они характеризуются чертами лидера и преуспевают в стремлении занять руководящее место.

Интуитивный тип. Представители этого типа могут производить на окружающих впечатление людей легкомысленных, непрактичных. Такие люди быстро перескакивают с одной деятельности на другую, у них постоянно возникают разные идеи, и они сразу же пытаются их реализовать. Они, как правило, непунктуальны, неорганизованные, со временем обращаются свободно. Люди этого склада хорошо вдохновляют других видением будущего, это хорошие агитаторы. Если эти люди умны и уравновешенны, они хорошо предвидят будущее. Если их интеллект не на высоте, они могут сильно навредить окружающим. Свои убеждения такие люди отстаивают с яростью. Жизнь часто утомляет их; все, что ускоряет и изменяет жизнь, приветствуется ими.


  1. Заключение.


В данной работе мы постарались раскрыть понятие коммуникации в общем виде, хотя в теории менеджмента не существует единства этого определения. Тем не менее, большинство ученых продолжают изучать этот вопрос и подчеркивают его важность и значимость. Они понимают под этим понятием процесс взаимодействия, существующий посредством обмена информацией и нацеленный на получение вполне определенных результатов взаимодействия. Такое взаимодействие очень важно, например, для ведения бизнеса или обеспечения коммерческого успеха производства и реализации какого-либо продукта или услуги.

А также мы постарались рассмотреть основные типы и виды ролей участников коммуникационного процесса и показать их важность в построении этого процесса. Менеджерам таких организаций следует эффективно распорядиться разнообразием имеющихся в их арсенале участников коммуникации и поддерживать их активность.

Каждый участник социальной коммуникации (межличностного и межгруппового общения) выполняет свою определенную коммуникативную роль. Эта роль зависит от полученной информации и ее назначения. Участник коммуникационного процесса может передать ее дальше в том виде, в котором получил, но может дополнить своим мнением, оценкой, преобразовать или утаить. Поэтому ценность информации сильно зависит от той роли, которую играет участник коммуникационного взаимодействия.