ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение
1. Развитие педагогического мастерства педагога
1.1 Творческий характер педагогической деятельности
2. Критерии сформированности педагогического мастерства
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. (Лизинский В.М.)
Современная система образования, ориентированная на гуманистическое видение педагогического процесса, на отношение к ребёнку, как к главной ценности, на педагогическое творчество, предполагает готовность педагога к самостоятельному осмыслению условий, способствующих развитию его профессионализма. Сегодняшний педагог, где бы он ни работал - в детском саду или школе, в лицее, колледже или вузе, выполняет одновременно несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую, методическую, пропагандистскую и др. Успешная реализация каждой из них требует от педагога определённых знаний, умений, навыков и способностей, а также личностных качеств. Вопросы педагогического мастерства в современной теории и практике занимают важное место. Очевидно, что успешное обучение и воспитание молодёжи в значительной степени связано с идейной убеждённостью, профессиональным мастерством, знаниями и культурой учителя. Современный педагог должен уметь влиять на учащихся, их потребности, интересы. То есть, современной школе нужны педагоги-мастера, высококвалифицированные учителя и воспитатели. Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике; правильно диагностировать явление - определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
А. С. Макаренко подчёркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства и общения. Он утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, не многословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.
Педагог, с точки зрения науки – это специалист, владеющий на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе её осуществления, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда.
1. Развитие педагогического мастерства педагога
Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Слово «мастерство» в значении «мастер - лучший по профессии» раньше было связано в основном с деятельностью ремесленников, например, мастерство повара, ювелира, сапожника, портного и т.п.
С начала XX века понятие «мастерство» всё больше стало связываться с творческими профессиями, например, мастер рифмы - поэт, мастер кисти - художник, мастер сцены - актёр и т. д. С учётом того, что педагогическая деятельность тоже носит творческий характер, естественным стало сочетание «педагог - мастер». «Педагогический профессионализм» определяется через понятие «педагогическое мастерство». Педагогическое мастерство рассматривается как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, как важнейшее качество личности преподавателя и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
Критерии педагогического мастерства: 1.Педагогические критерии успешности учителя: -Уровень обученности наших учеников. -Уровень сформированности общеучебных умений и навыков. -Состояние исследовательской работы, самообразование. -Образование педагогов и повышение квалификации. -Способность к самоанализу, рефлексии. Психологические критерии успешности учителя : -Умение вызвать интерес, повысить мотивацию. -Сознательное обучение ученика. -Взаимоотношения в системе «учитель-ученик». -Учет индивидуальных особенностей ученика.
Личностные критерии успешности учителя: Эмоциональность, Выразительность речи, Творческое начало личности.
1.1 Творческий характер педагогической деятельности
По своей сущности деятельность педагога носит творческий характер, поскольку она включает в себя множество различных ситуаций, требующих немедленного решения. Как правило, эти ситуации нестандартны, поэтому педагог должен находить различные варианты решения проблем - а это, как известно, требует творческого подхода к своей работе. Особенность педагогического творчества обусловливается особенностями труда педагога: обучение, воспитание и развитие - это процесс, включающий в себя бесчисленное количество педагогических ситуаций, связанных с формированием личности, нравственности, мировоззрения, убеждений, сознания, поведения учащихся. В поиске путей, способов (методов), средств решения этих проблем, в технологии их применения и проявляется творчество педагога. Только творчески работающий учитель может успешно обучать и воспитывать детей, подростков, молодёжь, изучать и использовать передовой педагогический опыт.
2. Критерии сформированности педагогического мастерства
В процессе педагогической деятельности очень важно правильно оценивать уровень сформированности педагогического мастерства у того или иного учителя, воспитателя.
Критерии этой оценки:
1. разнообразие методов, средств, форм и видов работы, их новизна; 2. соответствие опыта работы новым достижениям передовой практики; 3. эффективность, актуальность и оптимальность достигнутых результатов, их стабильность на протяжении длительного времени в изменяющихся условиях; 4. умение педагога обобщать свой опыт, обмениваться им с другими педагогами.
Можно выделить три уровня педагогического мастерства: Высокий уровень педагогического мастерства характеризуется способностью учителя к построению педагогического процесса, направленного на создание условий для достижения успеха учащимися, развития их индивидуальных особенностей, и затрагивает перестройку всех компонентов педагогического процесса: цели, содержания, форм, методов и т. д.
Средний уровень характеризуется принятием гуманистических ценностей, центрацией на интересах детей, но ограничивается только гуманизацией сферы общения, знанием основных категорий, принципов, технологий, но неспособностью применить их в конкретной педагогической ситуации. Недостаточный уровень. Для этого уровня характерны следующие показатели: деятельность по инструкции, ориентация на четкое исполнение методических рекомендаций; заимствование образцов деятельности у других учителей; акцентирование внимания на собственных действиях, без привлечения к решению педагогических задач учащихся.
Заключение
Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативная. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний, тогда как знания учителя зачастую как бы разложены "по полочкам", т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать. Вместе с тем, отвечая за себя самого, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем, человек должен ясно давать себе отчет в том, что достойное выполнение профессионального педагогического долга потребует от него принятия на себя целого ряда обязательств. Во-первых, будущему учителю, воспитателю следует объективно оценить свои возможности для будущей педагогической деятельности, узнать и проанализировать свои сильные и слабые стороны.
Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения и общения, в том числе и педагогического. В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога является понимание ученика как такой же самоценной, равно значимой личности как собственное «Я», знание закономерностей поведения и общения.
В-четвертых, педагог является не только организатором учебной деятельности обучаемых, но и вдохновителем сотрудничества участников образовательного процесса, выступает в качестве партнера в деятельности по достижению общих, в известном смысле, целей образования, воспитания и развития. Все мы разные, преподаём разные предметы, но нас объединяет любовь к детям, любовь к своей профессии. Нас, педагогов, ждут дети в школах, чтобы мы не только давали новые знания, но и научили их учиться всю жизнь. Профессия педагога очень важна и значима. И как писал великий чешский ученый Я.А. Коменский: «быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя поставлены на высоко почётном месте и им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». И как солнце освещает своими лучами землю, так учитель должен освещать собой своих учеников, вот к чему должен стремиться настоящий учитель
Список используемой литературы
1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ имени С.М. Кирова, 2004 - 216 с
2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 203
3. Занина Л.В. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
4. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
5. Основы педагогического мастерства: учеб. Пособие для педагогических спец. высших учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под ред. И.А.Зязюна. – М: Просвещение, 1989.
6. Педагогика: Учебное пособие для студ. высших педагогических учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
7. Руднева Т.И. Основы педагогической профессии / Т.И. Руднева. – Самара: Самарский институт управления, 1995.
8. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, и др. – М.2007.
7. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. –8. Ушинский К.Д. Из статьи «Проект учительской семинарии» // Избранные педагогические произведения. – М.:Просвещение, 1968.- с.557