Файл: Курс лекций (бакалавриат) Березники 2014 удк 338 ббк 65. 305 К 14 Рецензент.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 376
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Пермский национальный исследовательский
политехнический университет
Березниковский филиал
(БФ ПНИПУ)
И. Г. Казанцева
Планирование на предприятии
курс лекций (бакалавриат)
Березники 2014
УДК 338
ББК 65.305
К 14
Рецензент:
кафедра «Экономика» Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета; зав. кафедрой, канд. экон. наук, доцент С. А. Черный
Казанцева И. Г.
К 14 Планирование на предприятии: курс лекций (бакалавриат) / И. Г. Казанцева. – Березниковский ф-л Перм. национального исслед. политехн. ун-та. Березники, 2014. – 165 с.
Цель учебного пособия – помочь студентам-бакалаврам по направлению подготовки 380301.62 – «Экономика», профиль «Экономика предприятий и организаций», очной, очно-заочной и заочной форм обучения в освоении теории планирования деятельности промышленного предприятии в условиях рыночной экономики. Содержит обобщенные теоретические и практические знания по разработке планов социально-экономического развития.
Рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании кафедры «Экономика» от ________ 2014 г., протокол № _.
© Березниковский филиал ПГТУ, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ | 5 |
1.1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования | 5 |
1.2. Факторы возрастающей роли планирования в условиях рынка | 7 |
1.3. Пределы планирования 1.4. Система планов на предприятии и их взаимосвязь 1.5. Принципы планирования | 8 10 14 |
1.6. Методы планирования 1.7. Функции и структура плановых служб предприятия | 16 18 |
ТЕМА 2. ПЛАНОВЫЕ РАСЧЕТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ | 21 |
2.1. Понятие о плановых нормативах и нормах 2.2. Классификация и характеристика нормативов и норм 2.3. Трудовые нормативы, их виды и назначение 2.4. Материальные нормативы, их виды и применение 2.5. Методы разработки плановых нормативов и норм 2.6. Механизмы взаимодействия нормативов и плановых показателей | 21 22 23 24 25 27 |
ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 29 |
3.1. Цели и задачи стратегического планирования | 29 |
3.2. Прогнозирование производства конкурентоспособной продукции | 31 |
3.3. Стратегический анализ среды | 33 |
3.4. Анализ конкурентного окружения организации | 36 |
3.5. Анализ затрат конкурентов | 43 |
3.6. Анализ цепочки создания ценности | 44 |
3.7. Анализ обеспеченности ресурсами | 46 |
3.8. Матрица Мак-Кинзи как инструмент стратегического анализа и разработки стратегии | 49 |
3.9. Типы конкурентных стратегий | 59 |
ТЕМА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ | 69 |
ТЕМА 5. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ | 79 |
5.1. Производственная мощность предприятия | 88 |
ТЕМА 6. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ | 100 |
6.1. Планирование капитальных вложений 6.2. Планирование материального обеспечения предприятия | 103 105 |
ТЕМА 7. ПЛАН ПО ТРУДУ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ | 108 |
7.1. Планирование повышения производительности труда 7.2. Планирование численности рабочих 7.3. Планирование фонда заработной платы | 108 112 113 |
ТЕМА 8. ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА И ЦЕН | 116 |
8.1. Планирование себестоимости продукции 8.2. Составление сметы затрат на производство 8.3. Планирование рыночных цен на предприятии | 118 121 124 |
ТЕМА 9. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 128 |
9.1. Общая технология составления сводного плана промышленного предприятия 9.2. Формирование и распределение прибыли на предприятии 9.3. Составление баланса доходов и расходов 9.4. Бюджетное планирование | 128 132 138 142 |
ТЕМА 11. ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ | 145 |
ТЕМА 13. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЛАНОВ | 151 |
ТЕМА 14. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПЛАНИРОВАНИИ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ | 152 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 154 |
ВВЕДЕНИЕ
Курс лекций «Планирование на предприятии» подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом подготовки экономистов-менеджеров по специальности «Экономика и управление на предприятиях (по отраслям)» с целью формирования необходимых профессиональных знаний у будущих экономистов-менеджеров, позволяющих обосновывать и выбирать оптимальные варианты производственных и социально-экономических планов предприятий.
При разработке использовался материал учебников по планированию и управлению на предприятиях авторов А. А. Алексеевой, М. И. Бухалкова, О. И. Волкова, О. В. Девяткина, Р.А., В.М. Попова, В. М. Прудникова, И. М. Разумова, В. К. Скляренко, Г. Р. Фатхутдинова, а также конспекты лекций по данной дисциплине самого автора.
Освещены теоретические и практические основы планирования на предприятиях в условиях рыночных отношений и изложены основные виды, методы и принципы планирования; рассмотрены важнейшие механизмы рыночной системы, экономические нормативы и показатели использования труда, капитала, потенциала предприятия, уделено внимание научному обоснованию и практической реализации комплексных планов социально-экономического развития предприятий.
Содержит значительный блок финансовых, экономических и управленческих знаний и потому может быть полезен студентам других специальностей при изучении экономических дисциплин.
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ
1.1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования
В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития предприятия, форм и наилучших способов осуществления его хозяйственной деятельности на основе:
-
наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров (выполнения работ и оказания услуг), -
установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
В рыночных условиях генеральной целью планирования на предприятиях является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.
Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.
План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.
Составление плана включает такие этапы, как: постановка целей и задач, выбор и обоснование пути и средств их реализации; определение ресурсов, необходимых для выполнения поставленных задач; установление пропорций, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организация выполнения плана и обеспечение контроля над результатами.
Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а оно, в свою очередь, служит их основой. Это такие функции, как обоснование цели, формулирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов и изменение планов, т.п.
Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.
Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации и управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия.
Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.
В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и, главным образом, объект этого планирования.
Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.
Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.
Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности, и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности.
Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет планирования.
Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.
К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:
- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
- планирование основных путей достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых условий для приближения к желаемому будущему;
- определение потребности в ресурсах, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
- проектирование внедрения разработанных планов и контроль их выполнения.
В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты.
Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.
В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа фактов. Второй - дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция – не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий.
Плановая научная и практическая деятельность на предприятиях тесно связана с экономическими целями и действиями и, естественно, со многими учебными дисциплинами цикла подготовки экономистов-менеджеров. Это, прежде всего, такие дисциплины, как маркетинг, менеджмент, экономика предприятия, организация производства, нормирование труда, технология отрасли, управление затратами, бухгалтерский учет, статистика и многие другие.
Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий, в общем виде, степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основой оценки и достигнутых конечных результатов, и степени научной разработанности применяемых на предприятии методов планирования.