Файл: Курс лекций (бакалавриат) Березники 2014 удк 338 ббк 65. 305 К 14 Рецензент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 377

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цеховое



Внутрицеховое


Бригадное




Месячное








Декадное


Сменно-

суточное



В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости, как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующее развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.

Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам, как:

1) по содержанию

Принято выделять технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые планы, а также бизнес-планы, стратегические, программы и планы других видов.


2) по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев

На предприятии различают на высшем уровне управления такие виды планов, как корпоративный и заводской, на среднем уровне управления применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, охватывающая участки, бригады и рабочие места.

3) по методам обоснования

На предприятии находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования.

4) по времени охвата

Планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным (в пределах более 1 года, до 3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет).

5) по сфере применения

Планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное.

6) по стадиям разработки

Планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным, которое завершается утверждением окончательного плана.

7) по степени точности

Планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов, в основном, зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов.

8) по типам целей

Планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.

В зарубежной науке и практике в планировании будущего корпорации принято выделять четыре основных вида ориентации или технологии составления планов.

По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.


Акофф, Рассел Линкольн



Рассел Линкольн Акофф (12 февраля 1919) — известный учёный в области «системного подхода», распространённого направления в теории организации и управления.

Рассел Л. Акофф являлся профессором менеджмента школы Уортона Университета Пенсильвании.

Он автор 22 книг (а также более 150 статей), многие из которых переведены на русский язык: «Планирование будущего корпорации», «Акофф о менеджменте» и др.

Получил степень бакалавр архитектуры в Университете Пенсильвании в 1941 году. В 1947 году защитил степень Доктора философии (по специальности философия науки) там же в Университете Пенсильвании. Работал: визит-профессор Вашингтонского Университета, 1989-95; член совета директоров The Tallberg Foundation (Sweden) с 1987; член правления национальной группы CQM, 1996; консул ООН (программа развития), 1996-1999; член правления компании INTERRACT с 1986; член правления компании Deploy Solutions с 2000.


Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.

Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.

Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.

Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель – максимизировать способность объекта планирования обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.

Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.

Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:

  • формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;

  • обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

  • планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

  • определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

  • проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

Приведенный порядок планирования широко распространен на американских фирмах.

На отечественных предприятиях также применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:

1) составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;

2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;

3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.

Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОДОВОГО ПЛАНА

Разделы плана

Показатели плана

1. План производства и реализации продукции

Номенклатура, ассортимент, товарная и реализованная продукция

2. План технического развития и организации производства

Удельный вес конкурентоспособной продукции,

экономическая эффективность мероприятий

3. План по инвестициям и капитальному строительству

Размеры капитальных вложений в строительно-монтажные работы, эффективность капиталовложений

4. План материально-технического обеспечения (план закупок)

Объем поставок сырья и материалов

5. Труд, персонал и заработная плата

Производительность труда, численность персонала, фонд оплаты труда

6. Себестоимость, прибыль, рентабельность

Смета затрат, себестоимость товарной и реализованной продукции, балансовая и чистая прибыль, рентабельность продукции, продаж

7. Финансовый план (бюджет)

Баланс доходов и расходов, налоги, платежи и отчисления

8. Фонды экономического развития

Сметы фондов (накопления, потребления, резервного и др.)

9. Охрана окружающей среды

Капиталовложения в природоохранные мероприятия, плата за природные ресурсы

10. Социальное развитие коллектива

Уровень социальной обеспеченности работников

11. Внешнеэкономическая деятельность

Размер валютной выручки

 

1.5. Принципы планирования
Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

I.Впервые общие принципы планирования были сформулированы Анри Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

принцип единства предусматривает обязательность разработки общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

принцип непрерывности планирования заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

II. В современной практике планирования, помимо рассмотренных классических, широкую известность имеют общеэкономические принципы.

1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей.

Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Некоторые из них однонаправленные, например, эффективность и оптимальность. Другие, например, гибкость и точность, действуют в разных направлениях.

III. Наряду с рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма, разработанные Р.Л Акоффом в его новом методе интерактивного планирования.

Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя – неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими – неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция.

Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.
1.6. Методы планирования
Методы планированияэто методы подготовки нескольких вариантов планов (или, по крайней мере, одного) для утверждения лицом или органом, принимающим решение.
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ




Графоаналитический

Балансовый

Расчетно-аналитический



Сетевой


Экономико-математические

Программно-

целевые

В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде.

Методы планирования как таковые можно классифицировать по нескольким признакам:

  • по способам составления планов,

  • по методам и срокам реализации планов,

  • по объектам планирования.

По способам составления плановметоды планирования подразделяются:

  • экспертные (или эвристические),

  • математические.

Эвристические – это методы, основанные на опыте специалистов–экспертов, на использовании неполной информации, на интуиции разработчика. Используются в решении наиболее сложных проблем в условиях неопределенности (недостаток информации, неустойчивость развития). В этих методах составления планов используются экспертные оценки – оценки, основывающиеся на интуиции, воображении, опыте. Для достоверности, надежности экспертных оценок необходимо следовать методологическим основам использования экспертных методов. Широко распространены такие экспертные методы, как экспертные опросы, проводимые в несколько туров («метод Дельфы»), метод коллективной генерации идей («мозговая атака»), модели стратегического планирования (PEST-анализ, SWOT-анализ, матрица БКГ, матрица Мак-Кинзи).

Методы математического (оптимального) программирования используются в решении задач по подготовке оптимальных планов, т.е. наилучших по определенным критериям. Задачи математического программирования состоят в отыскании экстремума (max или min) какой-либо функции при наличии ограничений на переменные – элементы решения. Это такие задачи, как:

  • о составе смеси (составить рацион питания с минимальной стоимостью, но с содержанием в нем оговоренных питательных веществ не ниже определенного уровня);

  • об оптимальном плане производства (найти такой вариант плана производства товаров при ограниченном количестве ресурсов или производственных мощностей, чтобы получить максимальную выручку или прибыль);

  • транспортные задачи (выбрать такой план перевозок, чтобы обеспечить и выполнение заданных объемов поставок продукции потребителям, находящимся в разных пунктах, и минимум расходов на доставку).

Задачи математического программирования могут подразделяться по характеру переменных:

  • задачи дискретного программирования (с конечным числом переменных),

  • задачи стохастического программирования (со случайными переменными и параметрами);

по характеру уравнений и неравенств, используемых для описания условий задач:

  • линейное программирование,

  • нелинейное программирование.

Наряду с математическим программированием для составления планов используют «теорию игр». Это теория математических моделей принятия решений в условиях конфликта или неопределенности. Бывают «игры» с «пассивным игроком», который действует независимо от ваших планов: например, составление плана пассажирских авиаперевозок в неопределенных погодных условиях; составление производственного плана сельскохозяйственного предприятия в условиях ожидаемых сроков погодных катаклизмов. Бывают «игры» с «активным игроком», который противодействует в ответ на ваши действия: например, планирование действий фирмы в условиях возможных противодействий конкурентов; планирование работы предприятия в условиях разнообразия действий партнеров. В конечном итоге, решение простых задач «теории игр» сводится к решению задач линейного программирования.

По методам и срокам реализации планов методы планирования подразделяются:

  • директивное планирование,

  • индикативное планирование.

Директивное – предусматривающее безусловное выполнение планов (планы для производственных подразделений предприятия). В директивном планировании используются только те методы разработки планов, которые обеспечивают их однозначность. Это всегда краткосрочные планы, разрабатываемые на период 1 год или меньше (например, на 1 цикл основной деятельности, т.е. 1 оборот оборотных средств).

Индикативное – определяющее лишь ориентиры экономического развития и экономической политики предприятия, региона, государства. При таком планировании подразумевается, что в зависимости от условий экономические индикаторы планов могут варьироваться. Поэтому план должен указывать пределы случайных изменений экономических показателей и последствия неисполнения отдельных пунктов плана. Это, например, стратегический план, долгосрочные (от 5 до 50 лет), среднесрочные (от 2 до 5 лет) планы.

По объектам планирования: объектами планирования могут являться конкретные мероприятия; товары, услуги и работы; структуры; технологии и процедуры.Структуры – важнейшие объекты планирования. Для решения задач, обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия, во многих случаях необходимо создание соответствующих организационных структур (см. лекции по курсу «Менеджмент»).

Технологии и процедуры деятельности представляют собой правила и методики выполнения определенных функций, функциональные обязанности коллективов и отдельных работников. Они должны быть разработаны на основе целей и задач, которые ставятся в планах, и отражены в юридических нормах, в договорах, в уставах, в положениях об организациях и их структурных подразделениях, в должностных инструкциях.
1.7. Функции и структура плановых служб предприятия
В основе эффективного планирования на предприятии лежит системный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия, его внутренней и внешней среды. Системный анализ призван найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия:

1. Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать?

2. В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?

3. Как организовано предприятие и как оно функционирует в действительности?

4. Какая политика и практика предприятия действуют в настоящий период?

5. Каковы главные приоритеты руководства предприятия?

6. Как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас?

7. Какова структура акционерного капитала?

8. Что представляют собой конкуренты предприятия, какова их доля на рынке и как она изменяется?

9. Какие законы и правительственные постановления влияют на работу предприятия, и каким образом?

Полученные в ходе системного анализа ответы на подобные вопросы позволяют выявить все основные факторы, ограничивающие рост предприятия и мешающие его плановому развитию.

Планирование и управление экономической деятельностью тесно связаны между собой такими функциями производственного менеджмента, как выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала – руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д.

Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятия зависит, прежде всего, от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов.

Основой для выбора организационных структур на предприятии служат обычно перспективные планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и многие другие факторы. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор → главный экономист → планово-экономическое управление → планово-финансовый отдел → планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет.

При линейно-функциональной структуре управления по каждому уровню формируется состав служб, пронизывающий все предприятие «сверху донизу».

В условиях рыночной экономики существует множество типов организационных структур, в которые органично должны вливаться плановые службы. Это дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная и т.д. – выбор определяется стратегическими задачами предприятия.

На крупнейших американских предприятиях все работы по планированию делятся между многими исполнителями на определенные функции, этапы и сроки.

1. Центральный плановый отдел формирует цели (30 ноября текущего года на предстоящие пять лет), высшее руководство обсуждает и уточняет размер прибыли, капиталовложений и расширение сбыта.

2. Центральный плановый отдел рассылает для ориентации производственных подразделений записки, содержащие предполагаемые финансовые показатели, объемы сбыта, размеры прибыли и затрат на предстоящие пять лет.

3. Производственные подразделения добавляют свои показатели, за разработку которых они отвечают (31 января следующего года). Каждое подразделение представляет отчет о результатах своей работы по прогнозированию спроса, действий конкурентов, техническим новшествам на пятилетнюю перспективу и финансовый план на ближайшие годы. Представители высшего руководства за это время посещают каждое подразделение и знакомятся с ходом этих работ.

4. Центральный плановый отдел определяет соответствие реальных возможностей достижения подразделениями предложенных высшим руководством плановых показателей и утверждает цели и основные финансовые показатели (28 февраля). Производственные подразделения пересматривают план на второе полугодие (31 марта) и при необходимости изменяют финансовый бюджет на этот период.

5. Центральный отдел планирования утверждает пересмотренный план на второе полугодие (30 апреля). Этот план включает уточненные показатели на оставшийся период года.

6. Производственные отделы составляют планы на два года (30 апреля). Эта работа является продолжением четвертого этапа. Двухлетний план составляется с учетом изменения технологии, условий рынка и т.д. Подразделения составляют баланс на каждый месяц первого года и каждый квартал второго, планируют поступление наличных средств и их использование.

7. Производственные подразделения представляют заявки на требующиеся им денежные средства (30 апреля). Эти средства распределяются только на те проекты, которые должны осуществляться в течение двух лет.

8. Производственные отделы составляют прогноз на 5 лет (30 апреля) по сбыту всех видов выпускаемой продукции по годам. Наряду с прогнозами сбыта намечается примерная сумма затрат и ожидаемая прибыль.

9. Производственные подразделения представляют (31 мая) сводку принятых подразделениями показателей, сведения о возможном поступлении денежных средств, заявку на требуемые инвестиции, прогноз сбыта продукции на пять лет.

10. Высшее руководство принимает решение (30 июня) о распределении финансовых средств на проекты подразделений и общепроизводственные расходы.

11. Все службы составляют свои планы и бюджеты (31 августа), которые включаются в общий план и получают необходимые финансовые средства.

12. Высшее руководство утверждает все планы и бюджеты (30 сентября).
Контрольные вопросы

1.     Что представляет собой планирование в условиях рыночной экономики? Какой круг проблем оно решает?

2.     В чем заключается сущность планирования в свободных рыночных отношениях? Какие цели оно выполняет?

3.     Какие основные функции позволяет осуществлять планирование на предприятии? В чем они выражаются?

4.     Каким основным требованиям должен соответствовать план? Что означает гибкость плана?

5.     Что служит предметом планирования? Что является объектом планирования?

6.     Что выступает результатом планирования? В чем он выражается?

7.     Какие виды планирования применяются на предприятиях?

8.     Как осуществляется рыночное планирование? В чем состоит сущность индикативного планирования?

9.     Какие существуют принципы планирования? Что означают сформулированные Р.Л. Акоффом принципы участия и холизма?

10. Какие основные стадии можно выделить в процессе планирования? С чего начинается и чем завершается планирование?

11. Какие методы планирования могут применяться на предприятии? В чем заключается нормативный метод?

12. Какие основные функции выполняют планово-экономические службы на предприятиях? Какие подразделения занимаются разработкой плановых нормативов?


ТЕМА 2. ПЛАНОВЫЕ РАСЧЕТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
2.1. Понятие о плановых нормативах и нормах

Свободные рыночные отношения основаны на взаимодействии необходимых плановых требований и показателей, учитывающих интересы производителей и потребителей товаров. Решение этих вопросов возможно с помощью системы планово-экономических нормативов и норм, нацеливающих любое производство на получение высокого конечного результата производственно-финансовой деятельности.

В современной экономической литературе отсутствует единое общепризнанное понятие о нормах и нормативах.

Термин «норма» в переводе с латинского означает «руководящее начало», «правило», «образец». Норма – это научно обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях.

Норматив – это расчетная величина затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в нормировании труда, планировании производства и хозяйственной деятельности предприятия.

Расчетные нормы и нормативы одновременно могут быть как абсолютными, так и относительными величинами. Так, при планировании трудовых затрат исходными чаще всего служат нормативы времени, а производными – расчетные нормы времени. При установлении плановых показателей материальных затрат, наоборот, норма расхода различных видов сырья служит основой для получения производственного норматива оборотных средств и т.д.

Нормативы – это фундаментальная экономическая категория, которая имеет свое конкретное научное и практическое содержание, а также форму проявления. Например, трудовые или материальные затраты на единицу продукции, мин. / шт. или кг / шт. Таким образом, норматив – это всеобщая мера потребления и использования различных экономических и производственных ресурсов. С помощью нормативов устанавливаются и регламентируются важнейшие показатели плановой, организационной и управленческой деятельности предприятий, определяется ход производственных процессов, их продолжительность и повторяемость. Они служат мерилом эффективности работы предприятия, своего рода стандартом развития техники, технологии и организации производства, уровня качества и конкурентоспособности продукции. Нормативы являются унифицированной межотраслевой величиной и должны обеспечить полное соответствие развития планируемых объектов с учетом изменений внутренних и внешних условий деятельности предприятия.


Нормы в отличие от нормативов имеют конкретное отраслевое или внутрипроизводственное назначение. Они устанавливаются для соответствующих локальных условий рабочего места или определенного типа производства и должны отражать как общие закономерности, так и специфические особенности развития предприятия и изменение затрат экономических ресурсов при допустимых ограничениях в планируемые сроки их использования. Нормы разрабатываются обычно на краткосрочный, заранее установленный период их применения, в заданных производственных условиях с учетом различных производственно-хозяйственных факторов. Нормы подлежат пересмотру в соответствии с изменением нормообразующих факторов.

По своему значению нормы и нормативы могут быть абсолютными и относительными, общими и частными, плановыми и фактическими, перспективными и текущими, количественными и качественными и т.д.

С практических позиций нормы и нормативы являются исходными величинами и показателями, применяемыми при планировании и оценке различных видов деятельности, выполняемых работ и услуг. Они образуют целую систему экономических, финансовых и иных норм и нормативов и составляют нормативную базу планирования.

2.2. Классификация и характеристика нормативов и норм
В плановой деятельности предприятия широкое применение находят различные нормативы и нормы.

В условиях рынка сокращение расхода ресурсов, снижение трудовых, материальных и других затрат на производство продукции и выполнение услуг становится необходимым экономическим требованием планирования, организации и управления производством. Поэтому на рынке выигрывает тот производитель, который наиболее экономно расходует ограниченные ресурсы и достигает их минимального расхода на единицу выпускаемой продукции.

В соответствии с процессами, протекающими в экономике предприятия и отрасли в целом в рыночных условиях, и механизмами их протекания, все многообразие нормативных материалов классифицируют по следующим признакам:

1. По видам ресурсов необходимо различать нормативы и нормы, регулирующие величину затрат средств производства, предметов труда, рабочей силы на изготовление единицы продукции, выполнение работы или оказание услуги.