Файл: Курс лекций (бакалавриат) Березники 2014 удк 338 ббк 65. 305 К 14 Рецензент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 383

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Факторы возрастающей роли планирования в условиях рынка
1.Увеличение размеров предприятий и усложнение форм его деятельности

Общая черта современных национальных экономик – масштабный характер бизнеса. Так как ведущей концепцией конкурентной теории на протяжении второй половины ХХ в. являлось достижение лидерства за счет эффекта масштаба, то сегодня лидерами многих рынков являются крупные фирмы: на западе около ½ потребностей общества удовлетворяют чуть более 200 крупных компаний, в России исторически сложилось преобладание очень крупных предприятий. В последние десятилетия для защиты от сил конкуренции фирмы стремятся также к перераспределению риска между дополнительными видами бизнеса, т.е. осуществляют диверсифицирование производства.

Масштабы и диверсификация деятельности фирм требуют от них взвешенных решений на основе предвидения будущего с применением научного подхода, что повышает значение качества разрабатываемых планов.

2. Подвижность внешней среды

Современная бизнес-среда отличается высокой подвижностью, изменчивостью, причиной этому является в экономически развитых странах – подвижность спроса, короткий период жизненного цикла большинства продукции, в развивающихся –нестабильность социально-политической сферы.

3. Новый стиль руководства персоналом

В эпоху индустриального общества работник был простым исполнителем, который получал от руководителя детализированные инструкции действий на предстоящий короткий период (задание на неделю, сутки, смену). В современных условиях работник – это творческая личность, проявляющая инициативу для наилучшего выполнения своих обязанностей. Сегодня инструкции для работников носят общий характер, задание рассчитано на длительный период (месяц). Такой подход к управлению персоналом требует от менеджмента организации полного и точного понимания будущего, ясного осознания целей, что повышает значимость планирования.

4. Высокая степень автономии и самостоятельности подразделений

Сложность и неопределенность внешней среды, изменчивость рыночной ситуации, дифференцированный рост бизнес-портфеля компании – все это заставляет руководителей высшего уровня управления предоставлять больше самостоятельности своим подразделениям (венчурный менеджмент, управление по центрам ответственности). Плюсы: лучшее знание запросов потребителей на местах и быстрое реагирование на требования рынка. Минусы: потеря центром контроля работы подразделений, дробление фундаментальных целей фирмы на множество частичных.


В данном случае внутрифирменное планирование позволяет решать проблему интеграции всех частей экономической организации за счет выработки единой корпоративной стратегии и механизма ее реализации.
1.3. Пределы планирования


Возможности предприятий к планированию деятельности ограничены следующими факторами.


1. Неопределенность рыночной среды

Любой бизнес связан с риском, т.е. с неопределенностью. Полностью устранить неопределенность не под силу ни одной фирме: нельзя предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде. В таких условиях планирование является способом «прояснения» внутренних и внешних условий деятельности фирм.

Основными способами планомерной борьбы фирмы с рыночной неопределенностью являются:

А) Установление контроля над рынком путем:

-вертикальной интеграции (планирующая фирма присоединяет к себе путем слияния или поглощения фирмы-поставщики и/или фирмы-клиенты, при этом внешние сделки фирмы превращаются во внутрифирменные, появляется возможность регулирования затрат на приобретение необходимых ресурсов, транзакционных затрат);

-контроль спроса (фирма имеет возможность контролировать объем реализуемой на рынке продукции; один из вариантов такого контроля – установление монопольного влияния на рынке, другой вариант – маркетинговая деятельность фирмы, нацеленная на формирование потребительских предпочтений; в любом случае контролирующая власть фирмы утрачивается под воздействием конкуренции);

- контрактные отношения (любые товарные сделки осуществляются только на основе предварительно заключенных контрактов: производитель сначала ищет покупателя на продукцию, которую способен произвести, и только потом ее производит; контракт снижает риск как продавца, так и покупателя, придавая рыночным отношениям более предсказуемый характер, хотя полностью и не устраняет неопределенность в бизнесе);

-предпринимательские сети (фирмы, заинтересованные друг в друге, на основе доверия сотрудничают, чтобы образовалась технологическая или коммерческая цепочка для извлечения обоюдной выгоды. Это и быстрое распространение новой продукции, и получение необходимой информации, и разделение риска между участниками, и т.п. Так как такие отношения скреплены не силами закона, а морально-этическими нормами, они не устойчивы).

2. Издержки планирования

Предел планирования определен величиной издержек, затрачиваемых на его организацию и осуществление.


Особо затратными этапами планирования являются:

  • исследования,

  • организация подразделения, отвечающего за планирование,

  • привлечение специалистов-плановиков высокой компетенции (квалификации).

Кроме того, планирование требует затрат еще одного дефицитного и весьма ограниченного ресурса – времени.

ПРАВИЛО определения издержек, связанных с осуществлением планирования: любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создадут дополнительный положительный эффект. Если средства, затраченные на планирование, позволили не допустить грубых ошибок в экономической деятельности – этого уже почти достаточно, это минимальный размер затрат на планирование. Максимум расходов на планирование определяет ситуация, когда стоимость разработки плана равняется эффекту (как в материальном, так и в моральном измерении) от его реализации. Сложность, однако, в методе оценки моральных выгод от планирования.

3. Масштабы деятельности фирмы

Масштабы деятельности и ограничивают, и расширяют возможности планирования.

У крупных фирм больше потенциал предвидения своего будущего: выше финансовые возможности, они ведут НИиОКР, у них больше доступ к рынку высококвалифицированной рабочей силы. Поэтому крупные фирмы чаще и полнее осуществляют планирование своей деятельности: имеют специальное подразделение. Но и они часто прибегают к услугам сторонних специалистов: слишком сложная технология стратегического планирования.

У небольших фирм обычно присутствуют только элементы планирования, они могут использовать стандартные хорошо изученные и описанные модели стратегий. Однако именно для небольших фирм планирование необходимо в большей мере, чем даже крупным фирмам, так как внешняя среда их слабо изучена, менее поддается контролю, более агрессивна, будущее более неопределенно и непредсказуемо. Хотя чем меньше фирма, тем проще ее внутренняя среда, а поэтому более обозрима и предсказуема.

4. Сочетание формального планирования с другими способами принятия решений

Формальное – сознательно, при помощи особых методов организованное планирование. Кроме формального планирования, любой менеджер использует так называемое интуитивное предвидение – планирование, основанное на опыте его руководящей деятельности, на его трезвом расчете, на его индивидуальных способностях, творческой интуиции предпринимателя. Таким планированием владеет только опытный, талантливый специалист, хорошо знающий специфику бизнеса.


5. Субъективное поведение менеджмента организации

В любой организации окончательное решение о начале реализации разработанного плана принимает высший менеджмент – совет директоров, центральный штаб управления. Их субъективная позиция не всегда совпадает с наилучшей для фирмы рыночной стратегией. Тому называют три причины:

  • приоритет краткосрочных целей менеджеров над долгосрочными целями компании;

  • природа личности управляющего (У управляющих слабые навыки в планировании, это люди, которые добились высокого положения за счет энергии и одаренности, они умеют делать, причем быстро и решительно, но лучший менеджер – тот, который предпочитает в первую очередь думать, а потом уже делать);

  • природа личности плановика (Плановики имеют необходимые знания, владеют научными методами по разработке планов, но им не хватает своего взгляда на практическое положение вещей. Поэтому они разрабатывают для своей фирмы планы, не свойственные ее природе, что порождает противоречия между управляющими и плановиками).


1.4. Система планов на предприятии и их взаимосвязь

Планирование на предприятии




Перспективное

планирование

Текущее (годовое)

планирование

Оперативно-производственное

планирование




Долгосрочное

планирование

Среднесрочное

планирование

Календарное

планирование

Оперативное

регулирование

(диспетчирование)








Заводское


Межцеховое