ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
прибыль от продаж. Снижение себестоимости при установившемся уровне цен является главным фактором увеличения прибыли от продаж.
Деятельность коммерческой организации также связана с реализацией имущества, когда морально устаревшее оборудование и другое имущество продаются по остаточной стоимости, реализуются невостребованные производственные и непроизводственные площади, излишние запасы сырья и материалов. Доля данного источника в общей сумме источников финансовых ресурсов организации зависит от множества факторов.
Положительная разница между доходами от прочей реализации и расходами, связанными с такой реализацией, составляют прибыль от прочей деятельности.
Коммерческая организация может получать доходы, не связанные с основной деятельностью, определенной в ее уставе. Такие доходы называются внереализационными. К ним относятся поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование денежных средств и другого имущества; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; прибыль, полученная в результате совместной деятельности по договору простого товарищества; полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; положительны курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; суммы дооценки активов.
На объем внереализационных доходов организации влияет степень дифференциации ее финансовых активов, доходность по ним, степень надежности хозяйственных связей с контрагентами, эффективность работы юридических служб и другие факторы.
Деятельность коммерческой организации также связана с реализацией имущества, когда морально устаревшее оборудование и другое имущество продаются по остаточной стоимости, реализуются невостребованные производственные и непроизводственные площади, излишние запасы сырья и материалов. Доля данного источника в общей сумме источников финансовых ресурсов организации зависит от множества факторов.
Положительная разница между доходами от прочей реализации и расходами, связанными с такой реализацией, составляют прибыль от прочей деятельности.
Коммерческая организация может получать доходы, не связанные с основной деятельностью, определенной в ее уставе. Такие доходы называются внереализационными. К ним относятся поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование денежных средств и другого имущества; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; прибыль, полученная в результате совместной деятельности по договору простого товарищества; полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; положительны курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; суммы дооценки активов.
На объем внереализационных доходов организации влияет степень дифференциации ее финансовых активов, доходность по ним, степень надежности хозяйственных связей с контрагентами, эффективность работы юридических служб и другие факторы.
Рыночная экономика дает возможность любому субъекту дифференцировать источники финансовых ресурсов. Основными методами мобилизации финансовых ресурсов на финансовом рынке являются эмиссия ценных бумаг, заключение договора банковского кредита. В каждый момент времени управления финансами администрация организации делает выбор между реинвестированием прибыли в бизнес или распределения ее между собственниками, размещения долевых ценных бумаг или долговое финансирование и т.д.
Выбор внешних источников финансирования, мобилизуемых на рынке, определяется масштабом организации, структурой ее собственности как потенциального обеспечения обязательств, будущими целями, для реализации которых требуются данные источники. При сравнении достоинств и недостатков отдельных методов привлечения внешних источников финансирования необходимо учитывать, что проведение эмиссии ценных бумаг обеспечивает мобилизацию большого объема средств, но требует и больших издержек, связанных с выпуском бумаг в обращение, по сравнению с привлечением заемного капитала на основе банковского кредита.
Первичное публичное предложение акций на рынке (IPO – Initial Public
Offering) является довольно популярным. В США к данной процедуре прибегают вновь созданные компании, для российских акционерных обществ
– это способ увеличения уставного капитала за счет дополнительной эмиссии. В среднем объем дополнительных эмиссий колеблется около 10-
15% уставного капитала.
Эмиссия облигаций возможна для более широкого перечня организационно-правовых форм коммерческих организаций, но и для акционерных обществ в ряде случаев она может быть привлекательнее в целях сохранения контроля над управлением организацией.
К эмиссии ценных бумаг прибегают при реализации крупных инвестиционных проектов. В настоящее время используются разные механизмы разделения рисков между участниками реализации таких проектов, а том числе на основе выпуска долговых ценных бумаг, погашение которых увязано с выполнением обязательств по проекту (CNO – credit linked notes). Банковское кредитование на долгосрочной основе, обеспечением которого служит денежный поток, полученным от реализации проекта, получило название проектного финансирования.
Значимость источников финансовых ресурсов коммерческой организации, привлекаемых на финансовом рынке, определяется инвестиционной привлекательностью данной организации, ее организационно-правовой формой, уровнем доходности на финансовом рынке. Коммерческие организации и их органы управления финансами учитывают также, что при росте заемных источников финансирования растет риск возникновения банкротства.
Бюджетные средства поступают коммерческим организациям в рамках государственной финансовой поддержки их деятельности. Основные формы поступления бюджетных средств: субсидии, бюджетные инвестиции, оплата товаров, работ и услуг в рамках государственного заказа. Спецификой данного источника финансовых ресурсов коммерческой организации является строго целевое назначение предоставленных средств, а также потенциально равные права организаций на получение таких средств.
Поступления в порядке перераспределения связаны с участием коммерческой организации в вертикально и горизонтально интегрированных структурах, при этом распределение финансовых ресурсов может осуществляться от материнских дочерним компаниям и наоборот, прибыль одних участников может направляться на покрытие убытков других.
Направления использования финансовых ресурсов коммерческих организация зависят от сложившейся экономической ситуации, стратегии развития, стадии жизненного цикла организации, ситуации на финансовых рынках и др. К направлениям расходования финансовых ресурсов относится:
инвестиции на расширение бизнеса (капитальные вложения или инвестиции в основные средства, расширение оборотных средств, приобретение нематериальных активов);
осуществление НИОКР;
уплата налогов;
финансовые инвестиции - размещение в ценные бумаги других эмитентов, банковские депозиты и др.;
распределение прибыли между собственниками;
стимулирование социальная защита работников и их семей;
спонсорство и благотворительность.
Лекция 14. Финансовая политика
Финансовая политика – это совокупность целенаправленных мер, разрабатываемых экономическими субъектами в области использования финансов, обеспечивающих формирование финансовой основы для реализации наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий экономической и социальной политики государства, его отдельных территорий, а также целей и задач организаций и домохозяйств.
Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
Субъектами финансовой политики выступают все экономические субъекты – государство в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, организации и домохозяйства, - которые непосредственно разрабатывают основную концепцию финансовой политики и определяют ее цели и задачи в рамках каждой сферы финансовой системы.
Финансовая политика государства имеет приоритетное значение для стабильного экономического развития, оказывает непосредственное влияние на цели и задачи финансовой политики как организаций, так и домохозяйств, и именно ей отводится главная роль при рассмотрении финансовой политики каждого из экономических субъектов.
Финансовая политика государства оказывает определенное влияние на содержание финансовой политики организации в части оптимизации
Финансовая политика государства
Финансовая политика домохозяйств
Финансовая политика организации
налоговых платежей, а также политики привлечения финансовых ресурсов из бюджетов разных уровней, строящейся с учетом форм и условий предоставления бюджетных средств. Цели и задачи финансовой политики государства влияют на экономические условия функционирования государства, также учитываемые при формировании ее финансовой политики. Среди всех субъектов хозяйствования наибольшее воздействие финансовая политика государства оказывает на политику тех организаций, учредителем которых являются соответствующие органы власти.
В отличие от финансовой политики государства, непосредственной влияющей на финансовую политику организаций и домохозяйств, последние имеют лишь косвенное воздействие на государственную финансовую политику. От финансовой политики домохозяйств и организаций зависит объем средств, поступающих в экономику государства в форме инвестиций, налоговых и неналоговых платежей, дополнительных отчислений денежных средств в государственные пенсионные программы, что влияет на цели и задачи финансовой политики государства и его территориальных образований в экономической и социальных сферах.
Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:
Выработка научно обоснованной концепции развития финансов;
Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.
Выработка научно обоснованной концепции развития финансов осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений.
В отличие от финансовой политики государства, непосредственной влияющей на финансовую политику организаций и домохозяйств, последние имеют лишь косвенное воздействие на государственную финансовую политику. От финансовой политики домохозяйств и организаций зависит объем средств, поступающих в экономику государства в форме инвестиций, налоговых и неналоговых платежей, дополнительных отчислений денежных средств в государственные пенсионные программы, что влияет на цели и задачи финансовой политики государства и его территориальных образований в экономической и социальных сферах.
Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:
Выработка научно обоснованной концепции развития финансов;
Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.
Выработка научно обоснованной концепции развития финансов осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий финансовой политики и обоснования изменения существующего механизма реализации финансовых отношений.
В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла
(экономический спад, депрессия, оживление, экономический подъем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую (стабилизационную) финансовую политику.
В условиях экономического спада и депрессии происходят сокращение товарооборота, снижение платежеспособного спроса населения, доходов субъектов хозяйствования, уменьшение инвестиционной активности инвесторов, увеличение уровня безработицы, рост уровня инфляции. На этих стадиях экономического цикла государство использует стабилизационную финансовую политику, которая связана со стимулированием деловой активности субъектов хозяйствования путем снижения налогов и увеличения государственных расходов на поддержку стратегически и социально значимых отраслей экономики. В этих условиях государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы на финансовом рынке, поэтому политике в области управления долговыми обязательствами государства должно уделяться повышенное внимание.
На стадиях экономического оживления и подъема повышается деловая активность субъектов хозяйствования, растет реальный объем их доходов, увеличивается товарооборот, снижается социальная напряженность в обществе. В таких условиях государства имеет возможность увеличить размер мобилизуемых доходов, досрочно погашать имеющиеся долговые обязательства, проводить активную инвестиционную и инновационную политику. Финансовая политика в данных условиях имеет сдерживающий характер, что предполагает снижение государственных расходов на стадиях экономического оживления и подъема и усиления налогового бремени на
стадии экономического подъема для предотвращения перегрева экономики и снижения темпов экономического роста.
Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание уделяется составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, национального финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.
Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период на макроуровне базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы, на составе полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.
Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов предполагает выработку определенных путей решения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени. Если задачей финансовой политики государства является снижение объема государственного долга, то должны быть определены возможные пути реализации этой задачи, среди которых можно назвать досрочное погашение имеющихся долговых обязательств, снижение объема
Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание уделяется составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, национального финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.
Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период на макроуровне базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении в составе экономики приоритетных отраслей, определении условий развития социальной сферы, на составе полномочий государственных и муниципальных органов власти в финансово-бюджетной сфере, оценке внутреннего и международного положения государства. Учет этих факторов позволяет разработать финансовую политику, отвечающую условиям экономического развития государства.
Разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов предполагает выработку определенных путей решения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений финансовой политики на определенном отрезке времени. Если задачей финансовой политики государства является снижение объема государственного долга, то должны быть определены возможные пути реализации этой задачи, среди которых можно назвать досрочное погашение имеющихся долговых обязательств, снижение объема
заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках, проведение переговоров с кредиторами о возможности списания части долга.
Финансовую политику государства, разрабатываемую уполномоченными субъектами власти, можно классифицировать по следующим критериям:
По территориальному критерию выделяют общегосударственную
(федеральную), региональную и местную финансовую политику.
Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования;
По временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. К финансовой стратегии относится разработка системы мер по стабилизации и дальнейшему развитию экономики государства, включающих снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, особенно в сфере среднего и малого бизнеса; дополнительную финансовую поддержку со стороны государства социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения; дальнейшее проведение реформы пенсионного, медицинского и социального страхования, пересмотр и поиск новых источников и механизмов финансирования как экономики в целом, так и приоритетных для государства отраслей, которые определяют специализацию российской экономики в мировой системе хозяйствования и позволяют реализовать национальные конкурентные преимущества. Финансовая тактика объединяет
Финансовую политику государства, разрабатываемую уполномоченными субъектами власти, можно классифицировать по следующим критериям:
По территориальному критерию выделяют общегосударственную
(федеральную), региональную и местную финансовую политику.
Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования;
По временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. К финансовой стратегии относится разработка системы мер по стабилизации и дальнейшему развитию экономики государства, включающих снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, особенно в сфере среднего и малого бизнеса; дополнительную финансовую поддержку со стороны государства социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения; дальнейшее проведение реформы пенсионного, медицинского и социального страхования, пересмотр и поиск новых источников и механизмов финансирования как экономики в целом, так и приоритетных для государства отраслей, которые определяют специализацию российской экономики в мировой системе хозяйствования и позволяют реализовать национальные конкурентные преимущества. Финансовая тактика объединяет
задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде.
В зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов организаций и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области социального государственного страхования.
Бюджетная политика государства – главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходов бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений.
Реализация финансовой политики государства также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении организаций и населения, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.
На построение финансовой политики государства оказывает влияние тип экономии. В условиях административно-командной системы управления экономикой финансовая политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйственной деятельности организаций интересам государства.
Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения финансовых ресурсов
В зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов организаций и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области социального государственного страхования.
Бюджетная политика государства – главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходов бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений.
Реализация финансовой политики государства также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении организаций и населения, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.
На построение финансовой политики государства оказывает влияние тип экономии. В условиях административно-командной системы управления экономикой финансовая политика осуществляется с целью максимально возможной мобилизации финансовых ресурсов на макроуровне и подчинения финансово-хозяйственной деятельности организаций интересам государства.
Финансовая политика строится в условиях директивного финансового планирования и централизованного распределения финансовых ресурсов