Файл: Лекция 16. Финансы домашних хозяйств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
между отраслями экономики и организациями в соответствии с основными показателями государственного плана.
В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для организаций и населения, обеспечение развития отраслей экономики и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и населения.
Финансовая политика организации – это совокупность финансовых решений организации в области использования финансов для достижения определенных целей.
Объектом финансовой политики организации является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов организации. Состав субъектов, формирующих и оказывающих непосредственное влияние на цели и задачи финансовой политики организации, зависит прежде всего от масштаба ее финансово-хозяйственной деятельности. Непосредственно разработкой финансовой политики в средних и крупных организациях занимаются ее собственники (учредители), генеральная дирекция организации, высший управленческий персонал. Отдельные блоки финансовой политики могут разрабатываться специализированными службами, входящими в организационную структуру в зависимости от организационно-правовой формы и масштаба деятельности организации и объема финансовых потоков.
Финансовую политику организации можно классифицировать по различным критериям:

По временному критерию выделяют долгосрочную и краткосрочную финансовую политику;


По направлениям деятельности организации (направлениям финансового распределения) финансовая политика подразделяется на инвестиционную, дивидендную, долговую политику, политику по распределению прибыли, амортизационную политику, налоговую политику и т.п.;

По цели финансово-хозяйственной деятельности организации принято рассматривать финансовую политику коммерческих и некоммерческих организаций;

В разрезе различных организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих организаций.
Финансовая политика организации является определенной
«концепцией», на основе которой осуществляется управление финансами организации. Финансовая политика помогает определить долгосрочные и текущие цели и задачи в области использования финансов и на их основе найти оптимальное соотношение между несколькими направлениями развития финансово-хозяйственной деятельности.
Содержание финансовой политики коммерческой организации зависит от стадии ее жизненного цикла. На этапе создания коммерческой организации финансовая политика связана с выбором источников формирования ее уставного капитала, определением возможных источников финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе, исходя из организационно-правовой формы, вида и масштаба деятельности организации. Далее на стадии роста и стабилизации деятельности организации ее финансовая политика нацелена на достижение оптимальной структуры собственных, заемных, привлеченных средств, обеспечивающих при допустимом уровне финансового риска финансовую устойчивость и максимизацию прибыли коммерческой деятельности, наибольшую эффективность ее финансово-хозяйственной деятельности. На стадии упадка деловой активности финансовая политика нацелена на решение проблем в

области организации финансовых отношений, формирования и использования финансовых ресурсов коммерческой организации.
Финансовая политика домохозяйства – совокупность финансовых решений домохозяйства в области формирования, распределения и использования его финансовых ресурсов достижения определенных целей.
Особенности финансовой политики домохозяйств обусловлены прежде всего тесной взаимосвязью с формированием и использованием личного дохода домохозяйства. К другим ее отличительным чертам относится:

Отсутствие юридического оформления содержания финансовой политики;

Влияние на содержание финансовой политики домохозяйства уровня развития экономики государства, стадии экономического цикла, целей и задач не только государственной и муниципальной политики, но и финансовой политики тех организаций, с которыми домохозяйство вступает в финансовые отношения в процессе аккумулирования доходов из различных источников и расходования личных средств домохозяйства.

Зависимость целей и задач финансовой политики домохозяйства не только от внешних факторов, но и от внутренних качества индивида (образование, профессиональных навыков, мотивации), этапа его жизненного цикла, состава персональных, имущественных, инвестиционных и социальных рисков, которых необходимо минимизировать.
Объектом финансовой политики домохозяйства являются финансовые отношения и финансовые ресурсы домохозяйства.
Основной целью финансовой политики домохозяйства является создание финансовой основы как для обеспечения индивидуального
потребления домохозяйства на каждом этапе жизненного цикла индивида, так и для индивидуальных накоплений и инвестиций.
Стратегические и текущие цели финансовой политики домохозяйства в период активной трудовой деятельности индивида зависят от его принадлежности к одной из групп экономически активных людей: работники по найму, предприниматели и инвесторы. Поскольку финансовое положение работников по найму полностью зависит от оплаты в различных формах их труда работодателем, то их финансовая политика строится с учетом трудовой и финансовой политики организации, в которой они заняты.
В настоящее время одной из целей государственной и муниципальной финансовой политики является также повышение благосостояния населения и обеспечения достойных условий жизни для граждан нашего государства, однако основной акцент делается не на степени превышения дохода над текущим потреблением, а на сокращении дифференциации населения по уровню дохода, имущественной дифференциации и поддержание социально незащищенных слоев населения. Финансовая политика субъектов власти и организаций должна быть направлена на возрастание значения финансов домохозяйств в инвестиционном процессе, что позволит обеспечить общую устойчивость российской экономики и создать необходимые условия для перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.
Реализация целей и задач как государственной и муниципальной финансовой политики, так и политики организаций и домохозяйств осуществляется в процессе управления финансами, основанном на принятии оптимальных решений в области организации финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов всеми экономическими субъектами.



Лекция 13. Финансовое регулирование социально-экономических
процессов
В настоящее время все государства мира даже с максимально либеральной политикой в определенной мере воздействуют на экономические и социальные процессы. Финансы как распределительные отношения неразрывно связаны с другими стадиями воспроизводственного процесса, оказывая влияние на производство и потребление, поэтому от того, как будут организованы финансовые отношения, зависят все экономические процессы. Субъектом финансового регулирования выступает государство.
Государство, используя налогово-бюджетные методы, может изменять объем финансовых ресурсов, концентрируемых у тех или иных организаций или домохозяйств, обеспечивая более быстрый темп рост или сдерживая его.
Таким образом, к финансовому регулированию относится как сдерживание роста финансовых ресурсов, так и финансовое стимулирование.
Финансовое регулирование – это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных и устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста финансовых ресурсов в других.
Нередко одной из причин экономического кризиса является перепроизводство в одной или нескольких отраслях.
Поэтому государственное финансовое регулирование направлено на предотвращение возникающих при этом диспропорций. В условиях возникшего кризиса с помощью финансовых методов государство обеспечивает выход из кризиса или смягчение его последствий. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является создание новых высокотехнологичных отраслей экономики или обеспечение их опережающего развития.

Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование направлено также на ее достижение.
Основными объектами финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, социальная структура. Чтобы избежать нарушения конкуренции, правительство может воздействовать не на отдельные организации или предпринимателей, а на отрасль или группу отраслей, создавая равные условия для тех, кто занимается данным видом деятельности. Существует мнение, что надо поддерживать не отрасли, а соответствующие институты: малый бизнес, крупные корпорации, создавать институты развития, которые обеспечат толчок для развития всей экономики.
Для федеративных государств актуальной задачей является выбор уровня государственного финансового регулирования – федерального или регионального.
Преимущество федерального
– больший объем аккумулированных средств и возможность защиты от внешних факторов. С другой стороны, органы государственной власти субъектов федерации, обладая меньшими по объему финансовыми ресурсами, более приближены к объекту регулирования, обладают большей информацией, могут более точно учитывать региональную специфику.
Финансовые методы воздействия на экономику и социальные процессы можно разделить на 2 группы: бюджетные и налоговые. Налоговые методы финансового регулирования включают: применение повышенной, пониженной и нулевой ставки налога; изменение налоговой базы; возврат налога или его части; применение пропорциональной, прогрессивной и регрессивной шкалы налогообложения; освобождение от уплаты налогов тех или иных лиц; отсрочки, рассрочки налоговых платежей, налоговые кредиты; введение специальных налоговых режимов для отдельных категорий

налогоплательщиков (например, субъектов малого бизнеса) или в границах отдельных территорий государства (особых экономических зон).
К неналоговым методам финансового регулирования относятся различные формы предоставления бюджетных средств производителям товаров, работ и услуг, другим публичным правовым образованиям (дотации, субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, бюджетные инвестиции, гранты и т.д.); государственные и муниципальные гарантии; государственные и муниципальные заказы; государственные заимствования, социальные выплаты населению; бюджетное финансирование услуг, предоставляемых населению бесплатно.
Отдельным объектам государственного финансового регулирования соответствуют свои методы. Основные методы воздействия на территориальные пропорции – межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты. Социальные пропорции регулируются налоговыми методами, социальными выплатами, через бюджетное финансирование учреждений, оказывающих услуги в области образования, здравоохранения, культуры.
Среди функций современного государства называют перераспределительную функцию
– наиболее справедливое перераспределение доходов и имущества. Общепринятой считается задача государства обеспечить прожиточный минимум тем, кто не способен его обеспечить, а также максимально снизить разницу между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения.
Основными механизмами финансового регулирования социальных пропорций являются прямое или косвенное налогообложение домохозяйств, а также социальные выплаты. Социальные выплаты могут быть основаны как на бюджетном механизме, ориентированном на поддержание прожиточного минимума населения, так и на механизме социального страхования, целью которого является компенсация утраченного заработка при заболевании,
старости, инвалидности, потере или утрате работы. Могут применяться и косвенные формы регулирования социальных пропорций – субсидирование производства товаров первой необходимости, услуг для населения, бюджетное финансирование услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры.
Налоговые методы регулирования социальных пропорций связаны с такими налогами, как налог на доходы физических лиц; косвенные налоги; налоги на недвижимость; налоги, связанные с наследованием и дарением.
Государство может варьировать уровень налоговой нагрузки на доходы разных социальных групп через ставку налога на доходы физических лиц, в том числе применяя разную ставку для разных групп доходов или для каждого нового уровня дохода (прогрессивная шкала), а также изменяя налоговую базу налога на доходы физических лиц.
На уровень доходов домохозяйств, а также на уровень их потребления влияет косвенное налогообложение. Как правило, законодательство многих стран предусматривает высокую налоговую нагрузку на предметы роскоши или товары, не являющиеся предметами первой необходимости (акцизы,
НДС).
Во многих странах существенную роль в формировании средств для социальных выплат играют страховые взносы на обязательное социальное страхование. Теория социального страхования утверждает необходимость разделения обязанностей по уплате страховых взносов между работодателями и работниками в тех случаях, когда наступление страхового случая (временная или постоянная утеря трудоспособности, болезнь, потеря работы) непосредственно зависит от самого застрахованного. По таким видам социального страхования, как пенсионное страхование, страхование на случай общего заболевания, страхование на случай безработицы, работодатели и работники, как правило, платят равные взносы.


Значительная часть социальных выплат связана с системой социального страхования. Виды социального страхования отличаются в разных странах в зависимости от сочетания рисков. В России риск, связанный с общим заболеванием, касается двух видов социального страхования: обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Финансовое обеспечение образовательных, медицинских услуг, услуг в сфере культуры и искусства, мероприятий по социальному обслуживанию может осуществляться за счет трех основных источников:

Бюджетных средств и (или) средств социального страхования;

Средств населения (домохозяйств);

Средств работодателей, спонсоров и благотворителей.
Гарантированные государством бесплатные образовательные и медицинские услуги населению обеспечиваются за счет разных форм бюджетного финансирования: сметного и нормативно-подушевого. При нормативно-подушевом финансировании оплачивается за счет бюджетных средств предоставленная услуга, ориентиром для количественной и качественной оценки такой услуги являются разработанные государством стандарты услуги. При финансировании бесплатных медицинских услуг используется модель обязательного медицинского страхования (социального страхования) или бюджетного финансирования.
Степень участия государства в финансировании учреждений культуры и их услуг зависит от сложившихся традиций, исторического культурного наследия, которым располагает страна.
Считается, что государственное (муниципальное) финансирование тех или иных благ должно осуществляться тогда, когда для рынка производство тех или иных товаров и услуг неэффективно. Но если рынок может
обеспечить такое производство, то доступность товаров и услуг для домохозяйств обеспечивается на основе субсидирования такого производства. Наиболее популярно в мире субсидирование издания школьных учебников и детской литературы, услуг городского транспорта, производства лекарств. Субсидируются также ставки по образовательным и ипотечным кредитам, тарифы на оплату коммунальных услуг и страхования жилья. Понижению ставки по образовательным и ипотечным кредитам могут также способствовать государственные
(муниципальные) гарантии кредитных обязательств домохозяйств.
Для обеспечения стабильности рынка продовольствия и для поддержания сельхозпроизводителей органы государственной власти создают систему государственных закупок продуктов питания, при этом цены в рамках таких закупок обычно для производителя более высокие, чем сложившиеся на рынке.
Общая оценка эффективности всей совокупности методов финансового воздействия на социальные процессы может быть произведена на основе показателей, свидетельствующих о снижении дифференциации доходов граждан, изменении реальных доходов домохозяйств, изменении социального состава общества, изменении продолжительности жизни населения, индекса рождаемости (смертности), снижении заболеваемости, детской смертности. Для оценки эффективности в экономической литературе также проводятся сопоставления указанных результатов с объемами бюджетного финансирования образования, здравоохранения, социальной помощи.