Файл: Литература по дисциплине Философия содержание семинарских занятий семинар 1 тема философия, круг ее проблем и роль в обществе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВО РГУПС)
С.В. Агейкина

ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения


Ростов-на-Дону

2023

ББК 87я7 + 06

Рецензент – доктор философских наук, профессор В.Г. Тахтамышев.
Агейкина, С. В.

Философия: учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения / С. В. Агейкина; ФГБОУ ВО РГУПС.– Ростов н/Д, 2023. – 27 с.

Содержит методические материалы по учебному курсу «Философия»: задания для семинарских занятий, перечень вопросов для самоконтроля и вопросы для подготовки к экзамену, краткий словарь философских терминов и список рекомендованной литературы. Предназначено для студентов всех специальностей и направлений очной формы обучения технических вузов.

Одобрено к изданию кафедрой «Философия и история Отечества».


© Агейкина С.В., 2023

© ФГБОУ ВО РГУПС, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание семинарских занятий……………………………………..

Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………..

Краткий словарь философских терминов………………………………

Литература по дисциплине «Философия»………………………………

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар № 1

ТЕМА 1. «ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ»
Вопросы:
1. Понятие мировоззрения. Общественно- историческая сущность мировоззрения, основные факторы его формирования. Виды мировоззрения: философское, научное, религиозное, мифологическое. Философия как мировоззрение.
2. Предмет философии. Специфика философского знания. Основные разделы философского знания.
3. Основной вопрос философии, основные аспекты его постановки и пути решения.
4. Материализм и идеализм - основные философские направления и их исторические корни.
5. Место и роль философии в культуре.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каково соотношение мировоззрения и философии?
2. Какие типы мировоззрения Вам известны? Что между ними общего, в чем особенности каждого типа мировоззрения.
3. Что общего между наукой и философией?
4. В чем специфика философского знания?
5. Как формулируется основной вопрос философии и почему он таковым является? Каковы основные аспекты его постановки и пути решения?
6. Как Вы понимаете слова великого немецкого философа Г.Ф.В. Гегеля о том, что философия - это эпоха «схваченная в мыслях»?

7. В чем заключается различие между материализмом и идеализмом?
8. В чем состоит различие между диалектическим и метафизическим видением мира?
9. Назовите и обозначьте предметную область исследования основных разделов философии?
10. Каково соотношение философии и культуры?

11. Назовите основные функции философии?
СЕМИНАР № 2, 3
ТЕМА 2, 3. «ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ».
Вопросы:
1. Особенности философской мысли Древнего Востока. Философские идеи Древней Индии и Древнего Китая.
2. Исторические и культурные условия становления Античной философии.
3. Философия досократовского периода: Элейская и Милетская школы философии.
4. Философские идеи софистов и Сократа.
5. Эпоха Высокой классики: философия Платона - жизнь и Учение.
6. Философия Аристотеля.
7. Философия эллинистического периода: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.
Вопросы для самоконтроля:
1. В какое время и где зарождается философия?
2. В чем заключаются особенности древнеиндийской философии? Как назывались основные школы индийской философии?
3. Какое влияние на индийскую философию оказал буддизм?
4. Каковы особенности философии Древнего Китая?
5. В чем состоит суть философского учения Конфуция?
6. В чем заключается особенность Милетской школы натурфилософии?
7. Как Вы понимае­те слова родоначальника софистов Протагора: «Человек есть мера всех вещей: существующих в том, что они существуют, не существующих в том, что они не существуют»? Какая философская позиция в них выражена?
8. В чем суть учения Сократа? В чем заключается сократовский метод философствования?
9. В чем заключается идеализм Платона?
10. Аристотелю приписывают слова: "Платон мне друг, но истина дороже". В чем суть этого высказывания?
11. В чем заключается учение о материи и форме Аристотеля?
12. В чем состоят особенности этических учений стоиков, скептиков, эпикурейцев?

СЕМИНАР № 4
ТЕМА 4. «ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ».
Вопросы:
1. Основные этапы становления и развития Западноевропейской средневековой философии.
2. Патристика: Августин Аврелий и его учение.
3. Схоластика: Фома Аквинский и его учение.
4. Учение номинализма и реализма в средневековой философии.
5. Проблема соотношения веры и разума, философии и религии в средневековой философии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какое влияние оказалось христианство на средневековую философию?
2. Что означают термины апологетика, патристика, схоластика в западноевропейской средневековой философии?


3. В чем заключается суть философских идей Августина Аврелия? Дайте определение креационизма, провиденциализма, фатализма.
4. В чем причина возникшего спора между номиналистами и реалистами? Что такое универсалии?
5. Объясните, что означает высказывание «бритва Оккама»?
6. В чем заключается суть пяти доказательств бытия Бога Фомы Аквинского?
7. Как изменилось соотношение философии и религии в средневековой философии?
8. Объясните фразу Августина Аврелия: « уверь, чтобы понимать», какова позиция философа в вопросе соотношения философии и религии?
СЕМИНАР № 5
ТЕМА 5. «ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ».
Вопросы:
1. Основные черты философии эпохи Возрождения: гуманизм и антропоцентризм.
2. Пантеистические идеи Н. Кузанского и Дж. Бруно.
3. Социально- философская мысль М. Монтеня.
4. Социально- политические взгляды Н. Маккиавелли.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое гуманизм?
2. В чем заключается антропоцентризм эпохи Возрождения?
3. Что такое пантеизм? В чем суть пантеистических идей Дж. Бруно?
4. В чем состоит суть учения Н.Кузанского о единстве Бога и мира?
5. В чем заключается скептицизм Мишеля Монтеня?
6. В чем состоит сущность утопизма?
7. Каковы политические взгляды Н. Макиавели?
СЕМИНАР № 6
ТЕМА 6. «ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ».
Вопросы:
1. Основные черты философии Нового времени: взаимосвязь науки и философии.
2. Эмпиризм в философии Нового времени: Ф. Бэкон, Т. Гоббс.
3. Сенсуализм Дж. Локка.
4. Субьективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма как выражение кризиса эмпиризма 16 века.
5. Рационализм в философии Нового времени: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
6. Философия Французского Просвещения: Вольтер, Руссо, Монтескье.
7. Французский материализм и деизм: П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы основные черты философии Нового времени?
2. Кто был основателем эмпиризма в философии Нового времени?
3. В чем заключается сущность индуктивного метода познания Ф. Бэкона?
4. Что такое « картезианское сомнение»?
5. В чем сущность пантеизма Б. Спинозы?
6. В чем суть сенсуализма Дж. Локка?
7. К каким выводам пришли Дж. Беркли и Д. Юм? Как называется их философская позиция?
8. В чем суть монадологии Г. Лейбница?
9. Какую философскую позицию занимали Ф. Вольтер и Ж. Ж. Руссо?
10. Каковы взгляды П. Гольбаха, Д. Дидро, К. Гельвеция?
СЕМИНАР № 7
ТЕМА 7. «НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
Вопросы:
1. Докритический и критический периоды творчества И. Канта.

2. Теория познания И. Канта.
3. Этика И. Канта.
4. Учение об Абсолютном Духе Г. Ф. В. Гегеля.
5. Диалектика Г.Ф.В. Гегеля.
6. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как можно охарактеризовать творчество И. Канта в докритический период? Почему он так называется?
2. Как можно охарактеризовать гносеологию И. Канта?
3. Что означают у И. Канта понятия «вещи-в- себе» и «вещи-для-нас»?
4. Назовите априорные понятия рассудка и разума у И. Канта?
5. Назовите категорический императив И. Канта, какова его природа?
6. Как Г.Ф.В. Гегель трактует тождество бытия и мышления?
7. Что такое Абсолютная идея Г. Ф. В. Гегеля? Какие этапы она проходит в своем развитии?
8. В чем заключается сущность диалектики Г. Ф. В. Гегеля? Назовите три закона гегелевской диалектики.
9. Почему материализм Л. Фейербаха называют антропологическим?
10. В чем состоит сущность эвдемонизма Л. Фейербаха?
СЕМИНАР № 8
ТЕМА 8. «ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19- 20 СТОЛЕТИЙ».
Вопросы:
1. Философия марксизма.
2. Иррационализм: экзистенциализм (Ж.П. Сартр, А. Камю), «философия жизни» Ф. Ницше, феноменология (Э. Гуссерль).
2. Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер), неопозитивизм ( Б. Рассел, Л. Витгинштейн), постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Локатос, П. Фейерабенд).
3. Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс).
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем суть исторического материализма К. Маркса?
2. Каковы достижения философии марксизма?
3. Чем отличается рационализм от иррационализма?
4. Каковы причины появления иррационализма? Кто стоял у истоков иррационализма?
5. Каковы идейные и гносеологические корни неопозитивизма?
6. Назовите и охарактеризуйте основные этапы становления и развития философии позитивизма.
7. В чем заключается принцип верификации, введённый неопозитивистами?
8. Что представляет собой экзистенциализм? Назовите его предшественников и представителей.
9. В чем смысл « пограничной ситуации» по мнению философов экзистенциалистов? Для чего они ввели это понятие в философскую антропологию?
10. Объясните выражение философа Ж. П. Сартра: «экзистенциализм- это гуманизм».
11. Как решается в экзистенциализме проблема свободы человека?
12. В чем заключается принцип феноменологической редукции?
СЕМИНАР № 9
ТЕМА 9. «РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ 19- 20 В.В.»
Вопросы:
1. Исторические и идейные предпосылки русской философии и её характерные черты.

2. Спор славянофилов и западников о месте России в мире и её исторических перспективах.
3. Философия «положительного всеединства» В. Соловьёва.
4. Философско-этические взгляды Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстова.
5. Персоналистская философия Н. Бердяева.
6. Русская философская мысль в ХХ веке.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы исторические предпосылки и идейные истоки русской философии?
2. Какие исторические периоды выделяют в русской философии?
3. Какой вопрос поставил П. Я. Чаадаев в «Философических письмах»?
4. В чем смысл этического учения Л. Н. Толстого о нравственном совершенствовании?
5. В чем заключался спор между славянофилами и западниками?
6. В чем заключается суть «философии свободы» Н. Бердяева?
7. Назовите представителей русского космизма. В чем заключался его философский смысл?
8. Какое будущее рисовал для России Ф. М. Достоевский?
СЕМИНАР №10
ТЕМА 10. «БЫТИЕ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ. БЫТИЕ, МАТЕРИЯ, СУБСТАНЦИЯ».

Вопросы:
1. Понятие бытия и субстанции. Монистические и плюралистические концепции бытия. Самоорганизация бытия.
2. Понятие материального и идеального бытия.
3. Материя как философская категория. Понятие материи в истории философии.
4. Пространство, время, движение - основные атрибуты материи. Структура материального мира.
Вопросы для самоконтроля:
1. Кто, когда и почему ввёл в философию проблему бытия?
2. Как понимал бытие древнегреческий философ Парменид?
3. Как менялось содержание понятия бытия в истории философии?
4. Что такое субстанция? Как определял понятие субстанции Б. Спиноза?
5. Что есть материя? Как менялось содержание понятия материи в истории философии?
6. Как понимается в различных философских концепциях связь материи и движения?
7. В чем отличие субстанциональной и реляционной концепции пространства и времени?
8. В чем суть самоорганизации бытия?
9. В чем заключается отличие материального и идеального бытия?
10. Какими основными атрибутами обладает материя?
СЕМИНАР № 11
ТЕМА 11. «ДИАЛЕКТИКА КАК ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ БЫТИЯ».
1. Идея развития в философии. Детерминизм и индетерминизм.
2. Диалектика как теория развития и методология познания.
3. Основные категории диалектики. Понятие закона в диалектике: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.
4. Метафизические альтернативы диалектики: догматизм, релятивизм, софистика, эклектика.