Файл: Литература по дисциплине Философия содержание семинарских занятий семинар 1 тема философия, круг ее проблем и роль в обществе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Динамические и статистические закономерности.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем различие между диалектическим и метафизическим уровнем понимания бытия?
2. Что означает понятие закона в философии? Назовите и объясните его основные характеристики.
3. Какими основными признаками характеризуется диалектическое мышление?
4. Что общего между догматизмом и релятивизмом?
5. Как понимается категория развития в диалектике и метафизике?
6. Что стоит за понятием софистики и эклектики? Чем они отличаются от диалектического мышления?
7. Чем отличается детерминизм от индетерминизма?
8. Что такое мера? В чем заключаются различия между количественными и качественными изменениями?
9. В чем заключается смысл двойного отрицания?
10. В чем смысл закона единства и борьбы противоположностей?
11. В чем разница между субьективной и обьективной диалектикой?
12. Какова роль противоречия в диалектике?
СЕМИНАР № 12
ТЕМА 12. «ПРИРОДА СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА».

Вопросы:
1. Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания человека.
2. Сознание как высшая форма отражения действительности.
3. Понятие идеального.
4. Структура сознания. Бессознательное.
5. Сознание и язык.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие биологические и социальные предпосылки способствовали формированию сознания?
2. В чем смысл проблемы сознания и с какими препятствиями мы сталкиваемся на пути её решения?
3. В чем состоит суть понимания сознания как отражения?
4. Какие функции выполняет сознание?
5. Чем отличается сознание от познания?
6. Как соотносится Я, Оно, Сверх Я?
7. В чем заключается суть коллективного бессознательного?
8. Что возникает раньше сознание или язык? Аргументируйте свою позицию.
9. Что такое идеальное? Как соотносятся идеальное и материальное?
10. Что нового в изучение проблемы сознания внёс психоанализ? В чем заключается вклад австрийского философа и психолога З. Фрейда в изучении проблемы сознания?
10. Что есть бессознательное и как оно проявляет себя в жизни человека?

СЕМИНАР № 13
ТЕМА 13. «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ, ВНЕНАУЧНОЕ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ».

Вопросы:
1. Познание как философская проблема. Сциентизм и антисциентизм.
3. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.
4. Субьект и обьект познания, их взаимосвязь.
5. Критерии научного познания. Научное и вненаучное знание, вера и знание.
6. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь.
7. Познание, творчество, практика.

8. Философская проблема истины. Критерии истины.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое гносеология? Какие проблемы она решает?
2. Как взаимосвязаны субьект и обьект познания в гносеологии?
3. Какие функции выполняет практика в процессе познания?
4. Что такое чувственное познание и в каких формах оно осуществляется?
5. Что такое рациональное познание и в каких формах оно осуществляется?
6. Взаимосвязаны ли чувства и разум в процессе познания?
7. Как соотносится вера и знание в истории философии?
8. Чем отличается научное познание от ненаучного?
9. Что такое истина? Есть ли критерии истинного познания?
10. Что значит объективность и конкретность истины?
11. Какие концепции истины сложились в гносеологии?
12. Какие формы научного познания Вы можете назвать?
СЕМИНАР № 14
ТЕМА 14. «ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ».

Вопросы:
1. Проблема человека в философии. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
2. Индивид личность, индивидуальность. Личность и массы.
3. Философская проблема свободы и ответственности человека.
4. Смысл жизни человека. Эвдемонизм, гедонизм, утилитаризм.
5. Этические ценности, их роль в жизни человека.
6. Религиозные ценности и свобода совести.
7. Мораль, право, нравственные ценности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему первооткрывателем философской проблемы человека считается Сократ?
2. Как в человеке связаны природное и социальное?
3. Как влияют друг на друга личность и массы? Каждый человек является личностью?
4. Как связаны между собой понятия свободы и необходимости, свободы и ответственности?
5. Что такое аксиология? Существует ли иерархия ценностей?
6. Какие потребности человека удовлетворяют эстетические ценности?
7. В чем отличие представлений о совершенном человеке в восточной и западной философии?
8. Что такое эвдемонизм? Назовите основателя эвдемонизма.
9. Как соотносятся мораль и право?
10. Есть ли смысл человеческой жизни? Должен ли человек искать свое предназначение?
11. В чем заключается трагизм человеческого существования?
12. Что такое совесть? Связана ли совесть с чувством долга?
СЕМИНАР № 15.
ТЕМА 15. «ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА».

Вопросы:
1. Понятие общества. Общество и природа.
2. Основные концепции исследования общества.
3. Структура общества. Общество как саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни.
4. Человек и общество. Человек в системе социальных связей.


5. Гражданское общество и государство.
Вопросы для самоконтроля:
1. Существуют ли закономерности в историческом развитии общества?
2. Каково соотношение общества и природы?
3. В чем отличие законов природы от законов общества?
4. В чем отличие формационной и цилизационной концепции в понимании общества?
5. В чем заключается сущность индустриальной и постиндустриальной концепции развития общества?
6. Что такое информационное общество? Назовите основную причину его появления.
7. Чем отличаются открытое и закрытое общество, согласно теории К. Поппера?
8. Существуют ли законы истории?
9. Есть ли цель существования истории?
10. Как природа оказывает влияние на общественное развитие?
11. Что такое философия ненасилия?
12. Какие основные черты доиндустриального общества?
13. Назовите сферы общественной жизни, как они взаимосвязаны?
14. Что такое гражданское общество?
15. Что представляет собой мультикультурализм?
СЕМИНАР № 16
ТЕМА 16. «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ».

Вопросы:
1. Понятие и проблема общественного прогресса.
2. Исторический процесс: формационная и цилизационная концепция развития общества.
3. Глобальные проблемы современности и сценарии будущего.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как соотносятся понятия прогресса и регресса в обществе?
2. Существует ли прогресс в обществе?
3. Способна ли личность повлиять на ход истории?
4. Кто является субъектом исторического процесса?
5. В чем отличие формационной и цилизационной концепции в понимании общества?
6. Что такое глобализм? Назовите его основные черты.
7. Какие проблемы человечества называют глобальным?
8. Какими могут быть сценарии будущего для человечества?
9. Как решался вопрос прогресса человечества в истории философии?
10. Чем отличаются революционный и эволюционный пути развития общества?
11. Какое место занимает Россия в мировой истории?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
ЗНАТЬ:
1. Мировоззрение, его исторические типы, структура, роль в жизни человека и общества.

2. Предмет и специфика философии, ее основные разделы и функции. 3. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм, их исторические формы.

4. Философские идеи мыслителей Древней Греции.

5. Философия Европейского Средневековья. Патристика.

6. Рационализм в философии Нового Времени, его основные представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц.


7. Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Дж. Локк). Философия французского Просвещения (Д. Дидро, П. Гольбах, Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо).

8. Становление немецкой классической философии. И. Кант и его учение.

9. Идеалистическая диалектика Гегеля – вершина философской классики.

10. В. Соловьев и русская философская мысль в России конца XIX – начала ХХ веков.

11. Основные течения современной западной философии.

12. Проблема бытия, ее философский и жизненный смысл. Категория субстанции в истории философской мысли. Монизм, дуализм и плюрализм в философии.

13. Современное философское и научное представление о материи, его мировоззренческое и методологическое значение. Пространство и время как формы существования материи.

14. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.

15. Проблема сознания в истории философии. Возникновение сознания, его общественно - историческая сущность.

16. Сознание как отражение действительности. Сознание и мозг.

17. Субъект и объект познания. Проблема познаваемости мира. Практика, ее общественно - исторический характер и роль в познании. 18. Чувственное познание, его формы. Методы эмпирического познания.

19. Теоретическое познание, его формы. Методы теоретического познания.

20. Понятие истины в философии. Объективность и конкретность истины, истина как процесс. Проблема критерия истины.

21. Научное познание, его характерные особенности. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.

22. Диалектика как теория и метод. Принцип развития в диалектике. Взаимосвязь прогресса и регресса в развитии.

23. Понятие противоречия в диалектике, роль противоречий в развитии.

24. Категории качества и количества. Взаимосвязь количественных и качественных изменений. Понятие меры и скачка.

25. Понятие отрицания в философии. Отрицание отрицания как выражение поступательности и преемственности в развитии. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания и его роль в развитии.

26. Понятие закона и категории в науке и в философии. Особенности законов и категорий диалектики.

27. Понятие общества, его специфика. Взаимосвязь общества и природы. Экологические и демографические факторы общественного развития.

28. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Понятие общественно-экономической формации, его методологическое значение.

29. Взаимосвязь общества и личности как проблема философии.


30. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Роль масс и личностей в истории.

31. Проблема человека в философии. Человек как единство природного и социального.

32. Свобода и ответственность человека в обществе. Смысл жизни человека: всеобщее и особенное.

33. Духовная жизнь общества, ее функции и структура. Специфика и взаимосвязь форм общественного сознания.

34. Проблема исторического прогресса и его критериев. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности.
УМЕТЬ:

1. Раскройте содержание понятия «идеальное» с точки зрения диалектического материализма.

2. Английскому философу Дж. Локку принадлежит утверждение: «В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах», а Готфриду Лейбницу – «в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в чувствах кроме самого разума». Сопоставьте философские позиции авторов. В чем вы видите причину их философского спора? Свой ответ аргументируйте.

3. Дайте определение понятию «сознание» с точки зрения такого философского направления как материализм.

4. Раскройте содержание понятия «материя» с точки зрения философской системы Г. Гегеля.

5. Дайте определение понятию «бытие» с точки зрения материализма. 6. Раскройте содержание понятия «бытие» с точки зрения объективного идеализма.

7. Дайте определение понятию «бытие» с точки зрения субъективного идеализма.

8. Определите понятие «диалектика» с точки зрения философии Г. Гегеля.

9. Определите понятие «диалектика» с точки зрения философии марксизма.

10. Сформулируйте определение понятия «идеальное бытие» с точки зрения объективного идеализма.

11. Нидерландский философ XVII века Б. Спиноза определял свободу как познанную необходимость. Какие аргументы и какие контраргументы, по вашему мнению, могли бы представить защитники и противники этой точки зрения.

12. Сформулируйте утилитарное определение понятия «истина». Какому философскому направлению оно будет соответствовать?

13. Дайте определение понятию «движение» с точки зрения диалектического материализма.

14. Раскройте содержание понятия «диалектика» в духе античной традиции и философских рассуждений Сократа.

15. Дайте определение понятию «субстанция» с точки зрения материалистического монизма.

16. Дайте определение понятию «универсалии» с точки зрения философского направления эпохи Средних веков - номинализма.

17. Дайте определение понятию «универсалии» с точки зрения философского направления эпохи Средних веков - реализма.