Файл: Понятие и виды юридической техники с.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Понятие и виды юридической техники……………………………………….3 с.

Акт применения права: понятие, признаки, виды………………………...….5 с.

Список использованной литературы………………………...………………..9 с.

Понятие и виды юридической техники
У юридической техники есть три основных проявления:

1. Юридическая техника выступает в виде совокупности средств и приемов нематериального, технического характера.

Технические средства и приемы используются при выработке, оформлении и систематизации многих и разных актов. Их значение по отношению к содержанию права служебное.

В то же время эти средства и приемы имеют нематериальный характер. Они выражены в определенных идеологических явлениях и категориях (юридических конструкциях, приемах изложения норм и др.).

2. Юридическая техника выражается в правилах (нормах), в соответствии с которыми она используется. Ее средства и приемы действуют не сами по себе. Правильное и целесообразное использование технических средств и приемов закрепляется в правилах юридической техники, которые относятся к особой разновидности технических норм, касающихся области правового регулирования. Они могут быть выражены в нормативных актах, в том числе особых инструкциях по подготовке и оформлению законопроектов. Тогда они выступают в качестве технико-юридических норм, предъявляющих законодателю, иным субъектам общественных отношений определенные требования, от соблюдения которых зависит совершенство актов.

Использование средств и приемов юридической техники внешне выражается главным образом в применении соответствующих правил. Правила юридической техники вырабатываются, прежде всего, в практической работе по подготовке и оформлению правовых актов. Высокий технический уровень законодательства и индивидуальных актов может быть достигнут только на основе проверенных и теоретически отработанных научных рекомендаций. Уровень юридической техники зависит и от данных неюридических наук.


3. Юридическая техника внешне материализуется в уровне совершенства правовых (нормативных) актов в качестве формы права. Как только средства и приемы юридической техники реально воплощаются в правовых актах, они становятся свойством данной системы законодательства. Уровень юридической техники в той или иной стране определяется прежде всего по реальному использованию технических средств и приемов в законодательстве, в правовых актах.

Юридическая техника — это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность – законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника.1

Юридическую технику можно классифицировать:

а) по видам правовых актов, которые обслуживаются данной совокупностью технических приемов и средств:

1) законодательная (правотворческая)

2) техника индивидуальных актов.

б) по содержанию приемов и средств.

1) средства и приемы юридического выражения воли законодателя (или воли субъекта индивидуального акта)

2) средства и приемы словесно-документального изложения содержания акта.

Акт применения права: понятие, признаки, виды

Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится.2

Признаки актов применения права:

1) имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, решение суда о возращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он судим.



2) это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для конкретного случая и на сходные случаи не распространяется. В этом и заключается основное отличие от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определены). Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к источника права не относятся. В сборники законодательства они не включаются.

3) правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права.3

4) издаются в установленном законом форме и имеют точное наименование.

Правоприменительные акты, условно, можно разделить на группы:

- «собственнические» акты управления;

- властные акты в области применения права;

- акты прямого осуществления центрального руководства;

- координационные акты;

- ориентировочные индивидуальные акты.

Такая классификация носит локальный характер и не может представить всю систему правоприменительных актов органов государственного управления в целом.

Правоприменительные акты могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

  1. По сфере действия во времени:

  • акты однократного действия (штрафы);

  • длящиеся акты (регистрация брака, зачисление в вуз);

  • в пространстве;

  • по кругу лиц (общего действия, индивидуальные).


  1. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды:

  • акты представительных органов государственной власти;

  • акты исполнительных органов государственной власти;

  • акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража и др.);

  • акты контрольно-надзорных органов.

3. По наименованию: постановления, приказы, указания, представления, резолюции, указы Президента о награждении, о помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры и др.

4. По отраслевой принадлежности  применяемых норм права:

  • акты применения норм уголовного права (приговор суда);

  • акты применения норм гражданского права (постановление о взыскании долга);

  • акты применения норм других отраслей права.

5. По функциональному признаку:

  • правонаделительные;

  • правообеспечительные;

  • акты-регламентаторы.

6. По способу принятия:

  • коллегиальные (например, постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии);

  • единоначальные (например, приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника).

7. По способу выражения:

  • акты-документы;

  • акты-действия;

  • акты-символы.

8. По характеру содержащегося  в них решения:

  • обязывающие;

  • управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

9. В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к 

ним норм права правоприменительные акты подразделяются на регулятивные и охранительные.

10. По своему юридическому значению акты применения права различают 

основные и вспомогательные.

11. В соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения, их можно разделить на:

  • правообразующие;

  • правоизменяющие;

  • правопрекращающие.4

Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия.

Таким образом, правоприменительные акты являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм

Список использованной литературы


  1. Аверин А. В. Правоприменительная деятельность суда и формирование научно-правового сознания судей / А. В. Аверин; под ред. М. И. Байтина.– Саратов: изд-во СГАП, 2011.– 308 с.

  2. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. — М.: «Юридическая литература», 1982.

  3. Бялт В. С. Теория государства и права в схемах : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С. Бялт. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 447 с. 

  4. Витрук Н.В. Акты применения в механизме реализации прав и свобод личности // Правоведение. 2002. -№2. С. 23-29.

  5. Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: учебник. – М.: Юстицинформ, 2014. – 536 с.

  6. Пахомов М. С. Конклюдентные действия в сфере реализации права // ВестникМосковского университета МВД России. 2009. № 4. С. 115—119.

  7. Пехтерева 3. А. Обеспечение прав граждан при применении мер пресечения //Теория и практика общественного развития. 2011. № 5. С. 231—234.

  8. Хропанюк В.Н.,Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. Н. Хропанюк ; под ред. В. Г. Стрекозова. - 9-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2015. - 323 с.




1 Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. — М.: «Юридическая литература», 1982

2 Хропанюк В.Н.,Теория государства и права : учебник для бакалавров / В. Н. Хропанюк ; под ред. В. Г. Стрекозова. - 9-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2015. – с. 25

3 Пахомов М. С. Конклюдентные действия в сфере реализации права // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 4. С. 115—119.

4 Пехтерева 3. А. Обеспечение прав граждан при применении мер пресечения //Теория и практика общественного развития. 2011. № 5. С. 231—234.