Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 789
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И не потому, что судьи, полицейские или прокуроры бездушные, а потому, что они действуют в жестких рамках регламента. Незнание юридических тонкостей функционирования российской правовой и административной системы, неверная оценка ситуации стороной, ищущей защиты, создают ошибочное представление о коррумпированности этих органов.
Минимальное количество жалоб на ФСКН РФ и ФСБ РФ свидетельствуют не столько в пользу низкой коррумпированности этих органов, сколько в пользу того, что граждане в повседневной жизни крайне редко сталкиваются с этими структурами. Положительная динамика снижения коррупционных преступлений в административных и правоохранительных органах, по нашему мнению, обусловлена двумя факторами: реформированием законодательства и общественным контролем.
Бесспорно, большой вклад в сокращении коррупции сыграл Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающий государственных и муниципальных служащих, а также претендентов на государственные и муниципальные должности подавать декларации о доходах и имуществе. Важной составляющей является проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых документов.
На сайте любой организации, имеющей бюджетное финансирование, имеется «окно», где каждый может сообщить о коррупционном поведении сотрудника.
Существенный вклад в борьбе с «распилом» бюджетных средств внесли федеральные законы № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Большой вклад в противодействии коррупции внесли IT-технологии, когда личный контакт гражданина и чиновника сведены к минимуму.
Появление новых структур, как многофункциональные центры (МФЦ «Мои документы»), также оказали влияние на снижение коррупции. Еще одним фактором снижения коррупционных преступлений стало возложение в 2017 г. на руководителей субъектов федерации, правоохранительных и силовых структур контроля за своими подчиненными всех имущественных взаимоотношений.
В случае сомнительных, недостоверных или неполных данных – обращаться в соответствующие органы и в вышестоящие инстанции с требованием об отстранении должностного лица от службы, либо применение к нему других мер дисциплинарного взыскания, если факт подтвердится. Таким образом, коррупция и взяточничество имели тенденцию как к расширению, так и к сужению сферы деятельности. Предпринятые государством шаги, направленные на противодействие этим явлениям, дали положительные результаты.
Однако с уверенностью можно сказать, что государство так и не смогло преодолеть институциональный и социетальный характер коррупции и взяточничества. Вопрос 4. Международный опыт противодействия коррупции.
Проблема коррупции, как в мировом, так и в локальном масштабе, способствовало появлению различных методов и форм противодействия этому явлению. В 2018 г. В первую десятку стран с самым низким уровнем коррупции вошли Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Сингапур, Швеция, Швейцария, Норвегия, Нидерланды, Канада, Люксембург. В 2018 г. в индексе восприятия коррупции (ИВК) Россия заняла 138-е место, а в 2020 г. – 129-е место из 180. Столько же набрали Азербайджан, Габон, Малави и Мали. В «зоне» с ещё более высокими показателями уровня коррупции находятся более двух третей стран.
Наихудшие показатели – у Сирии, Сомали и Южного Судана. С 2012 года, который является отправной точкой для сравнения стран с применением нынешней методологии ИВК, 26 стран значительно повысили свой рейтинг, в том числе: Эквадор, Греция, Гайана, Мьянма и Южная Корея. Но у 22 стран – Боснии и Герцеговины, Гватемалы, Ливана, Малави, Мальты и Польши, рейтинг снизился. Если говорить о странах СНГ и географических соседях России, самый большой рывок за год совершила Армения. Существенно улучшил свои показатели Казахстан. В 2020 г. По сравнению с предыдущим годом ухудшили свои показатели Украина, Беларусь и Молдова. Неизменными остались показатели у Грузии, Азербайджана, Таджикистана и Туркменистана.
Одним из инициаторов активного противодействия коррупции внутри страны и на международной арене выступили США. В конце 1960-х годов с коррупцией в США решили бороться специальными методами. В частности, специалисты ФБР разработали и успешно осуществили операцию под названием «Шейх и пчела». Агенты ФБР внедрялись в коррупционные сети под видом посредников арабских миллионеров и предлагали высокопоставленным государственным служащим и конгрессменам большие взятки за продвижение их коммерческих интересов. В результате операции только за один год было уличено в коррупционных преступлениях и впоследствии уволено свыше двухсот государственных чиновников. Крупный скандал, связанный с деятельностью американской компании «Локхид» в Японии, привел не только к отставке правительства страны, но побудил американских законодателей принять в 1977 г.
Акт о зарубежной коррупционной практике. Этот Акт ставил вне закона подкуп зарубежных должностных лиц американскими гражданами и компаниями. С целью усиления мер по борьбе с коррупцией и оказания содействия американским компаниям в решении этой проблемы на международном уровне в начале XXI в. министерство торговли США создало на своем в интернете «горячую линию». Таким образом, теперь любая фирма может сообщить об известных ей случаях использования взяток при заключении международных контрактов непосредственно в министерство торговли США. В США удалось выстроить достаточно эффективную систему, создающую условия для действенной борьбы с коррупцией. Антикоррупционное законодательство США чрезвычайно жесткое. Так, за различные виды коррупции – взятка, кикбэкинг (выплата части незаконных денег участнику сделки) и др., предусмотрены штрафы в тройном размере взятки, или тюремное заключение от 15 лет, либо то и другое одновременно, а при отягчающих обстоятельствах – лишение свободы до 20 лет.
В числе мер, направленных на противодействие коррупции в США, являются наличие юридической ответственности как за активный, так и пассивный подкуп должностных лиц, учреждений или организаций. Даже за предложение и обещание дачи взятки в обмен на совершение незаконных действий должностным лицом (так называемый активный подкуп), наступает уголовная ответственность. Уголовно наказуемым является требование денег или имущественных благ либо их получение для содействия в устройстве на государственную службу.
А отсутствие иммунитета у должностных лиц, независимо от должности, включая президента, конгрессменов и сенаторов, могут быть привлечены к уголовной ответственности, существенно снижает уровень коррупции. Однако и после окончания службы в отношении госслужащих действует ряд ограничений, в том числе в течение двух лет после выхода в отставку запрещается выполнять представительские функции при разрешении органами исполнительной власти конкретных дел, которые относились к ведению этого государственного служащего в течение года, предшествовавшего прекращению его службы.
Двухлетний запрет распространяется и на бывших «старших чиновников» исполнительной власти. Они не должны поддерживать контакты с прежним местом работы, не могут представлять чьи-либо интересы по любому вопросу перед тем ведомством, в котором они служили, или каким-либо госслужащим этого ведомства. Одним из направлений антикоррупционной стратегии США является комплекс этических и дисциплинарных норм.
В их числе ограничение на побочный (по совместительству) заработок, размер которого не должен превышать 15% оклада по должности. Это ограничение распространяется на должностных лиц всех ветвей власти, за исключением членов Сената США. Чиновники, назначаемые президентом, вообще не могут получать «какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей».
Не последнюю роль антикоррупционной стратегии США играет запрет для сенаторов США и сотрудников его аппарата на принятие подарков от частных физических и юридических лиц, которые впоследствии могут быть заинтересованными в одобрении Сенатом конкретных законов. Стоимость подарков, получаемых сенатором из других источников (исключая родственников) в течение календарного года, не должна превышать в совокупности 300 долл.
Свои методы борьбы с коррупцией появились и в Японии. В частности, особое значение законодательство Японии придаёт запретам в отношении политиков, государственных и муниципальных служащих.
Они, в частности, касаются многочисленных мер, которые политически нейтрализуют японского чиновника в отношении частного бизнеса как во время службы, так и после ухода с должности. В рамках антикоррупционной политики Японии одним из важнейших направлений противодействия коррупции является кадровая политика. Государственное администрирование построено здесь на принципе меритократии и ориентировано на службу.
Японским чиновникам гарантирована достойная оплата труда. Большое внимание уделяется этичному поведению политиков и служащих. С апреля 2000 г в стране действует Закон «Об этике государственных служащих», а также утверждённые правительственным указом этические правила государственного служащего и нормы административных наказаний за их нарушение. В этических правилах государственного служащего даются развёрнутое определение «заинтересованного лица» и подробный перечень неэтичных действий, что исключает произвольное толкование норм Закона.
В Японии, в соответствии с законом «О раскрытии информации» (2001), ведётся реестр лиц, против которых выдвинуты обвинения в коррупции или причастности к организованной преступности. Этот факт доводится до сведения общественности через средства массовой информации и может повлечь за собой установление контроля за поведением конкретного лица, применение к нему ряда ограничений. Японское законодательство устанавливает строгие ограничения в отношении финансирования избирательных кампаний, партий и иных политических организаций. Прежде всего это касается порядка пожертвований в пользу кандидатов на выборах, политических фондов.
Нарушение положений Закона влечёт за собой применение санкций, распространяющихся на ответственных лиц как предоставляющей, так и получающей пожертвования стороны, а также на посредников. Антикоррупционная политика Японии предполагает подотчётность политического руководства, реформу финансирования политических партий и избирательных кампаний; поддержание престижа государственной службы; обеспечение гражданских свобод.
Еще одним ярким примером эффективной борьбы с коррупцией, является операция «Чистые руки», проведенная в Италии в 1993 – 1994 годов, операция имела ошеломляющие результаты. К началу 1990-х коррупция в Италии опутала всю государственную систему и спровоцировала политический кризис. По той же схеме, что и в Японии, в Италии предприниматели покупали себе защиту либо устраняли конкурентов, финансируя политиков. Прочные коррупционные связи между бизнесом и чиновниками стали обычным делом. Чем теснее становились связи, тем больше возможностей появлялось у нечистых на руку бизнесменов: государственные заказы, важные контракты, внутренняя секретная информация.