Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 790

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Коммунистическая концепция. Роль государства в обществе максимальна.

Государство – главный инструмент социальных преобразований, его задача – привести общество к светлому будущему. Это приводит к тоталитарному государству. Социальная цель каждого конкретного государства определяется множеством факторов.

В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, и социальная цель такого государства – обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере и во внешней сфере. политика. Роль государства в обществе меняется в зависимости от воли людей.

Социальная цель государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепции социальной цели, государство решает проблемы, стоящие перед обществом.

Задача государства – глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе своего развития.

Задачи государства – это проблемы, которые необходимо решать, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (поскольку они предопределены).

Любое государство должно по мере возможности решать стоящие перед ним задачи.

Задачи государства на современном этапе:

1. обеспечение самосохранения общества и государства;

2. обеспечение безопасности и укрепление государства;

3. государство способствует социальному, экономическому и культурному развитию общества;

4. государство преодолевает существующие в обществе противоречия (социальные, национальные).

Задачи государства определяют функции государства.

Функции государства – определяются его сущностью и социальным назначением, основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Функции характеризуют деятельность государства.

Функции и деятельность государства – это не одно и то же. Характеризуя функции государства, отметим, что важным является вопрос о соотношении деятельности государства и самого общества. Государство должно заниматься такой деятельностью, где требуются единообразие, дисциплина и максимальная концентрация сил и ресурсов в определенных сферах деятельности.

Власть всегда стремится представить свою деятельность в выгодном свете. О деятельности государства нельзя судить по заявлениям властей.


Реальный показатель – это государственный бюджет (он показывает, на какие цели расходуются государственные средства, какие цели являются приоритетными по финансовым затратам).

Признаки функций:

1. функции носят объективный характер;

2. функции систематические, постоянные;

3. функции выражают функции выражают сущность и социальную цель государства, а деятельность государства реализуется;

4. функции возникают и развиваются в соответствии с задачами и целями государства;

5. функции выполняются всем государством, механизмом государства в целом (например, оборонная функция осуществляется обоими государственными органами – Министерством обороны, Советом безопасности, а материальными средствами – вооруженные силы).

Функции государства в целом следует отличать от функций его отдельных органов.

Функции государственных органов – это реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

6. Функции государства выполняются в определенных формах и определенными методами. В зависимости от условий деятельности государства, внутренних и внешних факторов зависят приоритеты, которые получает та или иная функция. Различают внутренние и внешние, постоянные и временные функции государства.

Внутренние функции государства:

1. принятие законов и контроль за их соблюдением;

2. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

3. определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);

4. реализация единой финансовой, денежно-кредитной и таможенной политики (функция финансового контроля);

5. обеспечение точного и полного исполнения законодательных норм всеми участниками общественных отношений (правоохранительная функция);

6. оказание социальной помощи нуждающимся членам общества (социальная функция);

7. реализация мероприятий, направленных на сохранение и восстановление окружающей природной среды (экологическая функция).

Внешние функции государства. Внешние функции государства:

1. осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;



2. заключение международных договоров о войне и мире, экономическом и культурном сотрудничестве;

3. обеспечение национальной безопасности и защиты от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

4. определение статуса государственной границы и ее охрана. Постоянные и временные функции.

Функции также делятся на постоянные и временные. Это деление очень условно, так как все функции, как и само государство, исторически изменчивы. Функции, вытекающие из характера данного государства, обычно считаются постоянными.

К временным функциям относятся те, которые, возникнув, перестают действовать в обозримом периоде времени. Сегодня в качестве примера таких функций можно привести функции по борьбе с эпидемиями, природными или техногенными катастрофами.

Вопрос 3. Механизм государства. Понятие и виды государственных органов.

Механизм государства – это система государственных органов, учреждений и организаций, взаимосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями в целях управления обществом и защиты его основополагающих интересов. Материальная сила государства воплощена в механизме.

Термин "механизм" лежит в основе сравнения государства с машиной, с помощью которой правящие силы управляют обществом, иногда навязывая ему свою волю посредством принуждения.

Основу государственного механизма составляет особая система органов, непосредственно связанных с осуществлением определенных государственных функций.

"Орган" происходит от греческого "органон", что означает "инструмент, инструмент". Государственные органы представляют собой относительно обособленные формализованные структуры, они взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом, образуют единую систему. С их помощью государство проводит свою политику и поддерживает определенный политический режим в обществе.


В структуру государственного механизма входят:

1. государственный аппарат;

2. государственные учреждения;

3. государственные предприятия.

Государственный аппарат – это совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями.

В ее состав входят: законодательные органы, органы исполнительной власти, судебные и правоохранительные органы. Принципы организации, структура, характер взаимодействия основных звеньев (элементов) механизма государства имеют свою специфику, предопределяемую особенностями того или иного типа государства. Однако эти характеристики могут трансформироваться с развитием государства.

Организация государственной власти, построение государственного механизма во многом определяются сущностью государства, стоящими перед ним задачами и целями. На структуру и функционирование механизма государства влияют и форма государственного устройства, и форма правления, и политический режим.

Понятие и виды государственных органов Государственный орган – это учреждение, которое в пределах своей компетенции участвует в осуществлении функций государства и наделено для этого соответствующими полномочиями.

Роль и место каждого органа в механизме государства напрямую связаны с правовым статусом этого органа, закрепленным в нормативных правовых актах, с важностью и характером функций государства, в осуществлении которых этот орган участвует.

Основные признаки государственного органа, отличающие его от других (в том числе негосударственных) органов и организаций:

1. Орган государства осуществляет свою деятельность от имени государства, для чего наделяется соответствующими государственными полномочиями, полномочиями по изданию нормативных правовых и индивидуальных актов, действие которых обеспечивается путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

2. Важнейшим признаком государственного органа является его компетенция – властные полномочия (совокупность прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция определяется предметом, то есть конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция, как правило, закреплена законодательно (в конституции или действующем законодательстве). Осуществление государственным органом своей компетенции является не только его правом, но и обязанностью.


3. Деятельность государственного органа всегда юридически оформлена. Она осуществляется на основании нормативного, как правило, специального положения (устава) о государственном органе. В таком акте определяется правовой статус этого органа, его полномочия, закрепляется внутренняя структура, порядок, порядок его деятельности, основы взаимоотношений с другими органами, учреждениями и организациями и т. д.

4. Орган государства – это относительно обособленная, самостоятельная структура, занимающая свое, строго определенное место в системе государственных органов и осуществляющая свою деятельность по осуществлению соответствующей государственной функции в пределах своей компетенции, т. е. в конкретных, четко определенных законодательством формах, а также специфическими методами, присущими данному виду органов.

5. Орган Государства состоит из сотрудников, которые поддерживают отношения особые законодательные между собой и органом. Это государственные служащие, они состоят на государственной службе, их, деятельность регулируется федеральными законами.

6. Для выполнения функций, возложенных на него, государственный орган наделяется определенными финансовыми и материальными средствами.

7. Орган государства создается в учредительном порядке. (Государственной Думой, Президентом, правительством, министерством). Все органы

Государства имеют свои особенности: порядок формирования, структуру, характер деятельности. Классификация государственных органов.

1. К первичным органам государства относятся институты представительной власти: учредительное собрание, парламент. Они сформированы непосредственно в результате выборов. Это также включает главу государства (президента), если он будет избран непосредственно населением.

2. К производным (или вторичными) относятся, органы исполнительной власти (правительства, министерства.). Их полномочия четко определены и закреплены в нормативных актах, касающихся этих органов. В унитарных государствах, система государственных органов, построена на основе иерархической лестницы. В федерациях, как правило, представляет собой систему из двух уровней, состоит из федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов российской федерации. По форме реализации государственной деятельности органы государства классифицируются на представительные, исполнительно распорядительные, судебные, прокурорские и иные контрольнонадзорные органы.